Непознанное: Легенды алааса | SakhaPress.ru
Наверх

Непознанное: Легенды алааса

10:02 09.03.2019

SAKHAPRESS В старину и не только в старину, если быть точнее, до эры Интернета, любимым развлечением якутской детворы служили рассказы об абаасы*. Особенно в летнюю пору, когда семьи переезжали на летники в отдаленные алаасы, где дети чаще всего были предоставлены самим себе.

В то время как родители и старшие дети работали на покосе, они обегали все окрестные леса, купались в озерах или маленьких речушках, в дождливую же погоду, собравшись в каком-нибудь амбаре, развлекались рассказыванием разных страшных историй, услышанных от взрослых, а возможно, порой и выдуманных…

Естественно, что в таких рассказах преобладали истории о знаменитых шаманах и удаганках, которыми не так давно славился почти каждый наслег. Их полуразрушенные арангасы* находились и в ближнем лесочке, и в дальнем. Конечно же, родители, а особенно бабушки с дедушками запрещали приближаться к шаманским могилам и тем более, не дай бог, что-то там брать. Но это были времена, так сказать, воинственного атеизма, в школе учителя говорили, что никаких абаасы не существует, а что касается шаманов и удаганок, то они, пользуясь темнотой народа, обманывали его. И в качестве доказательства демонстрировали картину «Изгнание шамана». Поэтому дети, с одной стороны, боялись, а с другой, сомневались в том, что давным-давно умершие люди, пусть даже и великие шаманы, могут отомстить живым за тот или иной проступок.

Один мальчик вспоминал случай из своей жизни, когда жил в одном алаасе, вокруг которого было множество таких арангасов. Они, малыши, не особо боялись их и часто ходили туда, чтобы полакомиться костяникой. Иногда, особенно в большой дождь, даже залезали во внутрь и пережидали там ливень. В одном таком арангасе были настоящая дверь, внутри – маленькое окошко, стол и лавка-скамейка. Еще одна закрытая дверь, которую, по счастью, дети ни разу не открыли, видимо, вела в саму могилу.

Отец мальчика работал табунщиком и приходил домой, на летник, почти ночью. К приходу отца ребята сами готовили нехитрый ужин. Матери у них не было, она умерла от туберкулеза в прошлую зиму. Однажды у них кончились дрова, и отец, как всегда, пришел домой очень поздно и, чтобы не идти далеко, принес с ближнего лесочка чей-то могильный сруб на дрова. Мальчик, пока варился ужин, вздремнул на ближайших от камелька нарах.

И вдруг ему почудилось, что из горящего очага один за другим выскакивают красные зверьки, похожие на колонка, и исчезают под тем ороном*, где он лежал. За ужином мальчик рассказал всем об увиденном, но никто не придал его рассказу никакого значения. 

С того дня отец заболел страшной кожной болезнью, вся его спина покрылась кровоточащими язвами. Пришлось пригласить старуху-знахарку, которая лечила спину отца какими травяными мазями и поила такими же отварами. Об этом узнала бабушка мальчика, живущая в другой деревне, и пришла к ним.

По словам мальчика, она сильно ругала отца: оказалось, тот могильник, который отец притащил из лесу, принадлежал не кому-нибудь, а знаменитой удаганке. Бабушка заставила отца унести остатки могильного сруба обратно и попросить прощения у нее. После этого кожная болезнь отца пошла на убыль, но до конца так и не прошла. Отец до самой своей смерти временами мучился от нее.

Через несколько лет могила удаганки вместе с другими полностью выгорела от пожара, который начался с весеннего пала. А судьба того парня, который устроил тот пал и ненароком сжег старинные могилы, пошла после этого наперекосяк. Он угодил в тюрьму сначала за участие в групповой драке, с тех пор на воле находится от силы два месяца и снова отбывает в места не столь отдаленные.

Яна ПРОТОДЬЯКОНОВА.

Продолжение следует.

1.Абаасы – злой дух, нечистая сила.

2.Арангас – могильный лабаз.

3.Орон – спальные нары.

4.Булгуннях – холм, курган, сопка.           

Ник
Текст комментария