bookmark
15:17 06.09.2013

Пантелеймон Егоров:«К инклюзивному образованию – общество готово!»

РИГ SAKHAPRESS.RU Начиная с нового учебного года в России вступают в силу важные законодательные акты в сфере образования, касающиеся всех образовательных уровней (от дошкольного до вузовского, в том числе новый уровень образования – подготовка кадров высшей квалификации). Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации», дети с ограниченными возможностями здоровья могут проходить совместное обучение со здоровыми детьми, то есть отдается преимущество в сторону инклюзивного образования. О том, что такое инклюзивное образование и готово ли общество принять новые стандарты в образовании, размышляет Пантелеймон Егоров, директор Северо-восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, директор учебно-производственного вычислительного центра «Толбон», председатель правления Якутской республиканской ассоциации инвалидов-студентов и специалистов. - В новом законе «Об образовании в Российской федерации» делается ставка на инклюзивное образование, то есть обучение детей-инвалидов со здоровыми детьми. Объясните, в чем заключаются преимущества подобного образования? - Во-первых, нам надо избавиться от понятия «инвалид». Оно никак не вяжется с теми людьми, которых мы так называем. Оно буквально означает «непригодный». Но если мы вспомним блестящие выступления наших спортсменов на параолимпийских играх, то, вряд ли, у кого-то повернется язык сказать, что эти люди непригодны. В университете, да и вообще повсеместно, благодаря поддержке ректора мы стараемся внедрить новое понятие в отношении обучающихся «школьник» или «студент с особыми образовательными потребностями». Во-вторых, главное преимущество инклюзивного образования заключается в том, что ребенку внушается чувство, что он такой же, как все, ничуть не хуже остальных. Ведь как раньше было, мы старались с детского сада ребенка поместить в отдельные учреждения, выдергивали его из общества, социума, а в 18 лет обратно его пытаемся социализировать. Это в корне неправильно. Инклюзивное образование подразумевает за собой социализацию личности с детства. - Но готово ли общество к этому? - Я уверен, что готово. Хотя бы по той причине, что 40 процентов рождающихся на свет детей страдают плохим зрением из-за загрязненной окружающей среды, плохих жизненных условий и т.д. В первую очередь, все эти факторы влияют на мозг и зрение. Прибавьте к этому еще и то, что дети рождаются недоношенными. Ребенок, родители имеют право выбора, учиться в специальной коррекционной, либо обычной школе, а государство в свою очередь обязано обеспечить их специальными условиями, прописанными в новом федеральном законе об образовании. - А какие специальные условия необходимы, чтобы добиться успешных результатов? - Инклюзивное образование – это очень трудоемкий и затратный процесс. Необходимы специальные образовательные программы и методы обучения, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, включая компьютерную технику, в том числе тифлооборудование, средства связи, Интернет, общее и адаптивное программное обеспечение, сурдоперевод при реализации образовательных программ. - Какие условия созданы в Северо-Восточном федеральном университете для студентов с особыми образовательными потребностями? - В 2010 году на базе университета создана учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий, оснащённая адаптивными компьютерными технологиями по современным мировым стандартам, аналогов которой нет в России. 1-го июня 2013 года по решению учёного совета СВФУ создан единственный за Уралом Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования. Мы предлагаем внедрить в Российской федерации разработанную в Северо-Восточном федеральном университете теоретическую модель непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий, которая включает в себя все ступени развития образования (детский сад, школа, колледж, вуз). Адаптивные компьютерные технологии – это специальные компьютерные технологии, предназначенные для работы людей с особыми образовательными потребностями на персональном компьютере. Также 5 марта 2012 года приказом ректора была создана постоянная комиссия по работе со студентами с «ООП». В 1991 г. нами была создана общественная организация инвалидов «ЯРАИСИС», целью которой является содействие государству и обществу в социальной и профессиональной реабилитации инвалидов-учащихся, студентов, аспирантов и специалистов, создание автоматизированных рабочих мест на базе персональных компьютеров и последующее их трудоустройство. В республике инвалиду трудно найти работу по своей специальности, поэтому задачей «ЯРАИСИС» является выявление таких людей, которые хотели бы освоить компьютер и работать по своей специальности. Мы открыты для всех студентов с «ООП», пожелавших вступить в ее ряды. Визитной карточкой, можно сказать, нашей ассоциации является учебно-производственный вычислительный центр «Толбон». Это одно из первых предприятий не только в России, но и в СНГ, которое создано инвалидами для инвалидов. Также немаловажно упомянуть, что недавно ректором Михайловой Е.И. был подписан договор с МТС о льготном тарифе для студентов с особыми образовательными потребностями. Безусловно, это было необходимо, ведь бытовые и прочие затраты студент с «ООП» несет гораздо большие, чем обыкновенные студенты. - Расскажите о студентах с «ООП», которые обучаются в стенах университета? - На данный момент в СВФУ обучаются на очной форме 13 студентов со слабым зрением, 22 студента с проблемами слуха и около 150 студентов по общему заболеванию. Это довольно высокий показатель. Мы проводим регулярно различные культурные и образовательные мероприятия. Стараемся каждому внушить идею, что они ничем не отличаются от остальных, чтобы не позиционировали себя, как особые студенты, которым нужна нянька. Мы стараемся дать им качественное образование, чтобы они нашли работу по специальности и были конкурентноспособными налогоплательщиками. После окончания мы продолжаем поддерживать связь со всеми выпускниками. Стоит понять одну простую вещь, что мы ни в коем случае не должны делать из человека потребителя. Мы должны в каждом формировать чувство собственного достоинства. - На ваш взгляд, в чем заключается идеальная модель инклюзивного образования? - Она заключается в том, чтобы родители здоровых детей ни разу бы не сказали, почему мой ребенок должен учиться с «этим» слепым или глухим. Общество должно научиться толерантному отношению, но до этого нам пока еще далеко. Алексей ВАСИЛЬЕВ, Управление информационной политики и коммуникативных технологий СВФУ
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют