РИГ SAKHAPRESS.RU В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 3 мая 2012 года в рамках мероприятий, посвященных 70-летию открытия перегоночной трассы Аляска – Сибирь, состоится встреча с ветеранами авиации США. Ожидается, что во встрече примут участие председатель постоянного комитета Госсобрания по делам семьи, детства, молодежи, физической культуре и спорту
Сергей Сюльский, министр по молодежной политике и спорту
Александр Подголов, председатель регионального отделения ДОСААФ России
Сергей Черных, директор королевского авиационного корпуса, пилот-инструктор и авиамеханик
Дуэйн Кинг, пастор, пилот
Майк Роуб, пилот-инструктор и авиамеханик
Том Ригер, профессор Дальневосточного университета путей сообщения
Константин Рудой. Перед встречей для гостей – ветеранов авиации США проведут экскурсию по зданию Государственного Собрания (Ил Тумэн). Затем состоится встреча, на которой обсудят, какую роль сыграла перегоночная трасса Аляска – Сибирь в победе над фашизмом. Планируется, что со вступительным словом выступят
Александр Подголов и
Сергей Сюльский. Воспоминаниями поделятся ветераны авиации США. Справка: В истории Великой Отечественной войны важное место занимает перегоночная воздушная трасса Аляска — Сибирь. Когда началась война, авиапромышленность Советского Союза только приступила к массовому производству новой техники и ВВС СССР имели на вооружении еще очень мало современных боевых самолетов. К тому же значительная часть наших истребителей и бомбардировщиков была уничтожена противником на прифронтовых аэродромах уже в первые дни войны. Поэтому для нашей страны имело большое значение заключенное осенью 1941 года соглашение, по которому США и Великобритания обязались поставлять в СССР, начиная с октября того же года, вооружение, технику, материалы и продовольствие. Один из путей доставки «ленд-лизовских» американских самолетов в нашу страну шел из Фэрбенкса (Аляска, США) через Якутию в Красноярск. 9 октября 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял постановление о строительстве воздушной трассы Красноярск - Уэлькаль (ВТКУ), обязав Аэрофлот и местные хозяйственные организации Восточной Сибири в кратчайший срок обеспечить строительство авиалинии. Руководство республики держало под особым контролем ход строительства и реконструкцию аэродромов, а также другие мероприятия, связанные с авиацией. В распоряжение Управления ВТКУ, проводившего изыскания, на строительство новых и реконструкцию существовавших аэродромов на трассе Красноярск - Якутск - Уэлькаль, была откомандирована группа специалистов Якутской авиагруппы. В связи со строительством ВТКУ на территории Якутии, были открыты новые сухопутные аэропорты в Оймяконе, Хандыге и Зырянке. Якутский аэропорт, в довоенное время по существу пригодный для обслуживания, приема и выпуска самолетов легких типов, был коренным образом расширен. Для эксплуатации тяжелых транспортных и боевых самолетов возвели много объектов технологического и бытового назначения. Морским путем, а затем по Лене в аэропорты воздушной трассы доставлялись из США техника для строительства аэродромов, бензо- и маслозаправщиков, станочное оборудование. Всего на трассе за годы войны в трудных природных условиях было построено и оборудовано 26 аэродромов и 274 деревянных здания и сооружения. К осени 1942 года на огромном пространстве между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском в небывало сжатые сроки, всего за 10 месяцев, в основном были закончены строительство и реконструкция 16 аэродромов. По воздушной трассе Красноярск - Уэлькаль началась перегонка в нашу страну из США боевых и транспортных самолетов. Административным центром перегоночной трассы был выбран Якутск, расположенный примерно посредине трассы. Учитывалось и то, что в Якутске имелась возможность организовать ремонт самолетов, здесь же находился самый мощный на северо-востоке страны радиоцентр. В Якутске разместились штабы перегоночной дивизии и Красноярской воздушной трассы, базировался 4-й перегоночный авиаполк, а также 8-й транспортный авиаполк, сформированный в июне 1943 года. Кроме перегонки транспортных самолетов и обслуживания нужд трассы Аляска - Сибирь, полк подключался и к выполнению народнохозяйственных работ. За три года функционирования трассы его экипажем было выполнено 15 полетов на ледовую разведку, 29 — для обслуживания золотодобывающих и рыбопромысловых организаций, 15 — для доставки имущества и продовольствия метеостанциям, 80 — для обслуживания Дальстроя. Основным направлением деятельности воздушной трассы Аляска - Сибирь была перегонка американских самолетов. За 1942-1945 годы по этой трассе на фронты Великой Отечественной войны было доставлено 8 тысяч американских истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов, сыгравших определенную роль в успешных военных действиях Советской Армии.
Пресс-служба Ил Тумэна