15:58 04.04

В Национальном художественном музее откроется выставка в честь 100-летия мастера-костореза Т.В. Аммосова

РИГ SAKHAPRESS.RU Аммосов Терентий Васильевич. Народный  художник  РСФСР (1962) и ЯАССР (1952), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958), лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1976).02.04.1912, Курбусахский наслег Усть-Алданского улуса – 04.09.1988, Якутск. В юбилейный год 385-летия вхождения Якутии в состав Российского государства и 90-летия Якутской автономии общественность республики отмечает 100-летие со дня рождения крупнейшего мастера XX века, самобытного резчика по бивню мамонта Терентия Васильевича Аммосова. С его именем связаны возрождение и развитие в якутской резьбе по кости орнаментально-сюжетной композиции, обновление круга тем и образов, расширение границ жанров и техники резьбы, что определяет весомый вклад художника в изобразительное искусство Якутии. Терентий Васильевич, как многие мастера-самородки из народа, резьбу по бивню мамонта освоил самостоятельно, его творческий путь начался в середине сороковых годов и охватывает период вплоть до конца восьмидесятых. В арсенале резчика – многофигурная композиция и портрет, важное место в творчестве мастера занимали ажурные шкатулки, кумысные кубки-чороны и шахматы, портсигары, курительные трубки, ножи, тематические письменные приборы и ювелирные украшения. В технике автор демонстрирует широту своих возможностей, сочетание низкого рельефа с тончайшей сквозной резьбой, в которой ему не было равных. В вариациях декоративных шкатулок увлекают образная трактовка, высокое мастерство и широкий диапазон исполнительской техники. Жанровые композиции по обыкновению имеют характер рассказа, его герои – северный человек и северная природа, взятые в ситуациях обычной повседневной жизни. Мастер отбирает наиболее характерное, обобщая само изображаемое явление, в то же время не скупясь на выразительные средства пластики, на «сделанность» отдельных деталей. Аммосов в полной мере использует декоративные качества бивня мамонта, нередко применяя в работах коричневато-золотистый цвет его верхней поверхности; вводит в изделия и такой материал как корень березы, который давал дополнительный живописный эффект, оттеняя пластичность и бело-молочный тон кости. Труд и самородный талант на долгие годы сделали Т.В. Аммосова признанным лидером якутского косторезного искусства XX века. Что касается пластических средств выразительности, то они близки стилю народных мастеров конца XIX века, в то же время несут в себе принципы станкового искусства, приобретенные за годы тесного общения с художниками профессионалами. Художественный мир Аммосова целостен, взгляд его широк, проникновенен и эмоционален. Знаток фольклора, наделенный даром певца-импровизатора, он был продолжателем культурных традиций народа саха. Как истинно народный мастер, он не мог не создавать украшенные узорами праздничные кубки-чороны, которые веками изготовляли предки из дерева для кумысного праздника ысыах. Отметим, что на значительной части чоронов мастера, сюжеты и орнамент передают идею плодородия и изобилия, что вполне соответствует семиотическим функциям древнего сосуда. И здесь уместно еще раз поставить акцент на свойстве универсального таланта Терентия Васильевича – умении органично создавать орнаментальные композиции. Орнамент – важный компонент эмоционально-образной сути многих произведений резчика, его  удивительно проникновенная красота всегда несет пластическую и смысловую нагрузку даже в самых обыденных мотивах. Эти стилистические особенности художественного языка мастера, опиравшиеся на старинные приемы якутской резьбы, оставались неизменными на протяжении его долгой творческой жизни. Автора всегда привлекала своеобразная эстетика олонхо, выразительность типажей, узорочье одежд, предметов народного быта. Т.В. Аммосов один из первых обращается к созданию сюжетных шахмат, и здесь богатый красочный мир якутского героического эпоса нашел свое пластическое решение в оригинальных по художественному замыслу комплектах шахмат. Ему, по сути, традиционалисту, не был чужд дух экспериментаторства. Он мечтал о серийном выпуске фарфоровых чоронов. И ему удалось исполнить пробные изделия на Рижском фарфоровом заводе. Сервизы и отдельные фигуры якутских воинов с элементами росписи и позолоты действительно являются художественно полноценными вариациями на национальную тему. Обращался мастер и к резьбе по дереву, исполняя из березового корешка удьургая миниатюрные сервизы кумысной посуды, конных всадников. В память об аласе детства из стволов могучих деревьев смастерил Терентий Васильевич нарядные коновязи, разубранные узорами, и поставил на поляне перед своей любимой дачей. Каждую весну собирал он друзей и соседей под сенью сергеляхских сосен справлять по древнему обычаю ысыах и водить осуохай. В свойственной ему красочной декоративной манере выполнена последняя крупная работа мастера ларец «Олонхо» (1988). Торжественно звучит ажурная вязь растительного орнамента, обрамляя картуши со сценками основных перипетий древнего сказания, повествуя переплетениями непрерывных завитков о Добре и Зле, ценности и бесконечности жизни и эта была последняя песнь мастера, завещавшего нам любовь ко всему Сущему... А.Л. ГАБЫШЕВА, искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ и РС (Я), действительный член Академии духовности РС (Я) Выставка работает с 6 апреля 2012 года в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) по адресу: ул. Кирова, 9. Телефон для справок: 33 52 79
Наш канал в Telegram