bookmark
15:37 07.09.2017

Алексей Попов о муниципальных закупках: «До сих пор есть много спорных вопросов»

РИГ SAKHAPRESS.RU Термины «госзакупки» и «тендеры» в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый. Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход и все чаще встречаются в прессе, на телевидении и в повседневной жизни.

Но не каждый понимает, что это такое. И даже люди сведущие не однозначны во мнении: к примеру, несмотря на свою популярность, отношение к закупкам среди поставщиков противоречивое.

Сегодня мы беседуем с Алексеем Поповым, начальником Управления муниципальных закупок Окружной администрации г. Якутска.

- Алексей Юрьевич, чем же конкретно занимается ваше управление? И насколько его существование необходимо и оправдано?

- Наша цель - обеспечение потребности в товарах, работах и услугах, необходимых для решения задач жизнеобеспечения жителей города Якутска. Мы работаем в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

- Победителей тендеров определяете вы?

- В городе у нас 210 муниципальных заказчиков, которые работают по 44-ФЗ, все они централизованы через уполномоченный орган – Управление муниципальных закупок, который размещает закупки на официальном сайте РФ - zakupki.gov.ru, что является нашей основной задачей. И вторая наша задача – определение поставщика или определение победителя. Вроде бы просто сказано? Но для этого необходимо владеть соответствующей квалификацией и знаниями в области 44-ФЗ.

Жалобщики или мошенники?

Ситуации случаются достаточно непростые. Хотя закон и вступил в силу в 2014 году, но до сих пор есть много спорных вопросов, по поводу которых нет ни судебной практики, ни прецедентов. В случае несогласия с решением комиссий по определению поставщика, а также на положения документации любое лицо имеет право обратиться с жалобой в контрольный орган - Управление федеральной антимонопольной службы по РС(Я).

В торгах, как и в спорте, в любом случае есть проигравшие и один победитель. Но проигравшие могут быть не согласны и имеют право подать жалобу в течение 10 дней со дня размещения итогового протокола. А пока идет прием заявок, подать жалобу может абсолютно любой – физическое или юридическое лицо как с республики, так и из других регионов.

Кстати, если говорить о жалобах, то в прошлом году следует отметить значительное снижение обоснованных и частично обоснованных жалоб на 57 % по сравнению с предыдущим годом и увеличение необоснованных жалоб на 58 %.

Жалобы в основном поступают на описание объекта закупки, на технические характеристики и на проекты контрактов. Жалобу должны рассмотреть в течение пяти рабочих дней. Кстати, на сегодня появились так называемые «профессиональные» жалобщики, в основном с других регионов. В прошлом году у нас активно «светился» такой жалобщик из Башкортостана - около 130 жалоб по всей республике!

Цель жалобщиков-рекордсменов видна как на ладони. Это вымогательство денег у победителей. Такой вот новый вид мошенничества.

По словам Алексея Юрьевича, закон гласит: если жалоба отзывается до ее рассмотрения, то она не рассматривается контрольным органом. А это значит, что победитель, не желая тратить время и нервы на рассмотрение жалобы, просто откупился от мошенника.

- На этого жалобщика мы заявляли в правоохранительные органы, и от УФАСа тоже было обращение. Если выявляются подобные случаи, этим вопросом занимаются соответствующие органы. А эта личность в прошлом году пропала из поля зрения, но не факт, что не «всплыла» под другой «крышей». В этом году, к примеру, появился профессиональный жалобщик из Самары, который работает по той же самой схеме. И количество таких компаний с каждым годом увеличивается.

- Неужели с этим бороться бесполезно?

- Есть предложение от УФАС, чтобы при подаче заявки ввести оплату госпошлины. Но, на наш взгляд, особого эффекта это средство не даст – ну, что им какие-то 500 или 1 000 рублей? Капля в море. Просто вымогать станут больше. Всем – и нам, УФАС, и правоохранительным органам - все ясно, но ведь и поймать за руку практически невозможно. Электронные счета и ресурсы, карточки-однодневки – вариантов много.

Так вот, из 130 таких жалоб, по информации Алексея Попова, около 20 были такими жалобщиками отозваны. Что это означает, можно и не комментировать.

Кто меньше предложил, того и тапки

70-80 % способов закупок – это электронный аукцион. Проводятся они через пять федеральных площадок, имеющих право работать по 44-ФЗ. Аккредитация на электронной площадке, получение электронной подписи, подача определенного пакета учредительных документов – и можно участвовать в электронных аукционах. Ну и еще необходимы денежные средства в качестве обеспечения заявки. Мониторить закупки можно как на единой информационной системе РФ - zakupki.gov.ru, так и на электронных площадках. В быту этот ресурс очень часто называют просто: «сайт госзакупок». Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

Принцип аукциона прост: кто меньше предложил – тот и выиграл.

Не нравится услуга – в «черный список»!

Если предоставляемая услуга, поставка товара, выполняемая работа не удовлетворяют заказчика – а такое бывает, к примеру, если ненадлежаще исполняют или вообще не исполняют контракт, то заказчик имеет право расторгнуть контракт. Более того, заказчик может не просто отказаться от услуг, а попросту нанести материальные убытки исполнителю. Закон обязывает заказчика недобросовестного исполнителя наказывать штрафами и неустойками, не принимать услуги, не подписывать акты приемки, расторгать в одностороннем порядке контракт. А далее – внести в реестр недобросовестных поставщиков, а это сразу появляется на сайте. Соответственно, в течение двух лет этот поставщик (исполнитель, подрядчик) просто не сможет участвовать в закупках.

- Рычагов воздействия на них много. Но дело в том, что заказчики почему-то – и я это не могу понять – идут на поводу у исполнителей. Может, считают, что так проще – просто в следующем году возьмут другого. Ведь это определенные процедуры и сроки – расторгнуть контракт, уведомить письменно за 10 дней, найти другого исполнителя. Хотя это вполне реально – ведь в почти каждой организации есть свои штатные юристы.

А ведь если всем осуществлять строгий контроль за исполнением, а за ненадлежащее исполнение наказывать рублем, то такие недобросовестные поставщики и близко не подойдут к сайту: ведь можно разориться на одних только выплатах неустойки и штрафов. И денег не получат, и штрафы оплатят, еще и в реестр недобросовестных попадут. Зачем им это? Ведь репутация – великое дело, особенно в нашем небольшом городе.

Ну и, кроме этого, у нас много другого: открытые аукционы по продаже земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, право на заключение договоров аренды земельных участков, право заключить договор о развитии застроенной территории, право заключения концессионного соглашения, проведение конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом и многое другое.

Плюс к этому Управлением муниципальных закупок проводятся различные семинары для муниципальных заказчиков городского округа «город Якутск» по применению положений закона по контрактной системе совместно с представителями электронных площадок, для представителей муниципальных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ, бюджетных и автономных учреждении, для предпринимателей и всех заинтересованных лиц по контрактной системе в сфере муниципальных закупок в целях повышения конкуренции между участниками закупок.

Дана Бубякина, "Эхо столицы"
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют