РИГ SAKHAPRESS.RU С 10 по 16 июля 2012 г. в рамках V Международных спортивных игр «Дети Азии» в Якутске пройдет Второй Международный фестиваль «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо». Организаторами фестиваля являются Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) совместно с Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова при поддержке Министерства культуры Российской Федерации под эгидой ЮНЕСКО. Якутскому зрителю представится уникальная возможность увидеть культуру и традиции народов многих стран мира. Для этого не нужно будет ехать в какую-либо страну, а просто прийти и насладится поистине аутентичным и потрясающим выступлением коллективов, демонстрирующих свое творчество, признанных ЮНЕСКО Шедеврами устного и нематериального культурного наследия человечества. В программе фестиваля – Кукольный театр «Ваянг» (Индонезия), Намсадан Нори — театр бродячих кукол, Ёнсенджэ (Южная Корея), Опера Куньцюй (Китай), Песни баулов — бродячих музыкантов (Бангладеш), Санскритский театр «Кутияттам» (Индия), Сицилийский кукольный театр «Опера-деи-Пупи» (Италия), Танец масок под барабаны в деревне Драмеце (Бутан), Театр «Но» (Япония), Народная музыка, исполняемая на моринхуре и традиционные длинные народные песнопения Уртын-дуу (Монголия), Искусство акынов – киргизских сказителей эпосов (Кыргызстан), Культурное пространство и устное творчество
семейских— староверы Забайкалья и Якутский героический эпос «Олонхо» (Россия), Пространство культуры гонгов— игра на гонгах (Вьетнам), «Худхуд» — песнопения народности ифугао (Филиппины), Театр «Мак Йонг» (Малайзия). Чтобы зритель имел некоторое представление об этих уникальных нематериальных культурных наследиях ЮНЕСКО, мы каждую неделю до начала фестиваля, вашему вниманию будем представлять небольшой рассказ о том или ином Шедевре. Сегодня это Опера Куньцюй (Китай), Театр Но (Япония) и
Песни баулов – бродячих музыкантов (Бангладеш).
Куньцюй или Куньшаньская опера – это древнейший вид оперного искусства, жемчужина китайского театрального и исполнительского искусства. Основными особенностями этой формы искусства являются музыка, пение, боевые искусства, акробатика и актёрская игра. Большинство опер создано на основе известных классических текстов из мифологии и китайской истории. От развития оперы Куньцюй можно проследить процесс развития других видов китайской оперы; она оказывала непосредственное влияние на формирование и развитие Пекинской, Сычуаньской, Хунаньской, Хуанмэйской оперы, а также оперы Юецюй и многих других видов китайского оперного искусства. Поэтому люди часто называют Куньцюй "предком китайской оперы". Куньцюй считается также образцом литературного искусства. Отличаясь от других видов музыкальной драмы, куньцюй обладает фиксированным набором сценариев, написанных выдающимися драматургами различных времени. В области литературного языка куньцюй наследовала преимущества древней китайской поэзии и юаньских мотивов. Тексты считаются памятниками древнего художественного языка. Музыка оперы куньцюй имеет более тысячи наименований напевов. Форма исполнения характеризуется сочетанием пения с танцами, большое внимание уделяется мимике и жестам исполнителей. Объединяя стихотворения, музыку, песни, танцы и драму в одно целое, куньцюй занимает важное место в истории литературы, оперы, музыки и хореографии Китая и оказала прямое и глубокое влияние на становление и развитие многих других видов театрального искусства Китая. Как представитель традиционных видов музыкальной драмы Китая опера куньцюй всегда обращает на себя внимание специалистов и знатоков искусства. После 50-х годов прошлого века в Китае был создан Комитет по развитию оперы куньцюй. Благодаря усилиям многих людей в 2001 году Куньцюй была объявлена ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. В 2005 году был создан государственный фонд для охраны и поддержки этого древнего вида оперы.
Театр Но – один из старейших японских драматических театров, зародившийся в XIV веке. Пространство этого театра – это пространство ритуала, цель которого - наблюдение за миром невидимым. В театре Но драма-текст и драма-слово находятся в сложном сплаве с музыкой – ритмом – шумами - шорохами, с танцем- пантомимой- жестом-движением – позой -паузой, с особой техникой пения- речитации - чтения-выкрика. Но - это царство жеста. Многие жесты актёров имеют строго определённое значение, но есть и такие, которые "просто красивы" и вставлены для общей гармонии и целостности. Иногда актёр активно движется по сцене в танце, но также может и "застыть" в одной позе, и драматизм ситуации будет преподнесен с помощью реплик и ритмичного напева хора. Моменты накала чувств могут быть подчёркнуты полным отсутствием звука и движения. Но это не просто тишина, а напряжённое молчание. Такое молчание поведает искушённому зрителю больше чем множество слов. Маски являются неотъемлемым атрибутом драмы. Отличительной чертой масок Но является то, что они действительно передают эмоции. Маска — своего рода священная вещь- регалия, знак отличия театра Но. Художественная вещь (маска) в театре Но выступает показателем творческого развития актера, характеризует уровень его достижений. Она считается символом актерского мастерства. Самая трудная задача – оживить застывшее лицо маски, придать ей необходимое по тексту выражение. Именно поэтому в 12-13 лет актер непременно проходит ритуал посвящения в мир театра Но: в торжественной обстановке глава труппы надевает на лицо мальчика самую древнюю маску старца Окина — родового старейшины. Именно поэтому перед началом спектакля актер, играющий в маске, совершает обряд очищения рисом, солью и сакэ и затем — церемонию надевания маски: бережно держит ее в руках, долго созерцает, затем укрепляет на лице и еще некоторое время в полном облачении молча стоит перед большим зеркалом. Это момент, когда актер приходит в состояние «не-я» (мусин), расстается с самим собой и внутренне растворяется в персонаже, сливается с ним. Затем он направляется к занавесу и, стоя лицом к сцене, уже слушая звуки зала, ждет выхода. Известно 86 базовых наименований масок театра Но (то есть масок Но и Кёгэн вместе) и существует множество их разновидностей. Некоторые ученые говорят в целом о 450 видах, обнаруженных к настоящему времени. В 2001г. Театр Но включен в список «Шедевры устного и нематериального наследия», как уникальный, самобытный, являющийся источником вдохновения, играющий важную роль в межкультурном обмене, обладающий важным современным культурно-общественным значением.
Песни баулов – бродячих музыкантов (Бангладеш). Баулы - племя бродячих поэтов-мистиков, живущее в Западной Бенгалии сотни (если не тысячи) лет. В переводе слово Баул означает Святой Безумец. Баулы восстают против любой религиозной традиции, они сами по себе, и их поиск безумной любви к Богу превосходит любые границы. Их методы достичь Бога - это поэзия, музыка и танец. Их единственное имущество - одежда и музыкальные инструменты, от всего остального они просто отказываются. Жители Бенгалии почитают их святыми и охраняют всеми силами. Бродячие певцы баулы (бенг. «Ьаи1»), являясь носителями одной из живых фольклорных традиций Бенгалии, широко известны среди различных слоев населения региона благодаря своим песням (баул-ган, бенг. «Ьаи1-§ап»), В них отражается мировоззрение сообщества баулов, сформировавшееся на основе синтеза разнородных элементов религиозно-философских и, в частности, эзотерических учений, таких как вишнуизм, суфизм, йога и тантризм. Таким образом, идеи баулов носят синкретический характер, не образуя строгой системы. По традиции исполнение песен является для баулов не только творческим самовыражением, но и единственной формой передачи знания. Баул-ган обладают рядом характерных поэтических и музыкальных особенностей, что делает их одним из самых эмоциональных, ярких, а потому и популярных, жанров бенгальского фольклора. Центральным для баул-ган является образ «внутреннего человека», связанный с представлениями баулов о человеке как о микрокосме. В текстах этот образ создается посредством ряда метафор, системно описанных в диссертации. Для более полного раскрытия образа «внутреннего человека» авторы песен пользуются целым набором поэтических приемов и символов, в том числе, и традиционных для индийской литературы. При всей уникальности образа «внутреннего человека», он как таковой сформировался на основе образности, уже существовавшей в памятниках средневековой литературы Индии. Это еще раз свидетельствует о близком родстве творчества баулов с другими литературными традициями средневековой Индии. Музыка баулов оказала огромное влияние на творчество Рабиндраната Тагора. Хотя баулы — сравнительно немногочисленная группа, они оказали заметное влияние на культуру Бенгалии. В 2005 году ЮНЕСКО включило баулов в список Шедевров устного и нематериального культурного наследия.
Ирина Энгелис главный специалист Министерства культуры и духовного развития РС (Я)