bookmark
12:01 03.12.2017

Однажды летом: Тайна гибели 12 человек в Якутии до сих пор не раскрыта

РИГ SAKHAPRESS.RU Весна 1977 года. Где-то в Азии. Кабинет руководителя секретного Института по разработке биологического оружия. Беседуют двое.

- Доктор, как продвигается работа над проектом «Хирон»?

- Проект на завершающей стадии. Испытание на собаках, обезьянах и других живых объектах дала положительные результаты. Все они сначала болели, затем наступал летальный исход. Все симптомы схожи с обычным гриппом, правда, тяжелой формы.

- А на людях вы не пробовали?

- Нет, генерал.

- Не можете подыскать объект?! Вон сколько на улицах всякого рода бродяг, бездомных. Посулите им деньги, быстро набегут!

- Мы думали над этим. Но велика опасность, что об эксперименте разнюхают жур-налисты и поднимут шум…

- Да, такая опасность реальна. Но ведь можно провести испытание на стороне. По-думайте над этим.

- Хорошо. У нас кое-какие проекты уже есть…

(Фантазия автора)

***

Из постановления о возбуждении уголовного дела от 10 августа 1977 г.: "В период конца июля - начала августа 1977 года в Чурапчинской районной и Якутской республиканской больницах умерли 12 человек, в том числе 7 детей, из семей Аянитовых и Сивцевых, совместно проживавших на местности "Кемнье", расположенной в 10 км.от села Арылах..."

Как было установлено расследованием, летом 1977 года в глубинке Чурапчинского района Якутии произошли события, взволновавшие очень многих жителей района и часть населения республики своей загадочностью.

31 мая 1977 г., как бывало это ежегодно, на летник "Кемнье" со своим скотом и нехитрым скарбом переселились две семьи - Аянитовых и Сивцевых, состоявшие соответственно из 9 и 6 членов. С Аянитовыми приехала их родственница Винокурова Т.С. Все стали проживать в одном доме, деля горести и радости. Питались совместно. На ночь мужчины и мальчики отправлялись спать в амбар, в доме оставались женщины с малолетними детьми и девочки. Когда начался сенокос, мужчины и старшие мальчики иногда оставались ночевать на участке. Жизнь протекала размеренно.

Так было до 23 июля, когда 13-летний Аянитов Алёша вдруг почувствовал себя плохо. Он пожаловался родным на боли в животе и его на мотоцикле повезли в участковую больницу, находившуюся в селе Килэнки. Участковый врач, осмотрев больного, заподозрила аппендицит и направила мальчика в районную больницу. Там также предположили аппендицит и прооперировали. И, как ни странно, признаков воспаления аппендикса не выявили. Но отметили слабость, сонливость и утомляемость мальчика. Принятыми мерами спасти Алёшу не удалось - 26 июля он умер при явлениях острой сердечной недостаточности.

Далее события стали развиваться стремительно. В период с 30 июля по 6 августа сначала в участковую, затем в районную больницу с аналогичными симптомами поступили остальные члены семей Аянитовых и Сивцевых, а также Винокурова.

Врачами райбольницы принимались меры по диагностированию и лечению, проводились консультации с врачами республиканской больницы. Но всё было напрасно. В ночь на 7 августа умер Сивцев Вася, 11 лет. Остальные 14 человек были доставлены санитарными рейсами в реанимационное отделение Якутской городской больницы, где в период с 7 по 10 августа умерли 10 человек. Остававшиеся еще в живых Аянитов Семен Егорович (отец семейства, 53 года), Аянитовы Семен (12 лет), Роман (17 лет) и Николай (21 год) были направлены в Москву - в Институт имени Склифосовского, где их жизни были спасены.

Расследование обстоятельств гибели людей вначале вела прокуратура Чурапчинского района, затем, ввиду нарастания количества жертв, дело принял к производству старший следователь прокуратуры Республики. Работа проводилась следственно-оперативной группой под его руководством. Были тщательно обследованы жилой дом и другие строения, территория вокруг них.

На исследование были изъяты образцы воды, земли с участка, из погребов, всех видов продуктов и нехитрой в то время бытовой химии (стирального порошка, мыла, соды), комбикорма для скота и других веществ. Были выявлены и допрошены лица, так или иначе побывавшие в тот период на участке «Кемнье», изучены взаимоотношения между членами потерпевших семей и соседями, проживавшими рядом с ними до их отъезда на летник.

В ходе расследования всесторонне были проверены все мыслимые версии, в том числе о мести путем отравления и случайном попадании ядовитых веществ в пищу погибших, поскольку было уже ясно, что смерть людей наступила от отравления ядом, попавшим в их организмы вместе с пищей.

Вместе с тем, не осталась без внимания и довольно фантастическая версия о смертельном воздействии на людей атмосферного воздуха. Один из оставшихся в живых – Аянитов Семен Егорович, на следствии показал, что однажды, в начале июля вечером на летник пал туман со странным запахом. Коровы забеспокоились, ревели. Раньше такого он не наблюдал. После проверки и эта версия отпала. Было установлено, что падежа, гибели животных в тот период не было зарегистрировано. Жившие в период до середины июля в отдельном доме поблизости люди (Аянитов Е.А., Борисов Кэнчэри) не пострадали. Пробы воздуха с территории аномалий не показали.

Расследование дела велось достаточно длительное время, срок следствия продлялся сначала прокурором Республики, затем РСФСР. Однако, несмотря на все предпринятые усилия опытных специалистов, никакого, даже малейшего, положительного результата в выявлении путей отравления людей, достигнуто не было.

Из справки о результатах расследования причин гибели людей на ферме «Кемнье»:

…Таким образом, причина смерти людей сводится к отравлению неизвестным ядом, попавшим вместе с пищей через желудочно-кишечный тракт.

Изучение первоначальных медицинских документов показала, что клиническая картина заболевания у всех потерпевших однотипна: сухость во рту, слабость, быстрая утомляемость, сонливость, головная боль, чувство жжения в глотке, жажда, тошнота. При наблюдении в больнице выявлены симптомы миокардиоза, гематоза, токсического нефрита, токсического энцефаломита. В период нахождения потерпевших в стационарах сначала Чурапчинской районной, затем Якутской республиканской клинической больниц проводились консультации со специалистами из Москвы. Были вызваны и работали в Якутске токсикологи из Центра отравлений (Александровский, Луцкий), инфекционист (профессор Змызглова), которые высказали мнение о том, что заболевание вызвано действием нейротропного яда.

Лабораторные анализы, в частности, бактериологические, вирусологические исследования крови, мочи, рвотных масс больных показали, что ботулинистический токсин и патогенная флора в них не обнаружены. Исследования образцов продуктов, почвы на радиоактивность дали отрицательные результаты. В остатках пищи мышьяк, ртуть, фосфорорганические, ртутьорганические соединения, фосфат цинка и другие ядовитые вещества отсутствовали. Вода, почва, комбикорм и другие, изъятые с места происшествия образцы, оказались в норме.

Комиссия, проводившая указанные исследования, сделала выводы:

Леонид ДИОДОРОВ.

Продолжение следует

Леонид ДИОДОРОВ
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют