bookmark
21:26 18.12.2014

Спасский мужской монастырь: восстановленная волей Божией обитель

РИГ SAKHAPRESS.RU Спасский мужской монастырь на протяжении нескольких веков являлся для якутской земли крупным духовным и культурным центром. Можно сказать, его миссионерская деятельность была источником распространения православной веры среди местного населения.

Основанный в XVII веке, Спасский монастырь представлял из себя крепость, обнесенную деревянной стеной. За стенами: две церкви - Спасская и преодобного Михаила Маленина, деревянная колокольня, помещения для монахов и служб и прочие монастырские постройки. За время своего существования обитель подвергалась нескольким большим пожарам, и это заставляло прилагать много усилий на ее восстановление.

К XIX веку монастырский комплекс претерпел значительные изменения. Была построена каменная Спасская церковь, колокольня, архиерейский дом. На территории обители находились деревянная Вознесенская церковь, кельи монахов, здание консистории, архиерейская и общемонастырская бани, деревянная часовня, иконописная мастерская, будки для кладбищенского сторожа и полицейского. Жизнь в обители была полной и размеренной.

Перемены в общественной жизни и установление в стране безбожной власти привели к полному закрытию монастыря, на территории обители был открыт краеведческий музей. К концу ХХ века из всех строений монастырского комплекса оставалось несколько полуразрушенных келий и архиерейский дом.

Произошедшее в нашей стране в конце прошлого столетия изменение идеологии повернуло вектор общественного настроения к вере. От полного неприятия церкви государство повернулось к ней лицом.

В 1993 году вновь возрождается Якутская епархия, епископ Герман благословяет провести исследовательскую работу по восстановлению забытой истории жизни Русской православной церкви в Якутии. Одними из первых полученных данных были данные о епископе Иакове (Домском). В 1996 году по благословению владыки Германа был поставлен крест в предполагаемом месте захоронения святителя Иакова, но из архивных данных выяснилось, что его могила находится в другом месте.

13 декабря 1999 года на основании новых данных на территории Спасского монастыря были обретены мощи епископа Иакова. Открытие мощей произошло через 110 лет после погребения, и это поистине был промысел Божий, ведь тело святителя было обретено нетленным на территории краеведческого музея, то есть на месте, где располагался Спасский мужской монастырь. Мощи епископа Иакова были перенесены в Никольский храм, где сейчас и хранятся.

Став на якутскую кафедру в 2004 году, епископ Зосима решает восстановить Спасский монастырь. По его благословению был сделан проект, по которому обитель предполагалось расположить за зданием семинарии. Но преждевременная смерть владыки Зосимы не дала ему осуществить задуманное.

По воле Божией восстановление Спасского монастыря было начато при владыке Романе на месте, где он и был расположен. Активное участие в возрождении обители принял Сергей Юрьевич Немировский, духовное чадо владыки Зосимы. Пожертвованные им денежные средства позволили построить храм и братский корпус монастыря.

О том, как живет возрождающийся Спасский монастырь сейчас и о первых шагах его восстановления нам рассказал настоятель Спасского мужского монастыря игумен Никон (Бачманов).

От часовни до воссозданного монастыря

По одной исторической версии, Спасский мужской монастырь был основан в 1663 году. В прошлом, 2013 году, мы отпраздновали 350-летие этого события.

Как известно, в годы лихолетия ХХ века многие монастыри и храмы Русской православной церкви пострадали от безбожной власти и ослепленного народа, погибли многие уникальные памятники архитектуры, произведения искусства – иконы. Пострадали и храмы Якутии. Стоит отметить, что Спасский мужской монастырь — это не только уникальный памятник архитектуры (правда, до ХХI века из всего монастырского комплекса до нас дошло только здание архиерейских покоев, в котором теперь находится музей). Прежде всего он отличается деятельностью и личностями своих насельников и настоятелей. Среди них были и миссионеры-проповедники, и строители. Они одновременно заботились о восстановлении после пожаров монастырского комплекса, перестраивая его в каменное здание, и о том, чтобы дух просвещения и образования через Церковь и священников коснулся каждого дома, каждой семьи, в особенности тех народов, которые здесь исторически проживали и проживают в настоящее время. И эта работа началась еще задолго до ХХ века!

При монастыре находилась духовная консистория Епархиального управления, при нем же обучали миссионерской и проповеднической деятельности, иконописному делу, обитель также занималась помощью и попечением об одиноких людях, о которых некому было позаботиться в смертный час и похоронить их после смерти.

Восемь лет настоятелем Спасского монастыря был святитель Иннокентий (Вениаминов), отсюда он заботился о своей пастве, проживавшей на всем Дальнем Востоке и Аляске, не забывая и о монастырской братии.

Много потрудился на ниве образования для жителей Якутска предшественник владыки Иннокентия архимандрит Самуил. Он заложил основу начального образования в монастыре, чтобы воспитывать педагогов для церковно-приходских школ на всей территории Якутской области. К сожалению, этот драгоценный опыт описывался в письмах, а они были утеряны.

Сейчас мы обращаемся к архивам, чтобы восстановить судьбы и жизни насельников монастыря.

Когда в 2011 году решением Священного Синода, по благословению епископа Якутского и Ленского Романа и Святейшего Патриарха Кирилла был поставлен вопрос о восстановлении уничтоженной в годы Гражданской войны обители, на ее территории находились Краеведческий музей им. Ярославского в здании архиерейских покоев и сгоревшее здание духовной консистории. Довольно неприглядная картина. Волей Божией и благодаря сотрудничеству с музеем мы привели в порядок территорию, которая досталась восстанавливаемой обители, и на этом историческом месте восстановили духовную жизнь. Перед тем как разобрать остов сгоревшего здания консистории, мы сделали замеры, соответствующие фотографии, и таким образом удалось вернуть городу внешний вид утраченное из-за пожара здание.

18 августа 2012 года на территории обители был освящен храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В 2014 году закончилось восстановление здания духовной консистории. Теперь в нем располагаются братский корпус, а на первом этаже — церковно-общественные помещения: трапезная, библиотека, классы воскресной школы, антикафе «Трапезная», ризница монастыря... 6 октября 2014 года открыта мемориальная комната-музей – «Келья святителя Иннокентия».

Когда началось восстановление обители, не было никаких помещений не то что пригодных для жизни, но даже для совершения богослужения. А монастырь — это, прежде всего, молитва и служение Богу, а через это и служение ближним. Так как молиться нам было негде, первые два месяца приходилось совершать богослужения в каменной часовне, находящейся на территории Краеведческого музея. Якутское лето кончилось быстро, и богослужения совершать стало негде — часовня холодная и не вмещает большого числа людей.

В 2012 году, к Рождеству Христову, один якутский предприниматель передал монастырю оборудованный под временный храм достаточно вместительный строительный вагончик. С этого момента мы стали совершать в нем регулярные богослужения на территории нынешней обители. В этом вагончике мы встретились с прихожанами, которые стали собираться вокруг строящегося монастыря.

К концу лета 2012 года мы могли молиться в новосооруженном деревянном храме.

Вообще, в первые дни в монастыре приходилось тяжело. Наши трудники и послушники жили в строительных вагончиках — но это, пожалуй, только укрепило решительность тех, кто желал монашеской жизни, и послужило примером тем, кто стал приходить в монастырь для молитвы и участия в богослужениях.

Духовное единство монашеской братии

Монах – это состояние постоянного роста. Нельзя сказать, что человек поступил монастырь и тут же достиг совершенства. Он стремится в монастырь ради монашества, а вот когда он наденет монашеские одежды, когда он даст монашеские обеты, можно судить по его готовности и иным обстоятельствам.

В нашем Спасском мужском монастыре есть и монашествующие в священном сане, и послушники, которые готовятся к монашескому постригу, и трудники, которые пришли потрудиться в монастырь и определиться, быть им монахами или нет. Всего у нас проживают и несут различные послушания десять человек. Для монаха-священника главное послушание – это богослужение. Также они трудятся в Епархиальном управлении и иных учреждениях Якутской и Ленской епархии.

Для взаимной духовной поддержки насельники Спасского монастыря, облеченные в священный сан, совместно совершают богослужения. Через общую молитву питаются общие же духовные ресурсы, испрашивается помощь Божья на послушания, требующие физических сил — например, командировок в отдаленные приходы.

Вот в этом единстве нашего небольшого братства мы находим в себе силы на труды.

Антикафе «Трапезная» - место для духовного диалога

Антикафе «Трапезная» - один из проектов, существующих в монастыре по благословению владыки Романа. Он появился в 2014 году, чтобы продолжить в наше время традицию миссионерской деятельности Спасского монастыря.

Антикафе расположено на первом этаже братского корпуса. Там создана особая обстановка: люди могут зайти сюда и посидеть за чашкой чая (особенно это важно в начавшееся сейчас зимнее время), беседуя с дежурным (послушником или священником) или друг с другом, отдохнуть, приятно провести время.

«Трапезная» не похожа на привычный ресторан или кафе. Сюда приходят не для того, чтобы подкрепить свои физические силы — здесь подкрепляют силы духовные. В нашем антикафе занимаются рукоделием, читают Священное Писание, проводят различные культурные мероприятия, дают уроки игры на музыкальных инструментах (например, традиционном и классическом для Якутии хомусе), проходят встречи со священником. Недавно получил жизнь новый проект — киноклуб. Для просмотра фильмов и размышлений над ними приглашается молодежь и вообще люди, не равнодушные к духовной и нравственной жизни в нашем городе и республике.

Антикафе «Трапезная» предлагает всем поучаствовать в мероприятиях, посвященных общему деланию, обсудить разные актуальные проблемы и, возможно, прийти к какому-то общему знаменателю и решению. В конечном итоге, осознать, чем мы можем быть полезны обществу.

Путь к монашеству - через назидательный пример

Каждый из нас призван служить обществу, даже если наша профессия не связана с медициной, воинским делом или священнослужением. Так богатый может помогать нуждающимся, талантливый — своим талантом поддерживать тех, кто попал в беду.

Монахи живут полной церковной жизнью, внешне отделяясь от остального мира. Отделяются они для того, чтобы привести в порядок свою собственную человеческую жизнь. Путь монашества часто избирался людьми, необязательно с самого начала воцерковленными и набожными. На этом пути человек начинает видеть свои духовные возможности, понимать, какие его способности могут послужить обществу в монашеском образе, в монашеском чине. Для этого тоже нужно немало силы и забот об этом мире.

На примере жизни таких монахов, как Серафим Саровский и Сергий Радонежский, мы видим, что они, живя в пустынных местах и лесах, могли служить обществу молитвой: часто благодаря их предстательству и благословению в истории нашего Отечества происходили исторические переломные моменты. К примеру, всем известна встреча преподобного Сергия Радонежского с князем Дмитрием Донским перед Куликовской битвой: старец благословил князя на этот бой. Событий, когда монастырь, огражденный от мира стенами, благотворно влиял на жизнь всего народа, множество.

Миряне тоже нередко стремятся в монастырь — побыть, пожить, помолиться. И в каждом обществе всегда есть часть, которую оно отдает монастырю. Чем больше общество способно отдавать в монастыри желающих монашества, тем оно здоровее, тем больше у него духовных возможностей.

Мой путь к монашеской жизни состоял не из одного мгновения, а пролег через многие примеры монашеской жизни — примеры священников-монахов, почитающихся в Церкви в качестве святых, примеры тех жизней, которые были перед моими глазами с юношеских лет, с того прихода, в котором мне приходилось воспитываться, с семинарской скамьи Ставропольской духовной семинарии.

Основательным примером для меня стала Московская духовная академия в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре — самом главном монастыре Русской православной церкви. Было и множество других созидательных моментов. Из них и сложилось мое стремление к монашеству, которое продолжается и поныне. Как и все монахи, я получаю назидание в своих послушаниях. Ведь главное в образе жизни монаха в монастыре – это послушание.

Главным моим послушанием в Якутии стало восстановление Спасского мужского монастыря. Благодаря этому в моей жизни происходило и происходит много добрых событий, знакомств с примерами монашеской жизни других монастырей нашей страны.

Восстановленный храм Спасского монастыря

Каждый православный храм интересен тем, что он почитается как дом Божий. Храм Спасского мужского монастыря уникален тем, что это первый в ХХI веке деревянный храм в некогда деревянном Якутске. Этим храмом мы пытаемся продолжить и возрождать традицию деревянного зодчества Якутии.

Путешествуя по якутским селам и городам, мы можем увидеть, что в нашей республике сохранилось множество деревянных храмов. Многие из них в настоящее время восстанавливаются – например, храм в честь Вознесения Господня в Чурапче. Восстановленный храм Спасского монастыря служит точкой отсчета — на его примере мы видим, что многие храмы на территории нашей республики будут восстановлены, а утерянные — заново воссозданы.

Говоря о храме Спасского монастыря, стоит остановиться на его иконостасе, который сейчас полностью меняется на новый. Иконы на этот иконостас были подарены нашей епархии храмом святой мученицы Татианы Московского государственного университета. Владыка Роман принял этот дар и передал в наш монастырь. Основание, так называемое тело иконостаса, сделано из дерева — в эти дни оно расписывается местными иконописцами. Было решено расписать именно основание, то есть фон иконостаса, используя краски, в том числе якутский национальный орнамент. Теперь каждый приходящий в храм сможет увидеть тепло рук и заботу и внимание талантливых людей, которые здесь проживают и трудятся.

Юрий АКСАМЕНТОВ

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют