bookmark
12:35 23.09.2014

Навстречу Дню Республики: О двух опасностях демократической системы на примере Якутии

Прочной юридической базой государственности в Республике Саха (Якутия) призвана стать Декларация о государственном суверенитете республики. Поиски верного, надежного выхода из тяжелой кризисной ситуации, в которую оказалась ввергнута наша республика и Россия в целом, требовании ускорить процесс принятия Декларации о государственном суверенитете и новой Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия).

Заслуга народных депутатов Верховного Совета республики XII созыва в том, что им удалось преодолеть насаждавшееся определенными силами мнение о якобы сепаратистских устремлениях, которые может вызвать к жизни Декларация о государственном суверенитете. Декларация, провозгласившая государственный суверенитет Якутии и преобразовав ее в Якутскую – Саха Советскую Социалистическую Республику в составе обновленной РСФСР, во-первых, четко определила, что носителем суверенитета и источником государственной власти в Якутской – Саха ССР является ее народ, состоящий из граждан республики всех национальностей, во-вторых, установила, что полновластие народа реализуется на основе Конституции Якутской Саха ССР, как непосредственно, так и через представительные органы – Советы народных депутатов. От имени народа выступает исключительно Верховный Совет Якутской – Саха ССР, в третьих, четко определила предметы ее ведения и полномочия.

Более полугода велась кропотливая работа над документом, в котором, помимо депутатов, был задействован большой круг научной интеллигенции, преподавателей ЯГУ имени М.К. Аммосова, политических и общественных деятелей, юристов. Парламентская комиссия (К.Е. ИВАНОВ, В.М. ВЛАСОВ, А.Д. КИРИЛЛИН, Е.М. ЛАРИОНОВ), постоянная комиссия по законодательству (А.Д. ПЕТРАКОВ), юридическая группа народных депутатов (Е.М. Ларионов – зам. председателя Верховного Совета, В.В. КОЛМОГОРОВ – прокурор Якутской Саха ССР, Ю.П. ПОЗДНЯКОВ – заместитель министра юстиции республики, В.А. ДОЛГАШЕВ – зам. прокурора г. Нерюнгри, В.П. ДАНИЛОВ – председатель Якутского городского Совета народных депутатов) после рассмотрения свыше 150 замечаний и предложений внесли 27 сентября 1990 г. окончательную редакцию проекта Декларации на рассмотрение второй сессии Верховного Совета XII созыва.

В Декларации о государственном суверенитете отмечалось, что статус автономной республики ограничивает ее суверенные права, не соответствует основополагающим принципам правового государства, стал тормозом социально-экономического развития республики. В статье 11 Декларации устанавливалось, что она является основой для разработки новой Конституции (Основного Закона) республики, заключения договора с РСФСР, участия в заключении Союзного Договора, совершенствования республиканского законодательства. Постановлением Верховного Совета о введении в действие Декларации о государственном суверенитете Якутской - Саха ССР высший орган государственной власти республики именован «Верховный совет Якутской - Саха ССР».

В целях эффективного проведения экономической реформы, стремясь к стабилизации социально-политической обстановки, укреплении законности, защиты суверенитета республики и основываясь на Декларации о государственном суверенитете, постановлении первого Съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР» Верховным Советом приняты следующие основополагающие законы: от 27 сентября 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Я-С ССР», от 26 февраля 1991 г. «О государственном статусе Якутской – Саха ССР», от 2 марта 1991 г. «О собственности в Я-С ССР», от 4 марта 1991 г. «О земельной реформе», от 5 марта 1991 г. «О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении», от 27 июня 1991 г. «О статусе столицы Я-С ССР – г. Якутска», от 18 октября 1991 г. «О недрах и недропользовании», от 19 октября 1991 г. «О разгосударствлении и приватизации предприятий в Я-С ССР».

20 декабря 1991 года, во исполнение Закона Якутской – Саха ССР от 28 июня 1991 года «О Президенте Якутской – Саха ССР», прошли выборы первого президента Якутской – Саха ССР. Это было поистине историческое событие огромного общественно-политического значения, потому как впервые за многолетнюю историю народы Древней Страны Олонхо возвестили о наступлении нового этапа в его государственном строении – начале реализации политической самостоятельности в составе обновляемой на демократических началах Российской Федерации.

После принятия Декларации о государственном суверенитете Верховный Совет и президент Республики Саха (Якутия) всесторонне работали над новой Конституцией Республики Саха (Якутия), проект которого был опубликован в ноябре 1990 года и после всенародного обсуждения новая Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) принята на внеочередной одиннадцатой сессии Верховного Совета 4 апреля 1992 года. В Конституцию республики мы, народные депутаты, заложили систему сдержек и противовесов, которые по отношению друг другу выполняют важнейшие структуры государственной власти.

Конституция (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) у значительной части республики сформировалась устойчивое чувство уважения и я почтения. Конституционное развитие нашей республики в последние годы характеризуется небывалой масштабностью, новизной, динамизмом.

В Конституцию республики включена конструкция: права и свободы человека - гражданское общество - государственная власть. Гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ социального существования людей, основанный на разуме, свободе, праве, демократии. Отсутствие гражданского общества исключает демократический порядок экономической и политической жизни. Демократические институты в целом в республике сформированы и стабилизированы.

На мой взгляд, сегодня мы пришли к такой системе, в которой власть главы Республики Саха (Якутия) Е.А. БОРИСОВА, поддержанная 59 процентами населения на всенародных выборах 14 сентября 2014 года, уравновешивается властью Государственного Собрания (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия), представляющего основные политические силы республики в тех пропорциях, которые выявились на выборах парламента в сентябре 2013 года.

Глава Республики Саха (Якутия) – Республика Ил Дархана Е.А. Борисов воплощает единство всего многонационального, интернационального населения республики и преемственность государственной власти. Конституционно-правовой статус Главы Республики Саха (Якутия) приводит в действие наиболее гибкий и демократический инструмент воздействия подвижного общественного мнения и меняющегося соотношения сил в республике на политический курс.

Постижение сущности развития государственности необходимо в повседневной жизни каждому жителю. Уровень самоорганизации и самоуправления невысок. Суть правовой работы заключается не в исправлении каких-либо ошибок, а в недопущении и исключении вероятного их появления. Правовые службы в государственных органах власти, в муниципальных образованиях, на предприятиях различной формы собственности представляют из себя не единое целое, а разрозненные, можно сказать, разорванные звенья.

Говоря о действии принципа разделения и равновесия законодательной, исполнительной, судебной властей, следует сказать, что в любой, в том числе в глубоко укорененной демократической системе всегда существуют две опасности, наряду с другими; опасность неустойчивости исполнительной власти и, соответственно частая смена правительства, - весьма нежелательный процесс, - или вторая: автономия одной из ветвей государственной власти – исполнительной власти по отношению к Государственному Собранию (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия).

По-видимому, полностью устранить каждую из этих опасностей невозможно, но учитывая исторические, национальные особенности, традиции, обычаи развития республики, считаю особенно необходимым застраховать политическую систему от известной самостоятельности исполнительной власти – правительства республики по отношению к Государственному Собранию (Ил Түмэн).

С вступлением в силу конституционного Закона Республики Саха (Якутия) «О Главе Республики Саха (Якутия)» и переименованием конституционно-правового статуса «Президент Республики Саха (Якутия)» на «Главу Республики Саха (Якутия) – Саха Республикатын Ил Дархана» вся правовая работа должна строиться по следующему варианту: сильный глава Республики Саха (Якутия) – Саха Республикатын Ил Дархана, сильный парламент - Государственное Собрание (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия), правительство Республики Саха (Якутия), ответственное перед населением республики.

В отличие от главы Республики Саха (Якутия) – Саха Республикатын Ил Дархана правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Правительство Республики Саха (Якутия) ежегодно или по требованию Государственного Собрания (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия) представляет отчет о своей деятельности. Правительство Республики Саха (Якутия), не получившее доверия Государственного Собрания (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия), уходит в отставку. Таким образом, правительство Республики Саха (Якутия) в отличие от главы Республики Саха (Якутия) формируется на базе парламентского большинства.

В чем заключается сила главы Республики Саха (Якутия) – Саха Республикатын Ил Дархана и сила парламента - Государственного Собрания (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия).

Сила главы Республики Саха (Якутия) – Саха Республикатын ил Дархана:


Первое. В известном смысле он равновесен Государственному Собранию (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия), поскольку 14 сентября 2014 года избран всенародным голосованием.

Второе. Государственное Собрание (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия) главу 5 «Глава Республики Саха (Якутия)» Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) конституционным законом Республики Саха (Якутия) от 08 июня 2012 1077-3 №1035-IV отредактировало следующим образом:
«Статья 68.
1. Глава Республики Саха (Якутия) является высшим должностным лицом Республики Саха (Якутия) и возглавляет исполнительную власть республики.
2. Глава Республики Саха (Якутия) выступает гарантом национального статуса и территориальной целостности Республики Саха (Якутия), соблюдения Конституции и законов Республики Саха (Якутия), а также принятых ею межреспубликанских и международных обязательств.
3. Наименования должности высшего должностного лица Республики Саха (Якутия) на государственных языках Республики Саха (Якутия) Глава Республики Саха (Якутия) и Саха Республикатын Ил Дархана равнозначны».

Третье. В отличие от Правительства Республики Саха (Якутия) глава Республики Саха (Якутия) – Саха Республикатын Ил Дархана не может быть смещен по политическим мотивам.

Четвертое. Главе Республики Саха (Якутия) предоставляется очень сильный инструмент воздействия на законотворческий процесс.

Пятое. Глава республики Саха (Якутия) имеет сильные рычаги воздействия на кадровый состав исполнительных органов государственной власти и прежде всего на правительство Республики Саха (Якутия).

В чем сила Парламента - Государственного Собрания (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия):

Первое. Государственное Собрание (Ил Түмэн) – парламент республики – является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).

Второе. Государственное Собрание (Ил Түмэн) – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Республики Саха (Якутия). В руках парламента сосредоточена вся полнота законодательной власти, только он издает законы, только он дает им окончательной аутентичное и общеобязательное толкование, ему же принадлежит высшая контрольная власть в республике.

Третье. К исключительному ведению Ил Түмэнэ относятся:
- принятие Конституции Республики Саха (Якутия), ее изменений и дополнений;
- законодательное регулирование по предметам ведения Республики Саха (Якутия) и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий Республики Саха (Якутия);
- заслушивание посланий Главы Республики Саха (Якутия);
- принятие решений по основным вопросам внутренней, внешней, экономической, социальной и культурной политики Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством;
- утверждение государственных программ социально-экономического развития республики, представленных Главой Республики Саха (Якутия);
- установление порядка управления и распоряжения собственностью республики;
- установление системы исполнительных органов государственной власти республики;

Четвертое. Выражение недоверия правительству республики. Парламент определяет состав, судьбу и долгожитие правительства и отдельных министров.
Конституционными законами Республики Саха (Якутия) «О Государственном Собрании (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия)», «О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)» предусмотрены прочные гарантии устойчивости и независимости Парламента республики. Эти гарантии следующие:
- его выборы производятся в точно установленном в Конституции (основном законе) временном интервью и никем не могут быть отменены или отложены;
- созыв вновь избранного Ил Түмэна осуществляется по праву, то есть в заранее оговоренный срок. То есть созыв Ил Түмэна не зависит от чьей бы то ни было воли;
- он не может быть распущен досрочно никем, кроме самим собой.

Со всей определенностью надо подчеркнуть, что Конституция (основной закон) Республики Саха (Якутия) имеет прочные основы. Вероятно, после состоявшихся выборов главы Республики Саха (Якутия) – Саха Республикатын Ил Дархана, теоретическое обоснование тех или иных разделов Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), способствовало бы лучшему пониманию позиций друг друга и освобождению от чисто идеологического подхода к тем фундаментальным понятиям, которые заложены в основу концепции раздела «Глава республики Саха (Якутия)» Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), введенного Конституционным законом Республики Саха (Якутия) от 08 июня 2012 года.

В.П.ДАНИЛОВ.

Консультант-эксперт врио главы Республики Саха (Якутия), член-корреспондент Международной Академии информатизации со статусом Консультативного Совета ООН и Всемирного Парламента,

доктор юридических наук, профессор, народный депутат – руководитель юридической группы народных депутатов Верховного Совета (1990-1993гг.),

народный депутат Республики Саха (Якутия) (1997-2002гг.), руководитель помощников президента Республики Саха (Якутия) М.Е. НИКОЛАЕВА – начальник Главного государственно-правового управления (1993-2002),

почетный гражданин Момского улуса,

член ЯРО «Единая Россия» с 2011 г.

ИА SakhaLife

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют