bookmark
11:36 16.06.2016

"Северной трассе" - 70 лет!

РИГ SAKHAPRESS.RU 6 июня 1946 года вышел первый номер отраслевой газеты авиаторов Якутии "Северная трасса". Она изначально была определена как печатный орган Политотдела ЯТУГВФ и территориального комитета профсоюза авиаторов Якутии.

Её первым редактором был Г.И. Прусский. Издание газеты финансировалось Политическим Управлением ГУГВФ, то есть из бюджета ЦКВКП(Б). Газета выходила 2 раза в неделю по средам и субботам, объемом 0,5 печатных листа тиражом в 1000 экземпляров. Своей типографской базы ЯУГВФ не имела, поэтому печатали газету в типографии Ленского пароходства. Газета была подписная – за 2 рубля в месяц подписывались предприятия и аэропорты. В штате редакции был один-единственный корреспондент А.З. Перегудова. В сентябре 1946 года редактором был назначен М.И. Барышников.

Газета на своих страницах регулярно освещала вопросы выполнения государственного плана, обеспечения безопасности полетов и культуры обслуживания пассажиров, повышения эффективности производства, социалистические обязательства управления, предприятий и ход их выполнения.

В 1947 году газета начала печататься в типографии Якутского Управления ГВФ.

С 14 марта 1949 года газету "Северная трасса" перевели в положение издания закрытого типа, многотиражки оборонного предприятия на основании указания уполномоченного Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн.

В марте 1953 года издание газеты было приостановлено в связи с реорганизацией ЯТУГВФ в Якутскую авиагруппу ВСТУГВФ.

В 1957 году ЯАГ была реорганизована в самостоятельную Якутскую отдельную авиагруппу с подчинением непосредственно ГУГВФ. В связи с этим в 1958 году было возобновлено издание газеты. Редактором был назначен М.Ф. Рябов, штатным корреспондентом Л.П. Музлова.

В августе 1959 года литературным сотрудником-корректором в редакцию газеты была принята Алла Георгиевна Омолоева, имевшая удостоверение Школы рабочих корреспондентов при газете "Социалистическая Якутия". Она училась заочно на факультете физики и математики.

К тому времени в редакции работали литературный сотрудник – дипломированный учитель Людмила Петровна Музлова, секретарь-машинистка Валентина Стенникова, которую позже сменила Лидия Жукова.

В 1960 году в редакцию поступили молодые сотрудники Валерий Куклин, окончивший среднюю школу и москвич Дмитрий Файвилович.

Газета тогда выходила размером А3 в двухполосном формате, тираж был около 200 экземпляров.

Газета печаталась в своей типографии, которая называлась "Типография газеты "Северная трасса". Директором типографии был Александр Васильевич Татаринцев, опытный типографист со стажем с 1918 года. Он же выпускал в свое время в Иркутске подпольную газету большевиков. Типография находилась в небольшом деревянном домике без всяких удобств.

В типографии печатниками работали Татьяна Андриановна Каймонова, Валентина Ефимовна Кузнеченко (Швецова), наборщиками вручную работали Нина Иосифовна Харькова и Тамара Прокопьевна Браславская.

В 1962 году для типографии было построено новое просторное здание. Газета стала выпускаться с большим тиражом, наборщиками вручную приняли Татьяну Петровну Попову (Хаттасову) и Ильгению Николаевну Слепцову.

В те годы в редакцию поступили Геннадий Сергеевич Резник и секретарь-машинистка Нинель Семеновна Рылькова.

Контроль за качеством, правдивостью публикуемых материалов ежедневно осуществлял Политотдел. За допущенные ошибки строго спрашивали с редактора.

29 марта 1963 года был издан приказ Политотдела №12 "О допущеных ошибках в газете "Северная трасса". Этим приказом литературному работнику Куклину был объявлен выговор, а редактору М.Ф. Рябову было указано на недопустимость подобного.

В 1964 году на укрепление кадров редакции газеты "Северная трасса" был направлен главный редактор газеты "Социалистическая Якутия" Василий Александрович Самородский.

Это был переломный период в работе редакции газеты. В.А. Самородский был профессиональным журналистом высокого класса, опытный партийный работник, умелый организатор. Он добился от Управления планового командирования корреспондентов в предприятия Управления и привлек к работе внештатных корреспондентов.

К сожалению, такому маститому журналисту не суждено было долго руководить редакцией газеты, вскоре он умер.

После смерти В.А. Самородского редактором газеты был назначен и работал около двух лет А.Е. Чилингаров, которого потом направили на работу редактором одной из районных газет.

После него редакцией газеты руководили Валентина Васильевна Меньшикова, потом – Геннадий Сергеевич Резник.

В конце 1968 года редактором газеты "Северная трасса" назначили корреспондента казахстанской газеты "Советский пилот" Юрия Андреевича Остапенко. Он первым делом установил деловые контакты с начальником Политотдела Игорем Сергеевичем Жигулевым, его заместителем Владимиром Ильичом Селиверстовым и работавшими в то время опытными партийными работниками Яковом Львовичем Логлоровым и Валентиной Васильевной Меньшиковой. Через них и бывая в командировках в предприятиях южанин легко прошел адаптацию к нелегким условиям жизни и работы на севере.

Познакомившись с коллективом редакции и типографии, условиями их работы, пришел к выводу, что необходимо со старинного способа набора газеты вручную перейти к строкоотливной машине линотип. Для этого нужно было соответствующее помещение. По совету В.И. Селиверстова он обратился к заместителю начальника управления по строительству и эксплуатации наземных сооружений Иннокентию Семеновичу Кычкину. Опытный политработник вник в суть просьбы нового редактора газеты "Северная трасса" и обещал помочь. К осени на территории типографии газеты уже стоял цех. И начался новый этап издания газеты.

В это время газета выпускалась всего один раз в неделю в 4-полосном варианте тиражом 500 экземпляров.

Будучи в командировке в одном из аэропортов увидела давно отправленный, но еще не открытый сверток газеты, что свидетельствовало о том безразличии к газете, которое имело место.

Размеренная жизнь редакции его не устраивала с первых дней работы. Нужно было что-то делать. Его ближайший наставник и друг В.И. Селиверстов погиб в авиакатастрофе. После смерти Селиверстова Юрий Андреевич близко сошелся с мудрым, опытным партийным работником Яковом Львовичем Логлоровым, он дорожил его советами.

Старый политработник послушал, что тревожит редактора газеты, и посоветовал ему провести в газете какую-нибудь громкую акцию.

В то время произошла катастрофа вертолета по вине пьяных пилотов, а второй экипаж с другого подразделения даже не пытался удержать пьяный экипаж от полета. Остапенко с трудом уговорил заместителя начальника летно-штурманского отдела по ПАНХ Анатолия Федоровича Крючкова за его подписью разместить в газете на первой полосе статью "По ту сторону товарищества". Материалы авиационных катастроф были секретными, а тут такая громкая акция. В адрес редактора посыпались от руководства и даже из Москвы упреки в том, что такой дискредитирующий авиаторов материал вышел в печать. Однако цель была достигнута – на страницах газеты развернулась широкая дискуссия по поводу этого события, газета стала востребованной. Остапенко получил поддержку от опытных политработников.

По совету Я.Л. Логлорова Остапенко включил газету в каталог "Союзпечати", что придало газете новый импульс развития. Редакция стала привлекать сторонних заказчиков, в газете появился запас бумаги и газету стали печатать в 8-12-полосном вариантах, а приуроченные к большим юбилеям и значительным датам выпуски достигали 16 полос.

Газета стала печатать многоплановые материалы, появились тематические полосы "За летное мастерство", "За качественное техническое обслуживание", "За культуру обслуживания пассажиров", в газете печатались письма и обращения читателей.

Много уделялось внимания организации социалистического соревнования, рационализаторской и изобретательской деятельности авиаторов, распространению передового опыта, вопросам организации летной работы и обеспечению безопасности полетов.

Выступали в газете начальник управления и его заместители, командиры авиапредприятий, политработники. Среди политработников активно печатали в газете свои материалы Ю.Н. Никишенков из Алдана, А.М. Резунов из Нюрбы, А.Г. Усенко из Магана, Ю.И. Спиридонов из Якутска, М.Е. Васильев из Магана и Якутска. Очень активно сотрудничал с газетой Алданской ОАО. Опытнейший политработник Ю.Н. Никишенков видел в этом стимул для улучшения труда каждого работника и повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Юрий Андреевич широко привлекал для работы в газете общественных корреспондентов. Среди них были авиатехник из Магана Валентин Феоктистов, инженер из Усть-Неры Валентин Ветряков, диспетчер из Олекминска Валерий Быков, Альберт Понтен из Нюрбы, Раиса Туманова из Нюрбы, руководители комсомольской организации Якутска Рашид Валеев, Иван Негенбля, Валерий Гришуков, Валерий Стефанский, фотокорреспондент А. С. Фаламов и многие другие.

В те же годы в редакции газеты собрался сильный творческий коллектив – Валерий Куклин, Геннадий Резник, Надежда Мамедова, Тамара Михеева, Геннадий Ермаков, Бернард Симокайтис, Наталья Харлампьева, Валерий Слепченко, Алла Омолоева.

В газете широко освещалось героическое прошлое авиаторов- участников Великой Отечественной войны, участников перегонки американских боевых самолетов на фронт. Множество интервью с героями войны и перегонки печатались в "Северной трассе". Газета широко освещала трудовой подвиг авиаторов, работающих на Ледовитом океане, тружеников Колымо-Индигирского, Тиксинского ОАО, Чокурдахской ОАЭ и Якутского ОАО, работу вертолетчиков Нюрбы на строительстве газопровода Мастах – Якутск, Байкало-амурской магистрали, работу летчиков ЯОАО на строительстве ГОК-12 в Полярном и так далее.

В 1978 году газета была закрыта в связи с началом выпуска общеотраслевой газеты "Воздушный транспорт". После перевода Ю.А. Остапенко в Москву последним редактором газеты была А.Г. Омолоева.

С этого времени авиаторы Якутии были лишены информации. В новой газете гражданской авиации публиковать материалы удавалось редко, в республиканских газетах тоже ограничено.

Выпуск "Северной трассы" был возобновлен в 1991 году по инициативе заместителя последнего политотдела ЯУГА В.П. Петрова. Была создана редакция, состоящая из пяти человек: В.П. Петров – редактор, И.А. Спиридонова – ответственный секретарь, В.Н. Губарев, И.Е. Негенбля – корреспонденты, А.А. Меньшиков – корректор. На страницах газеты, которая выходила два раза в неделю объемом в один печатный лист, регулярно освещалась ситуация в отрасли и давалась информация о том, как будет развиваться положение дел. Финансирование издания газеты производилось управлением, потом концерном, затем – национальной авиакомпанией "Сахаавиа". Достаточно часто печатались и мои материалы. Я работал заместителем начальника концерна Якутавиа, регионального управления воздушного транспорта, владел достоверной информацией об экономике отрасли и она пригодились газете.

Сотрудники газеты, как и все работники банкротной авиакомпании НАК "Сахаавиа" многие месяцы не получали заработную плату, но энтузиасты продолжали работать.

В 1998 году из-за финансовых трудностей авиакомпании газета была закрыта. В 2004 году по инициативе Рескома профсоюза в очередной раз был возобновлен выпуск газеты. Тогда, совместным решением департамента воздушного транспорта "Межтерриториального управления воздушного транспорта ФАВТ" и президиума Рескома профсоюза было определено солидарное финансирование выпуска газеты всеми предприятиями по определенному графику. Редакция газеты работает на общественных началах. Главный редактор – М.Е. Васильев, выпускающий редактор – В.П. Петров, фотокорреспондент – А.С. Фаламов. Мы в своей работе широко привлекаем известных журналистов республики: Л.Р. Сахаутдинову, И.Е. Негенбля, М.М. Афанасьева, И.В. Степанова, сотрудников пресс-служб авиакомпаний Якутия, Полярные авиалинии, аэропорта Якутск, ФКП Аэропорты Севера. Следуя нашему примеру, стали выпускать свои газеты рескомы профсоюзов культуры, образования, здравоохранения, а среди территориальных организаций воздушного транспорта наша газета – единственная.

В нашей газете мы затрагиваем широкий спектр тем. Наш читатель практически из первых рук узнает ежеквартально о состоянии дел в отрасли и предприятиях из интервью руководителя департамента воздушного транспорта. Газетой практикуется ежегодный концентрированный отчет руководителей о работе, проведенной каждым предприятием за предыдущий год. Много материалов публикуется о прошлом ратном и трудовом героизме авиаторов Якутии, в газете в плакатном варианте (на развороте) сделана 8 выпусков об авиаторах Якутии – участниках Великой Отечественной войны и перегонки американских боевых самолетов на фронт. Таких же выпусков, посвященных юбилейным датам авиапредприятий, сделано много. Постоянно публикуются очерки о выдающихся представителях авиации.

Ежегодно публикуются материалы о работе с неработающими ветеранами и молодежью, широко освещается культурно-массовая и спортивно-массовая жизнь авиаторов, их участие в республиканских фестивалях и спартакиадах.

В каждом номере по одной полосе посвящается новостям Российской авиации и правовым консультациям начальника правового отдела Федерации профсоюзов Н.И. Барковской.

Газета востребована, она распространяется по авиапредприятиям, в авиационное училище, Совету ветеранов, Совету молодежи, школам №24, 30, 38, ДК им. Ю.А. Гагарина, библиотекам "Созвездие" и им.А.С. Пушкина, в министерство транспорта, курирующему транспорт заместителю Председателя Правительства, ФПРС(Я), ЦК ОПАР и другим.

Так что издаваемая общественной редакцией газета "Северная трасса", которой исполняется 70 лет, живет полнокровной жизнью и пользуется уважением читателя.

Пользуясь юбилейной датой нашей многострадальной газеты, выражаю искреннюю благодарность нашим хозяйственным руководителям за их понимание востребованности в отрасли своего информационного поля и за поддержку газеты "Северная трасса". Так же выражаю благодарность всем, кто бескорыстно сотрудничает с общественной редакцией газеты и желаю им творческих успехов, здоровья, счастья, благополучия.

Михаил ВАСИЛЬЕВ.

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют