09:39 17.04

Евгения Михайлова: «Будущий учитель, врач или инженер должен быть в первую очередь личностью»

Газета «Ил Тумэн», № 13, 06 апреля 2012 года. Мы предлагаем вашему вниманию интервью ректора Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова Евгении Михайловой. «Быть на шаг впереди» – Скоро будет два года, как Вы стали ректором Северо-Восточного федерального университета. Как бы оценили итоги этого организационного периода? Что получилось, а что нет? – Главную задачу для себя я вижу в том, чтобы сформировать в университете коллектив единомышленников из числа преподавателей, профессоров, сотрудников, студентов, особенно старших курсов, которые понимали бы, какая миссия и роль отведена федеральному университету на северо-востоке страны. Если раньше ЯГУ выпускал кадры только для республики, то новые задачи СВФУ с учетом геополитических интересов Российской Федерации – готовить специалистов, создавать человеческий капитал, интегрироваться в экономику северо-восточных регионов страны, помимо нашей республики, таких как Камчатка, Чукотский автономный округ, Магаданская область, Сахалин, частично Красноярский край, Амурская и Иркутская области. Это не только подготовка кадров, это участие в модернизации, строительстве экономики будущего через создание новых рабочих мест, то, чем раньше университеты не занимались. В ХХI веке изменился подход к знаниям, студентов надо учить не только накапливать знания, а уметь применять. Новая для российских вузов система, а как известно, наши вузы стали постепенно переходить на европейскую двухуровневую систему подготовки профессионалов с высшим образованием – бакалавриат и магистратуру – помогает разделить подготовку кадров для экономики и подготовку исследователей для науки. Должна заметить, что многие вузы в стране уже давно перешли на уровневую систему. Кредитно-модульная система, в которой заключается основной бонус для студентов, внедрена в учебный процесс большинства вузов, например, в РУДН – лет 20. Мы, к сожалению, занялись этим всем совсем недавно. И, как всё новое, встречает некоторое сопротивление со стороны отдельных сотрудников, преподавателей и даже руководителей структурных подразделений, людей вроде бы самых заинтересованных в улучшении качества работы, повышении качества обучения. Стать личностью Сегодня наша задача – создать условия для студента, чтобы он мог выбрать собственную образовательную программу, индивидуальный набор знаний и умений, практических навыков. Например, если говорить о подготовке врачей, то я даже с некоторым ужасом думаю о том, какой должна быть материальная база, чтобы выпустить такого специалиста, который, придя работать в больницу, на сто процентов умел бы пользоваться достижениями современной медицинской науки, занимался бы профилактикой, сам был здоров и проповедовал здоровый образ жизни. В целом, можно сказать, что врач, учитель или инженер, вышедший из стен федерального университета, должен быть в первую очередь личностью, которая умеет не только теоретически рассуждать, но и совершать практические шаги и конкретные поступки, умеет принимать собственные решения, отстаивать культурные ценности и политические интересы своей родины. Это масштабные задачи, которые наши структуры, творческие коллективы решают по разным направлениям. Но мы только приступили к этому процессу, пока есть начальные наработки. Разработали концепцию, которую в 2009 году утвердили на межведомственной комиссии под руководством министра образования Андрея Фурсенко. Потом мы разработали программу развития университета, долго ее согласовывали, наконец, 7 октября 2010 года Владимир Владимирович Путин одобрил ее. Но сегодня видно, что можно и надо было добавить в нее. Мы были зажаты тем, что добивались финансирования в миллиард рублей в год. О такой сумме мы думали, как о чем-то вожделенном. Конечно, мечтали приобрести самое современное оборудование, чтобы будущие врачи, биологи, инженеры получили возможность обучаться самым последним технологиям. Но со временем выяснилось, что даже если преподаватели и студенты готовы осваивать современное оборудование, то на практике действующие предприятия, те же медицинские учреждения, отстают в плане оснащения, так что обученному по новым стандартам врачу негде применить полученные навыки. Что уж говорить, современное состояние производственной базы многих отраслей очень нас удручает. Мною было предложено Правительству республики провести силами преподавателей, ученых СВФУ технологический аудит в предприятиях, научных и лечебных учреждениях. Но что-то долго решается вопрос. Не быть урокодателями и лекциочитателями – Чего пока не удалось достигнуть? – Менталитет тех, кто работает в университете, к сожалению, пока мало изменился. Сама себя урезониваю: может быть, я слишком многого хочу – реализовать так много идей за столь короткий срок. Но мы сами определили свою задачу – стать к 2020 году самым крупным университетом не по численности студентов, а как ведущий научно-исследовательский, учебно-образовательный, культурный центр для всего Дальнего Востока, известный своей деятельностью, поэтому притягательный, вызывающий интерес и желание учиться или сотрудничать. Очень хотела бы, чтобы все без исключения преподаватели стремились постигать что-то новое, учиться, внедрять новое отношение к работе. Конечно, есть «звездочки», такие как Николай Георгиевич Самсонов, Никита Гаврилович Соломонов, Виктор Данилович Михайлов, Николай Михайлович Гоголев, Пальмира Георгиевна Петрова, Сергей Вячеславович Попов, Василий Васильевич Максимов, Алексей Егорович Местников, Степан Константинович Колодезников, но таких, к сожалению, немного, или я еще не услышала, вернее, результатов не вижу. Есть, как мне говорят сами студенты, «урокодатели», «лекциочитатели». Отвели свои часы и бегут на другую работу, а студенты хотели бы, чтобы в это время с ними дополнительно занимались, вели кружки. В свое время я удивлялась, почему Михаил Ефимович Николаев говорил: «Университет работает только до трех часов дня». А сейчас убедилась, что действительно некоторые факультеты так и функционируют. К сожалению, не всегда нахожу отклик в понимании своего долга и ответственности. Говорят, что я хочу вернуть советское время, но ведь сейчас наши преподаватели имеют возможность много ездить и видят, как работают в тех же американских, немецких, японских вузах – «от и до», оптимальный рабочий день – 12 часов. Я не призываю работать с восьми до восьми каждый день, но дело в том, что студенты как раз после трех часов дня освобождаются от лекций и есть время заняться с ними научно-исследовательской и другой работой по будущей специальности. Не понимаю, как может преподаватель вуза не иметь возле себя группу учеников, с которыми он работает более тесно и серьезно по своей теме, не ведет кружки, студии, не ведет беседы на общественные темы, да иногда молодому человеку требуется с кем-то просто поговорить о жизни. Мы создали несколько Советов для развития студенческого самоуправления. Могу сказать, что благодаря деятельности СИС – совета интеллектуального развития студентов у нас 26% занимаются в научно-исследовательских кружках. Студенческие танцы Стараюсь больше общаться непосредственно с самими студентами. Молодые люди более открыты, непосредственны и говорят то, что думают. И очень часто во время беседы с ними у меня возникает вопрос: почему же до меня, ректора, никто им это не объяснил? Это касается элементарных вопросов этики, морали, культуры, навыков поведения. Самой первой группой студентов, с которой мне довелось встретиться, были правонарушители. В беседе с одним из молодых людей выяснилось, что он ходил в клуб «Дракон», сделал долг на семь тысяч, не мог заплатить, хотел убежать, охрана, говорит, разбила ему зуб и вызвала милицию, в завершение он оказался «на ковре» у ректора. Я у него спросила: «А зачем ты туда пошел?». Он ответил: «Хотел потанцевать с девушками, ведь в университете танцы запрещены». Я была очень удивлена – мне никто не говорил, что в свое время дискотеки в ЯГУ отменили. – Как? Но ведь «танцы на Сергеляхе» для очень многих поколений выпускников – это самые лирические воспоминания молодости, и очень много супружеских пар познакомились именно на студенческих вечерах… – Я даже видела приказ по ЯГУ! Для справедливости скажу, что он был издан до А.Н. Алексеева. Сейчас возобновили дискотеки, которые ведут сами студенты, они говорят: «У нас самый трезвый танцпол!» Так и есть. Мне лично нравится: в здании КФЕН наверху можно посидеть в кафе, выпить соки, напитки, пообщаться, а внизу – потанцевать, пообщаться, установить контакты, да, вообще, энергию выплеснуть. Не зря в древности мудрецы говорили: «Музыка для души, физкультура для тела, математика – гимнастика для ума». После этой встречи я взяла себе за правило регулярно общаться со всеми студентами, не только с нарушителями, разговаривать с ними, отвечать на их вопросы. Проводим конференции, семинары первокурсников, выпускников по тематике будущей профессии. Но больше времени отвожу личным встречам, помочь каждому – мой долг. Активно работает Совет по творческому развитию студентов, в котором собрались коммуникабельные, жизнерадостные люди, конечно же, наши студенты. Они понимают, что значит – творить свое время. Построить дом Стараемся предоставлять возможности для контактов с будущими работодателями. Правда, потенциальные работодатели не очень-то к этому стремятся. Никого пока не могу поблагодарить, кроме строителей, даже моих любимых учителей, к сожалению, Хотя мы открыли двери для них – за эти неполные два года более 3000 учителей смогли повысить квалификацию, мы стараемся приглашать лучших профессоров, педагогов России, тех, кто действительно знает перспективные технологии в области педагогики. А вот строители пошли навстречу – мы создали ассоциацию из старшекурсников, преподавателей и представителей строительных организаций. Надеемся, скоро получим программу подготовки инженера-строителя, благодаря которой студент-бакалавр будет параллельно овладевать рабочей профессией, например, нормировщика. Работодатели хотят получить специалиста, стопроцентно отвечающего требованиям реального строительства, и университет должен предоставить для этого возможности. Преподаватели инженерно-технического факультета отнеслись к этому с пониманием и создали шесть малых инновационных предприятий. К примеру, Алексей Егорович Местников сейчас получает патент на свое ноу-хау в сфере разработки новых стеновых панелей. Мы купили для них оборудование, строятся цеха, мини-завод-лаборатория по производству стеновых панелей, в перспективе у МИПа – выход из стен университета, став конкурентоспособным предприятием, студенты этого факультета летом 2011 года строили жилые дома в селе Аппаны Намского улуса. Добиваемся, чтобы будущий инженер сам мог построить дом полностью – возвести стены, уложить пол, поставить окна, провести электропроводку, отопление, сантехнику, то есть полностью овладеть технологией строительства под ключ. А иначе какой он инженер-строитель? Те же тенденции в обучении врачей, биологов, учителей, горняков, энергетиков, геологов и др. Математики нынче в моде Для физико-технического института мы готовим программы, чтобы готовить физиков, которые могли бы работать в реальном производстве – в сфере энергосбережения, атомной промышленности, для школ. На идею по-новому учить математиков меня натолкнули встречи с руководством «МегаФона» и АФК «Система». Те инженеры, которых сейчас готовят в технических вузах страны, им не нужны. По их словам, требуются математики-аналитики, которые имеют системное мышление, умеют сравнивать, сопоставлять. И мы открыли специальную группу по программе «Математика +», назначили ежемесячную стипендию десять тысяч рублей. Пришли сильные студенты, показатели их учебы меня радуют – качество высокое. Надеюсь, что для инфокоммуникационной сферы мы подготовим востребованных специалистов, тем более АФК «Система» стала соучредителем эндаумента университета. Мы должны сделать серьезные преобразования в подготовке программистов, чтобы начать сотрудничество с университетом Дели (Индия), но для этого наши математики-программисты должны достичь определенного уровня – пока его нет. Занялись робототехникой – создали малую компьютерную академию при институте математики и информатики, закупили оборудование, кое-что нам подарили корейцы, которые очень продвинуты в робототехнике. Руководит академией Василий Васильевич Максимов, одаренный и интересный человек, который от души занимается и со школьниками, и со студентами. Проводит семинары для всех желающих, обучает программированию, проводит соревнования и т.д. Конечно, университет по праву гордится такими преподавателями. Дерзайте, вы – талантливы! Я бы сочла свою миссию выполненной, если бы смогла помочь появиться или вырастить в университете группу преподавателей-исследователей, которые серьезно занимаются наукой, с интересом работают со студентами, помогая им стать разносторонними личностями, конкурентоспособными на современном рынке. Сейчас мы отправляем некоторых наших отличников в аспирантуру и ординатуру центральных научных центров, федеральные учреждения здравоохранения. Я регулярно с ними встречаюсь, ребята с большими способностями, но вот что выяснилось: им трудно наладить общение, контакты помимо работы и учебы с коллегами, они часто оказываются как бы в вакууме. Я им советую не стесняться, проявлять инициативу и изобретательность и показывать свои таланты. И на последней встрече они с горящими глазами рассказали, как им удалось преодолеть барьер в общении – одна девушка спела на вечере, а она это делает почти профессионально, другой аспирант, потратив всего четыре часа, сделал фотоколлажи и написал стихи коллегам к празднику. И отношение к ним совершенно изменилось – они стали интересны, востребованы другим людям. Сейчас мы стараемся создать в университете возможности для студентов не только учиться, но и развивать свои таланты, раскрыться творчески. Поддерживаем любое общественное студенческое движение, будь то КВН, общество интеллектуального развития, ассоциация студентов-предпринимателей, открыли арт-клуб «Vita-Nova». Очень много желающих танцевать, петь, рисовать. Катастрофически не хватает помещения. Взяла себе за правило час в день уделять газетам, Интернету, чтобы быть в курсе событий. Когда успеваю? Может быть, меньше сплю, но это нужно, чтобы быть на шаг впереди и предугадывать настроения. От Чукотки до Южной Кореи Меня очень удивило, когда в 2010 году услышала на встречах в коллективах математиков и физиков, что самые плохие студенты идут в школу. Поразило такое укоренившееся в ЯГУ отношение к учителям. При этом проходные баллы на эти факультеты от 35 до 85 баллов, понятно, что уровень первокурсников разный и учить надо таких студентов по-разному. Говорю, а кто вас заставляет принимать слабых абитуриентов, оправдываются – а кто тогда придет учиться? Но ведь для того, чтобы набрать сильных студентов, надо работать со школой, с учителями, чтобы они помогли раскрыться детям и подготовиться к вузу. Вроде простая «череда» мыслей – со школьной скамьи воспитывать будущих студентов, но это не было «укоренено» в университете раньше. Мы стали сейчас делать шаги в этом направлении: создали ассоциацию «Образовательный университетский округ», в которую вошли лучшие школы республики, Камчатки, Магадана, Чукотки и Хабаровского края, провели конкурс ресурсных школ, оснащаем их, потому что польза обоюдная. – Как вы выстраиваете отношения с регионами севера-востока? – У нас есть соглашения с губернаторами соседних регионов. Мы изучаем историю северо-востока, программы развития, рынок труда. Например, на Чукотке развивают горно-геологическое направление, по их заказу мы открыли там филиал, приняли сорок человек – горняки, геологи, инженеры-энергетики, такие же потребности у магаданцев – горное дело, добыча золота. Мы приняли студентов из 28 российских регионов, из Магадана в первый год приехало пять студентов, сейчас их стало гораздо больше. Услышав, что есть такой федеральный вуз, захотели учиться ребята с Камчатки, Сахалина. Им у нас нравится, особенно наши общежития. Кстати, я их делю: те, которые построили Михаил Николаев или Вячеслав Штыров, сейчас уже очередь Егора Борисова, надеемся, что он возведет университету детсад, как обещал. В этом году начинаем строить общежитие на 941 место с аспирантским блоком, мы очень благодарны за поддержку Андрею Александровичу и, конечно, Владимиру Владимировичу Путину. Университет определился с заказчиком: 2 апреля мы объявили конкурс на потенциальных подрядчиков-строителей. Надеемся, что в декабре 2013 года объект будет сдан в эксплуатацию, в новом общежитии у студентов и аспирантов будет гораздо больше условий для отдыха, занятий спортом и творческих увлечений. В 2011 году приехали учиться студенты из шести стран ближнего зарубежья и Южной Кореи. Кореец меня удивил – пожелал изучать юриспруденцию. У него серьезный мотив, он уже получил образование юриста у себя дома, но этого недостаточно, как он говорит, хотел бы стать экспертом в какой-либо области. Мы предоставили возможность нашим преподавателям изучать глубже иностранные языки, из полутора тысяч пятьсот уже прошли курсы с хорошими показателями, и студентам всегда советую овладевать языками – без этого сейчас нельзя. Не было ни достаточного количества компьютеров, ни бумаги в туалетах – Что вызывает удовлетворение от достигнутого? – Видимые глазу перемены. Оснащенные современным оборудованием, новые лаборатории и чистота в помещениях, во дворе. В самом начале мне бросилось в глаза отсутствие в университете двух вещей: компьютеров и туалетной бумаги. Когда я сказала об этом на собрании, в зале засмеялись. Над чем смеемся? Над собой смеемся. Первое означает отсутствие технологий, второе – отсутствие культуры. Мне говорили, что это потребует денег, что бумагу будут воровать студенты. Но я настояла на своем – уходит около полутора миллиона рублей, и бумага в туалетах появилась, в том числе и в общежитиях. Перестали курить, стало меньше людей с запахом перегара (было и такое), стали соблюдать дресс-код в одежде, как это принято в университетах. Это не мелочи – плохо пахнущие туалеты, грязные стены и полы, ведь это определяет уровень культуры учреждения. Еще бы мне хотелось, чтобы мы все улыбались друг другу, желали здоровья друг другу, т.е. здоровались. Сытый студент лучше учится Благодарна коллективам наших столовых, они стараются накормить хорошим обедом студентов на сумму 80-100 рублей. На мой взгляд, наши повара готовят не хуже, чем в «Тыгын Дархане», а стоит еда в несколько раз дешевле. Сама я, если утром плотно не позавтракаю, весь день чувствую себя неважно, думаю, что я не одна такая. Сытый студент будет лучше учится. Не зря же говорят: «Мы есть то, что мы едим». Сейчас у нас есть средства на подписные издания, на книги. Вскоре электронные ресурсы нашей библиотеки должны обеспечить выходы на крупные библиотеки, в том числе зарубежные. Также мы основательно оснащаем наши лаборатории современным научным оборудованием, которого остро не хватало раньше. Сотрудники пишут все больше заявок – значит, верят, что с этой задачей мы справимся. Открываются новые лаборатории, значит, студенты и аспиранты получат возможность там заниматься. Будет создано единое информационное сервисное пространство, внедрена единая кампусная карта. Мечтаем о закрытом университетском кампусе с настоящим технопарком. ОАО «Нижнеленское» возвращает долг университету – уже выделено помещение, в котором разместился университетский издательский дом, для которого куплено новейшее оборудование на 47 миллионов рублей. Часть долга будем получать квартирами, которые станут собственностью СВФУ. О деньгах Стараюсь делать все, что в моих силах, в деле заботы о сотрудниках и преподавателях. Выделяем микроссуды на жилье, лечение. Правительство поддерживает нас в решении проблем жилья, отведении земельных участков. Думаем над тем, как повысить квалификацию преподавателей, совмещая с возможностью заработать. Среднемесячная зарплата преподавателя – 37 тысяч рублей. Это без доплат за участие в научно-исследовательской работе и во временных творческих коллективах. Есть специальные программы, создаются ВТК для разработки определенной темы, ведутся исследования. На их оплату мы тратим около 200 миллионов рублей. Растет количество преподавателей, стремящихся участвовать в этом процессе, ведь с выплатами за НИР и ВТК среднемесячный доход в среднем составляет 43 тысячи, это один из основных способов материального стимулирования преподавателей. Одна из главных моих забот – создание финансово-экономической устойчивости университета, нельзя же рассчитывать только на федеральные субсидии, которые, кстати, мы получаем, участвуя в конкурсах. Создали фонд целевого капитала СВФУ. Учредителями стали «Сургутнефтегаз», «АЛРОСА», АФК «Система», РИК, Комдрагмет. АЛРОСА, например, согласилась перечислить 60 миллионов рублей. Сложились по сто тысяч В. Богданов, В. Штыров, Е. Борисов, К. Васильев, А. Федотов и я – от имени выпускников ЯГУ, стали учредителями этого фонда. Рассчитываем на ассоциацию выпускников: будем просить о пожертвовании родной альма-матер по тысяче рублей, получилась бы солидная сумма, ведь университет закончили десятки тысяч людей. Средства предназначены на поддержку научных исследований, научно-практической деятельности, стажировок обучающихся и сотрудников и другое. В 2014 году реализация первого этапа программы развития будет завершена, период прямых инвестиций, возможно, уменьшится. Ведь и сейчас финансовая поддержка вузов не адресная, а конкурсная. Потому фонды поддержки нужны. Стоило ли «отмазывать» от армии? Что возмутило? Все равно некоторые пьют и курят. Я против того, чтобы студентов выгоняли из общежития даже за распитие спиртных напитков. Куда они пойдут? На улицу? Мы должны их воспитывать, это же наши дети. Приходят ко мне на «разбор» очередные студенты-правонарушители. Спрашиваю, почему они пошли в клуб и выпили? Да, мол, праздновали то, что вы больше не будете выгонять из общаг. Логика удивительная. Или, например, осенью около 500 студентам вручили повестки в армию, почти весь автодорожный факультет призывался на службу, потому что там были открыты новые специальности, по которым у вуза ещё нет аккредитации. Военкоматы пошли нам навстречу, не стали прерывать обучение студентов. Каково же было мое возмущение, что кое-кто из этих студентов отметили выпивкой, что ректор, как они выразились, их «отмазала». И кто таких шалопаев воспитывает? Я невольно подумала, а может, не надо было этого делать, пусть бы прошли армейскую школу – только на пользу пошло бы. Ведь все мои братья, да и сыновья служили, один и сейчас служит стране. Работящие, семейные и готовые к конкуренции – Какие, на Ваш взгляд, студенты нового поколения? – Современные студенты очень активные, хотят быть на виду, они более раскованные. Мне они нравятся. Они гораздо больше знают, больше работают, более самостоятельные. И у большинства из них развито чувство ответственности. Они раньше влюбляются, женятся, заводят детей, при этом не рассчитывают сидеть на шее у родителей, знают, что семью надо содержать, поэтому учатся и работают. Отношения друг к другу у них другие – конкурентные, что ли, соревновательные. Они более уверены в себе. Для них компьютеры, сотовые, смартфоны – привычные вещи повседневного обихода, а вот Льва Толстого им читать скучно… Особенности якутских студентов? Большого отличия не вижу, хотя они более, я бы сказала, патриархальные –верят в родителей, семью, мечту. Думаю, это хорошо. – Евгения Исаевна, не могу не спросить насчет интервью Василия Васильевича Филиппова «Якутску вечернему». – Вранье. Надо Василию Васильевичу Филиппову уважать людей, я не про себя, меня он знает с первого курса, особенно после моего отказа пойти с ним в кино. Надо с уважением относиться хотя бы к тем, от которых он ожидал, что они изберут его. Как можно позволять себе говорить об «обработанных» мною членах общего собрания, которые якобы испугались моих каких-то угроз, да еще показывали мне бюллетени? Чушь полная. Может быть, Б.М. Кершенгольц «испугался», что ему не дадут работать на оборудовании в СВФУ? Спрошу у Бориса Моисеевича. Я очень рада, что он снова вернулся в университет. Будучи депутатом Ил Тумэна, Василий Филиппов категорически против был перевода республиканского Института гуманитарных исследований в состав СО РАН, да и других. А то, что у самих сотрудников ИГИ было желание находиться в одном академическом сообществе страны, депутата не волновало. Лишь бы поклеймить власть, покритиковать президента республики. Критика должна быть конструктивной, по делу. Перевесом почти вдвое больше голосов победил уважаемый Михаил Лебедев. Надо уметь достойно проигрывать. А неправда, ложь, подлость, предательство – все это рано или поздно возвращается к самому человеку, делая его самого несчастным. Но это не означает, что надо на всех кидаться. Записала Татьяна Бурцева
Наш канал в Telegram