bookmark
09:52 05.06.2017

К 50-летию газификации Якутии: «Прокладка первого газопровода на вечной мерзлоте шла на энтузиазме организаторов и на риск ученых»

РИГ SAKHAPRESS.RU Генеральным подрядчиком строительства газопровода Таас-Тумус-Якутск стало строительно-монтажное управление №8 треста «Нефтепроводмонтаж», подрядными организациями - СМУ-4 треста «Якутстрой», монтажное управление треста «Востоксантехмонтаж», ЭМУ «Сибэлектромонтаж», СУ-4 треста «Союзмонтажгаз». Проектно-сметная документация разработана институтом «ЮжНИИгипрогаз».

Вот как вспоминает ту стройку непосредственный участник тех событий Бессонов Владимир Петрович, мастер по сварке СМУ-8 треста «Нефтепроводмонтаж» в 1967 году, затем управляющий трестом «Якутмежрайгаз» в 1978-89 годах:

«Прокладка газопровода шла на энтузиазме организаторов и на риск ученых, так как это был самый первый газопровод такой длины (300 км) на вечной мерзлоте. Никто не знал, как будет вести себя газопровод такого давления в -50 град атмосфер на глубине один метр.

Наш участок вел сварку газопровода от речки Бэргэ и ремонт забракованных труб, рубку просеки. Вели работу на опытном участке около села Салбан. Там газопровод был уложен под землей, над землей, на опорах, на земле под привозным грунтом. На опытном участке вели научные работы ученые из «УКРГИПРОНИИГАЗА» и якутского Института физтехпроблем Севера во главе с Николаем Васильевичем Черским. Там же начал работать наш знаменитый земляк, ученый Владимир Петрович Ларионов. Мы вели сварку труб при температуре окружающего воздуха ниже минус 50 градусов с подогревом кромок труб на стеллажах. Ученые давали нам задание, а мы их строго выполняли. Каждый стык газопровода проверялся гаммографированием и магнитографией. При обнаружении «непровара» корня шва самый маленький сварщик заходил в трубу, ложился в тележку, докатывался до бракованного стыка и лежа варил его. С конца трубы дул вентилятор, чтобы сварщик не задохнулся. Это было наше рацпредложение.

Трудности были с набором специалистов и даже простых рабочих, так как жили, можно сказать, под открытым небом. Поступающие вагончики с котлами «КЧМ» и системой отопления никуда не годились. Мы выбрасывали эти котлы, ставили среди вагона бочку-«буржуйку» и топили всю ночь в зимнее время. Несмотря на имеющиеся трудности, коллектив монтажников жил дружно. Во время майских праздников участвовали на демонстрациях трудящихся в Якутске, проводились праздничные вечера. Во всех мероприятиях активно участвовал профком во главе с председателем, Хруцкой Зоей Владимировной, старшим инженером отдела труда и заработной плате, ветераном ВОВ».

В газопровод уложены трубы из броневой стали толщиной 7-9 мм диаметром 529 мм длиной 6 метров. По проекту на стройку предусмотрено 37,4 тысяч тонн стальной трубы, 28,7 тысяч кубометров строительного леса, 2, 11 тысяч кубометров сборных железо-бетонных сооружений, 834 тонны прокатной стали, 200 тонн технологического и энергетического оборудования. По подсчетам эти расходы должны были окупиться за два года. На середину участка стройки около 13 километров газопровода трубы и техника доставлялись малой авиацией на вертолете «МИ-6».

22 октября 1967 года бригады сварили «красный стык» – последний шов на месте, где трубы, шедшие с двух сторон, соединились на 114-м километре. Почетного права сварить «красный стык» удостоились бригады монтажников под руководствами Евгения Даниленко и Павла Стрелкова. Сварщики-передовики бригад татарин Хаким Закиров и русский Владимир Богданов соединили два конца большой стройки. «Красный стык» означал завершение строительства первого газопровода на вечной мерзлоте протяженностью 300 километров.

Пресс-служба АО «Сахатранснефтегаз»

(Продолжение следует)

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют