13:52 06.04

Депутаты обсудили проблемы музыкальных школ и школ искусств

РИГ SAKHAPRESS.RU В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) прошел круглый стол «Дополнительное образование в Республики Саха (Якутия): новый вектор развития», на котором были обсуждены, в том числе, вопросы дополнительного образования сферы культуры и искусства. С докладом на эту тему выступил заместитель министра культуры и духовного развития Владислав Левочкин. В Республике Саха (Якутия) в настоящее время действуют 83 учебных заведения и 36 филиалов музыкальных школ и школ искусств, в которых обучается 14218 детей (9,2% от всего детского населения республики). Обучение ведется по четырем основным направлениям: музыкальное, художественное, хореографическое и театральное. Дополнительное образование детей, которое реализуется в кружках, творческих студиях, секциях, а также в общеобразовательных школах традиционно находится в ведении Министерства образования и науки РФ, поскольку целью данного образования является общее эстетическое развитие детей. Перед детской школой искусств изначально ставились иные цели и задачи. Учебные программы ДШИ направлены на овладение детьми профессиональными навыками, необходимыми для поступления в средне-профессиональные учебные заведения: музыкальные, художественные и хореографические училища. Сохранение и развитие уникальной системы подготовки профессиональных кадров для нашей отрасли в цепочке: детская школа искусств – училище – вуз, невозможно без стабильного и качественного функционирования первого звена трехуровневой системы образования. Детские школы искусств функционируют во всех 36 муниципальных образованиях республики. В них работают 1128 педагогов дополнительного образования, из них 1047 штатных работников и 81 совместитель. 538 педагогов (47,7%) имеют высшее, 590 (52,3%) – среднее специальное образование. На данный момент одним из деликатных вопросов является возрастной ценз преподавательского состава детских школ искусств республики. Анализ возрастных категорий педагогов, работающих в ДШИ, показывает следующее: 14% - педагоги в возрасте до 30 лет, 25% - от 31 до 40 лет, 25% - от 41 до 49 лет, 36% - от 50 и старше. Основной контингент преподавателей – люди пенсионного и предпенсионного возраста. Главные причины медленного притока молодых специалистов: низкая заработная плата базовой категории преподавателей, при переезде не предусматривается подъемная оплата, работодатель не имеет возможности обеспечения жильем, нет целевой программы на строительство жилья молодым специалистам этой сферы в сельской местности. Материально-техническая база детских школ искусств оставляет желать лучшего. Особенно это касается помещений, в которых обучаются дети.                                              Большинство зданий деревянные, 9 школ находятся в аварийном состоянии,  6 школ требуют капитального ремонта, 11 школ арендуют здания у других учреждений. Некоторые учебные заведения работают в зданиях, построенных в 30-40е годы прошлого века. Средства на капитальный ремонт субсидируются муниципалитетам из республиканского бюджета, но при дефиците они в основном направляются в общеобразовательные учреждения и учреждения здравоохранения. Зачастую в муниципальных образованиях к школам искусств относятся по остаточному принципу. Музыкальные инструменты давно устарели и изношены, денег на приобретение выделяется недостаточно Вопрос финансового обеспечения детских школ искусств осложняется тем, что ведомственная  принадлежность ДШИ точно не определена. В связи с реформированием органов самоуправления, детские школы искусств находятся в ведении управлений культуры, управлений образования, и управлений по социальной политике. Многие школы оказались в сложной ситуации по ряду вопросов: это аттестации педагогических работников, изменение учебных планов, программ, вопросы финансирования. Со стороны учредителей крайне ограничено выделяются средства по статье расходов «фонды материального обеспечения». Даже по городским школам основные финансовые расходы составляют фонд оплаты труда и коммунальные расходы. На поддержку материально-технической базы: проведение ремонтных работ, благоустройство территорий, учебных помещений, обновление музыкального и другого инструментария, износ которых составляет почти 80%, технических средств обучения, денег, как правило, нет. Поэтому, говорить об инновационных методах обучения не приходится. Уровень заработной платы педагогических работников Детских школ искусств остается крайне низким. Средняя заработная зарплата по  республике составляет 10-11 тысяч рублей. Минимальные должностные оклады установлены ниже определенного Правительством Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Не решен вопрос о продолжительности рабочего времени, норме часов педагогической работы за ставку заработной платы в детской школе искусств. При одинаковых затратах и условиях работы ставка заработной платы в младших классах общеобразовательных школ предполагает нагрузку 24 часа в неделю, а в старших – 18 часов. В то время как в учреждениях дополнительного образования детей приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2075 норма часов за ставку заработной платы единая и составляет 18 часов. Отменено право досрочного выхода по выслуге лет на трудовую пенсию преподавателям детских школ искусств. До сих пор существует неоправданное требование о необходимом стаже в 18 лет и 6 месяцев. Все это говорит о слабой социальной защищенности педагогических работников Детских школ искусств. Достаточно сложным остается вопрос родительской платы за обучение детей в школах искусств. Правительством Республики Саха (Якутия)  от 11 августа 2011 года №378  издано  Постановление о признании утратившим силу Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 марта 1994 года №108 «О размерах платы родителей за посещение детьми детских  музыкальных, художественных школ и школ искусств». Тем самым в республике отменена родительская плата, и нет возможности сбора взносов с родителей обучающихся, целенаправленно использовавшихся для обновления материального фонда образовательного учреждения, а также для частичной оплаты поездок учащихся на всероссийские и международные конкурсы, фестивали. Многие проблемы возникли по причине того, что с 1992 года до настоящего времени у Министерства культуры Российской Федерации отсутствовали полномочия по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере культуры и искусства. Они были закреплены только за Министерством образования и науки Российской Федерации. Сегодня Министерство культуры РФ активно решает проблемы, связанные с установлением единой нормы часов за ставку заработной платы педагогическим работникам, назначением преподавателям досрочной пенсии по выслуге лет, адаптированием для детских школ искусств норм СанПиНа, внесением в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей особенностей функционирования детских школ искусств, введением Федеральных государственных требований. По всем перечисленным вопросам Минкультуры России уже направило предложения в Минобрнауки России. В настоящее время осуществляется разработка федеральных требований к предпрофессиональным программам в области искусств, в которых будут учитываться многолетние учебно-методические традиции детских школ искусств. Кроме принятия Федерального Закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании (№145-ФЗ от 17 июня 2011г.), который направлен на восстановление утраченной специфики отраслевого образования, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 590 Министерству культуры Российской Федерации даны полномочия по выработке государственной политики в области образования в сфере культуры и искусств. Федеральный закон №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предусматривает, что учреждения дополнительного образования детей «Детские школы искусств» находятся  во введении местных администраций муниципальных образований.  Соответственно должны соблюдаться в полном объеме общие принципы финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных  учреждений, которые осуществляются за счет федеральных нормативов независимо от типа муниципальных учреждений. Необходимо напомнить, что в Послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 года поставлена задача по улучшению ситуации в учреждениях культуры, которые непосредственно работают с детьми. В послании подчеркивается, что средняя зарплата в этой сфере сейчас вдвое меньше среднемесячной зарплаты в экономике. «Что и несправедливо, и абсолютно недальновидно, поскольку возрождение культуры может стать одним из главных факторов модернизации России», – таковы слова главы государства. В адрес федерального правительства дано указание помочь территориям в реализации программ в этой сфере по обновлению инфраструктуры сферы культуры, использованию современных технологий, а также повышению оплаты труда людей, которые посвятили себя этому важному делу. В целях повышения социальной защищенности и для успешного внедрения Федеральных законов в сфере культуры и искусства необходимо  разработать план мероприятий по введению федеральных государственных требований на уровне Республики Саха (Якутия), определиться с финансированием детских школ искусств с учетом федеральных государственных требований,  предусмотреть вопрос о продолжительности рабочего времени в детских школах искусств (18 часов), изыскать финансовые средства на повышение заработной платы по норме часов за ставку заработной платы педагогическим работникам, а также другим работникам осуществляющие работу в системе культуры. Для сохранения и дальнейшего развития детских школ искусств нашей республики Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) внесло предложения по усилению взаимодействия органов управления культурой и образованием на республиканском уровне на основе межведомственных координационных планов и программ, определения основных целей и задач, а также разработке и внедрению целевой программы развития художественного профессионального образования в Республике Саха (Якутия). Пресс-центр Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
Наш канал в Telegram