Елена Кузнецова: Бюджет Якутска открыт и прозрачен | SakhaPress.ru
Наверх

Елена Кузнецова: Бюджет Якутска открыт и прозрачен

09:57 01.09.2017 | Автор: РИГ SAKHAPRESS.RU

РИГ SAKHAPRESS.RU Заместитель главы Якутска Елена Кузнецова рассказывает про портал «Бюджет для граждан» и раскрывает другие секреты формирования и расходования бюджета города.  

С недавних пор в городе Якутске заработал интернет-портал «Бюджет для граждан» - проект, который содействует удобному и быстрому поиску информации о муниципальных финансах в наглядной форме. На нем граждане могут получить полную информацию о бюджетном процессе в городе. Также на портале можно найти актуальную информацию о действующих параметрах бюджета города.

Авторы проекты уверены, что представление бюджета и бюджетного процесса города в понятной для жителей форме повысит уровень общественного участия граждан в бюджетном процессе города Якутска.

Корреспондент РИГ «SAKHAPRESS.RU» взял эксклюзивное интервью у куратора проекта, заместителя главы Окружной администрации города Якутска по финансам и экономике Елены Анатольевны Кузнецовой.

- Елена Анатольевна, расскажите пожалуйста, поподробнее про проект «Бюджет для граждан». Многие, наверное, не сильно осведомлены о нем.

- Сейчас в целом по стране органы местного самоуправления, государственные службы ведут работу по обеспечению прозрачности бюджетов для граждан, в этом отношении мы тоже не отстаем.

Для этого мы с 2015 года запустили портал «Открытый бюджет» http://openbudget.yakadm.ru/, на котором горожане могут ознакомиться с информацией по формированию и расходованию бюджета города в достаточно упрощенной форме. 

Во-первых, подробно отражены доходные и расходные части, грубо говоря, можно увидеть из чего формируется бюджет – налоговые, неналоговые источники и безвозмездные поступления в разбивке. Доходная часть в текущем году по плану составляет 13 миллиардов 478 миллионов рублей. Очень подробно данные отражены по направлениям расходования бюджета. Так, можно увидеть, как бюджет распределяется между муниципальными программами, сколько город расходует на культурные мероприятия, сколько средств уходит на образовательные учреждение, какие средства инвестируются на строительство школ и дорог. 

Наглядно отражены инвестиции по капитальным вложениям, переселению, обеспечению инфраструктурой, то есть информация об объемах финансирования мероприятий по решению самых злободневных вопросов горожан.

Кроме того, можно видеть динамику объемов по годам. Возьмем данные по основным направлениям, которые я озвучивала, например, по инвестициям в объекты строительства: 

- на территории города реализуется проект государственно-частного партнерства совместно с республикой, в рамках которого идет строительство 12 объектов - в прошлом году из бюджета города на данные цели выделялось чуть больше 91 миллиона рублей, в этом году финансирование по данному направлению предусмотрено более 270 миллионов рублей; 

- порядка 630 миллионов рублей в местном бюджете предусмотрено в текущем году на строительство дорог, в прошлом году по данной статье выделено 188 миллионов; 

- по направлению «благоустройство» увеличение расходов практически в 1,5 раза -  если в прошлом году выделено порядка 450 миллионов рублей, то в этом году объем средств по этому направлению - 700 миллионов рублей.

Можно видеть не только, как меняется Якутск, но и, наблюдая за данными, понимать, как меняется политика города. Как видно, динамика по самым актуальным вопросам жизнедеятельности города достаточно существенная и бюджет в целом сохраняет свою социальную направленность.

- То есть уже наглядно можно видеть весь бюджет города?

- Да, для этого портал имеет не какой-нибудь стандартный «сухой» текст, а соответствующие графики, таблицы, с разложением по годам для наглядности показателей в динамике.

На портале также отражены в доступной форме простым языком сложные понятия Бюджетного и Налогового кодексов.

- В каких городах страны есть такие проекты или Якутск пионер в этой области?

- Хотя направлению открытости бюджета сейчас уделяют серьезное внимание практически все города России, можно отметить, что Якутск своего рода пионер в вопросах привлечения горожан в работу с муниципальными финансами, как в отношении открытости бюджетного процесса, так и в привлечении внебюджетных источников.

Якутск с 2013 года начал заниматься вопросами повышения открытости бюджета. Кроме того, есть и достижения по бюджетному планированию. Так, по итогам прошлого года город выиграл во Всероссийском конкурсе в номинации «За высокое качество планирования и исполнения бюджета». 

Как Вы знаете, в городе очень активно работает проект «Народный бюджет». 30 миллионов рублей ежегодно выделяются из городского бюджета и порядка 12 миллионов дополнительно привлекаются от инициативных граждан и организаций, работающих на территории города.

- Я к тому, что на сайте многих городских администраций страны есть информация по бюджету, но порталов такого высокого качества, как у нас, совсем мало. Есть графики, схемы, но они не всегда понятны простому обывателю. На нашем же портале вся информация предоставлена живо и интересно. Мне хватило немного времени, чтобы разобраться в предоставленной обширной информации...  

- Действительно, информация на нашем портале предоставлена в достаточно доступной форме. Но для этого надо было пройти длинный путь.

Конечно, были опасения, что получится огромный массив сведений, с большим количеством цифр и таблиц. К счастью, нам удалось этого избежать. Мы постепенно приходили к нынешнему виду данных.  

Такой формат достигнут путем постановки задач сделать информацию доступной любому горожанину. Например, возьмем информацию по вопросу, который стоит сегодня в первой строчке по актуальности - начало учебного года. На портале можно найти информацию по объему финансирования мероприятий по капитальному и текущему ремонту школ и можно даже отметить, что расходы по данной статье по сравнению с прошлым периодом увеличились на 34%. Можно увидеть размер финансирования на обновление систем коммунальной инфраструктуры и отметить увеличение расходов по данному направлению в отношении газо- электроснабжения в два раза в сравнении с прошлым годом.

- В двух словах сможете раскрыть, из чего образуется бюджет города?

- Из двух основных источников – налоговые поступления, тут все понятно. Налоговый кодекс четко определяет какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным, а также в каких объемах распределяются между бюджетами разных уровней.  

Вторая часть - это неналоговые поступления. К ним относится вся та деятельность муниципалитета, которая приносит доходы – продажа городского имущества, земельных участков, заключение договоров о развитии территорий. Основную работу в этом выполняют Департамент имущественных отношений, Департамент жилищных отношений по социальному найму, Департамент градостроительства.   

Кроме того, большая часть бюджета формируется за счет безвозмездных поступлений, которые идут из бюджетов других уровней - регионального и федерального. Тут стоит сказать о тех полномочиях, которые мы исполняем как органы местного самоуправления и государственные полномочия, например, на выполнение стандарта образования - работа осуществляется за счет государственного бюджета, но содержание самих школьных зданий и материальная база относятся к местному бюджету.

Стоит отметить, что объем безвозмездных поступлений зависит и от активности муниципального образования. На региональном и федеральном уровне утверждены соответствующие порядки распределении субсидий, как правило, они устанавливают определенные принципы – насколько наличествует у этого муниципального образования соответствующий план мероприятий, как он выполняется, каких показателей муниципальное образование достигает, исходя из всех этих принципов и происходит распределение.

- А есть ли определенные механизмы по работе с дефицитом и профицитом бюджета?

- На этот текущий год при формировании бюджета обозначалось, что он сложный, но оптимистичный. По Бюджетному кодексу у нас есть основные параметры, он должен быть сбалансированным, при этом допускается дефицит, но он должен в соответствии Бюджетного кодекса составлять не более 10 %.

Ежегодно дефицит городского бюджета составляет порядка 6 – 7%. На текущий год дефицит составил 10%. Поэтому нами был разработан план по оптимизации бюджетных расходов и доведения данного параметра до безопасного размера. Сейчас его размер достиг 8%, то есть мы уже входим в нормальные границы, которые принципиально важны для исполнения бюджета. Делается это за счет того, что где-то сокращаются расходы, увеличиваем нагрузку на те службы, которые обеспечивают доходную часть. Конечно, здесь важна работа и по поступлению налоговых платежей в плановом объеме – работаем с налоговой инспекцией, с которыми мы постоянно в связке, так как налоговый источник у нас составляет основную часть.

На текущий год у нас планируемые налоговые доходы - 6 миллиардов 890 миллионов, неналоговые доходы – 531 миллион.

Важно отметить, что расходы бюджета идут с определенной постоянностью. Та же отрасль образования, как правило, занимает 55 – 60% бюджета, большую часть занимает отрасль ЖКХ – около 15%, инвестиционные расходы – 18%, расходы на культуру  - 9%.

Увеличение роста дохода у нас идет ежегодно. На текущий год предусмотрено увеличение и по неналоговым доходам, за счет запланированных изменений объемов работы с земельными ресурсами, находящихся на территории города.

- Бывало ли такое, когда Гордума не принимала бюджет?

- Я недавно работаю в администрации. Кстати, 29 августа будет ровно год. Но я слышала, что такой случай был (смеется). В таком случае город живет по смете.

Такое, конечно, может быть. Есть определенные требования - по сбалансированности бюджета, дефициту - все параметры должны быть соблюдены. Должно быть финансовое обеспечение полномочий муниципалитета.

Сейчас, думаю, что такое не должно произойти, так как у нас идет кропотливая слаженная работа по формированию бюджета с депутатами Якутской городской думы. Профильные комиссии собираются и рассматривают все муниципальные программы, вносят свои предложения, которые в обязательном порядке нами прорабатываются.

Учитывая слаженную работу Окружной администрации и Гордумы, такого в принципе не должно быть.

- И хотелось бы завершить интервью, вернувшись к нашей сегодняшней главной теме. Обращаются ли граждане с предложениями, критикуют ли они проект «Бюджет для граждан»?

- Вы знаете, к сожалению, критику и предложения мы получаем очень мало. Хотелось бы больше активности, так как нам надо понимать, какие цифры интересуют граждан, что еще более подробно нам стоит расшифровать.

Думаю, нам необходимо продолжать работать в направлении более детального описания актуальных вопросов для горожан, ведь неподготовленному человеку сложно ориентироваться в некоторых аспектах. Например, что входит в направление «социальная политика», «национальная экономика», какие расходы включаются в «капитальное вложение». Может быть нам стоит больше расширить понятийный аппарат. 

К сожалению, таких предложений пока не поступало. Возможно, это связано с тем, что вопросы бюджета, как правило, не очень интересны. Мне, например, достаточно сложно давать интервью по вопросам бюджета, так как риск перейти в «сухие цифры» большой, а спрос на информацию не совсем понятен. Поэтому, пользуясь случаем, приглашаю всех активных и заинтересованных горожан вносить предложения и пожелания по работе портала!

Дмитрий ОКОНЕШНИКОВ – СУЛУСХАН.

РИГ SAKHAPRESS.RU

фото автора 

Поделиться в соцсетях:
Ник
Текст комментария