bookmark
09:16 28.12.2019

Час истории: Забытая авиакатастрофа

SAKHAPRESS Для 20 семей якутян конец декабря 1951 года стал черным, трагическим. Им пришлось опознавать останки своих родственников, погибших в авиакатастрофе.

27 декабря 1951 года разбился пассажирский самолет «Ли-2» Якутского управления Гражданского Воздушного флота СССР. Погибли все 20 человек, находившихся на борту: шесть членов экипажа и 14 пассажиров.

В отличие от других авиакатастроф произошедших в Якутии, эта известна только специалистам, историкам авиации и краеведам. Естественно, что в начале 1950-х годов, в сталинские годы правления, широкой огласки авиакатастрофа в далекой Якутии в декабре 1951 г. не получила, документы о ней хранятся в отраслевых архивах. Отчасти из-за этого о ней никто не вспоминал. Поэтому о деталях той авиакатастрофы сегодня вы узнаете впервые. Она стала первой в Якутии крупной зарегистрированной авиакатастрофой с большими человеческими жертвами.

Последний полет «Ли -2»

Этот двухмоторный самолет с бортовым номером «СССР-Л4228» взлетел утром в 9 ч. 55 мин. по местному времени 27 декабря 1951 года по маршруту «Якутск- Вилюйск». На борту «Ли-2» летели 14 пассажиров и 6 членов экипажа. Практически все пассажиры были ответственные работники партийных и советских органов Вилюйского района: секретари первичных парторганизаций, председатели колхозов, районного потребобщества, заведующий клубом, заведующий избы-читальни, землеустроитель районного управления с/х и другие. Они возвращались в Вилюйск с партийной конференции, проводившейся в Якутске по итогам уходящего года. Многие возвращались домой с подарками, с покупками. Настроение у всех было приподнятое…

Через полчаса после взлета из аэропорта, пассажирский самолет разбился в 90 километрах от Якутска. Никто из находившихся на борту «Ли-2» не выжил. Учитывая, что самолет был заправлен топливом для полета до Вилюйска – 1,2 тонны горючего, экипаж и пассажиры, даже если и выжили на момент крушения, сгорели, не смогли выбраться из разбившегося самолета.

Весть о том, что на территории Намского района разбился самолет, в Якутске узнали только вечером того же дня. Очевидцем и единственным свидетелем падения самолета стал житель села Ергелех (Тастах) Манчаары Максимов. Позже его даже отметили ценным подарком за предоставленные сведения.

Причина крушения - отказ моторов, ошибка экипажа

Специально созданная комиссия по расследованию авиакатастрофы работала с 30 декабря 1951 года по 4 января 1952 г.

Из отчета комиссии:

«Экипаж 46-го авиаотряда произвел взлет в Якутске в 03:55 мск. Последняя связь УРДС с бортом состоялась в 04:22 (экипаж доложил высоту нижней кромки облачности 1000 м, видимость 4 км и температуру воздуха -30°С). На последующие вызовы экипаж не отвечал. Самолет был обнаружен потерпевшим катастрофу в 90 км севернее Якутска.

Как установлено комиссией, через 31 минуту полета на эшелоне 1000 м на самолете отказали оба мотора (сначала правый, затем левый), что подтверждается попыткой экипажа зафлюгировать правый винт и перейти на одномоторный полет.

После остановки моторов КВС увидел единственную пригодную для посадки площадку – долину реки Тараса, без леса, шириной 80-120 м и длиной по прямой около 2 км. При безмоторном планировании на эту площадку КВС не смог произвести правильного расчета на посадку и недотянул до начала долины 200 м. Самолет потерял скорость и с левым креном и углом около 60° со скольжением на левое крыло, без поступательной скорости ударился о землю, разрушился и сгорел. Ошибке в расчете на посадку способствовало то, что были выпущены шасси. В последний момент экипаж пытался их убрать, но шасси не успели убраться.

Записей о заправке топлива в баки самолета не обнаружено, но к моменту взлета на борту находилось не менее 1 217 кг горючего. По показаниям бортмеханика, при передаче его экипажем самолета вылетающему экипажу в левом заднем баке оставалось 150 кг бензина. Командир корабля выполнял первый самостоятельный полет после 7-ми месячного перерыва».

Как видим, причинами, приведшими к тяжелой авиакатастрофе стали технические неполадки, а также ошибки экипажа.

Список экипажа и пассажиров «Ли-2», потерпевшего крушение 27 декабря 1951 года на территории Намского района Якутской АССР

Экипаж:

Командир, ст.лейтенант ГВФ Шебанов Николай Андреевич
Второй пилот, лейтенант ГВФ Кондратьев Владимир Зотович
Бортмеханик, ст.лейтенант ГВФ Чернов Серафим Данилович
Штурман, капитан ГВФ Шилоносов Сергей Алексеевич
Начальник связи 46-го летного отряда, ст.лейтенант ГВФ Федоров Владимир Михайлович
Бортрадист, старшина 2-го кл. Морщинин Геннадий Алексеевич

Пассажиры:

Николаев Николай Васильевич-Туйах Ньукулай, Верхневилюйский р-н
Егоров (данные о нем не удалось установить)
Тимофеев Василий Маркович, 1925 г.р. зав.избой-читальней с.Оросу, секретарь местной парторганизации, В-вилюйский р-н
Борисов Семен Борисович, пред. наслежного совета, с.Соргулун В-вилюйский р-н
Санников Сергей Михайлович, с.Мэйик, пред.колхоза, фронтовик. При крушении его выбросило из самолета. Единственный, чье тело более или менее сохранилось.
Осипова Пелагея Николаевна, зав.клуба с.Баппагай, Вилюйский р-н
Илларионов Михаил Павлович, бригадир колх. им. Сталина, пред. наслежного совета, В-вилюйский р-н
Титов Иван Михайлович, колхоз «Кюлятский», с.Далыр В-вилюйский р-н
Поскачина Мария Герасимовна, зав. избой-читальней, с.Ботулу, В-вилюйский р-н
Семенов Афанасий Николаевич, зав. клубом, с. 2 Чочу, Вилюйский р-н
Степанов Иннокентий Тимофеевич, зав. избой-читальней, с. Халбаакы, Вилюйский р-н
Стрекаловский Иннокентий Иннокентьевич, пред. правления В-вилюйского райпотребобщества «Холбос»
Харлампьев Захар Иванович, ст. землеустроитель отдела с/х Вилюйского исполкома
Аламподистов Роман Андреевич, зам.пред. колхоза им.Чернышевского, Вилюйский р-н

(?) Долгунов Семен Данилович, с.Ботулу, секретарь местной партийной организации. Был ли он в упавшем самолете или ошибочно внесен в списки – точно неизвестно. В списке пассажиров, предоставленном историком авиации И.Негенбля, такой фамилии, нет. Но в списках погибших с Верхневилюйского района, С.Д. Долгунов есть. Официально признаны погибшими 6 членов экипажа и 14 пассажиров, всего 20 человек.

Впрочем, катастрофа в Намском районе не была первой в ЯАССР, связанной с пассажирскими самолетами и большим количеством жертв. В ноябре 1948 г. на р.Колыме в 100 км. от Среднеколымска разбился транспортный самолет «Ли-2», выполнявший рейс вне плана по заданию «Дальстроя». Тогда погибли 18 человек. Сведения об этой катастрофе не разглашались.

На месте остались обгорелые останки самолета

После окончания работы комиссии, погибших вывезли – летчиков в Якутск, пассажиров, в основном, уроженцев Вилюйского и Верхневилюйского районов – на родину. Скорее всего, процедуру опознания трупов не проводили, т.к. трупы сильно обгорели и родственникам просто показывали остатки одежды или вещей. При этом категорически запретили открывать гробы. Останки жертв авиакатастрофы похоронили в братской, общей, могиле. Наиболее крупные и оставшиеся целыми части самолета – кабину пилотов, часть салона, крылья, хвостовую часть и моторы вывезли в Якутск. Мелкие части самолета оказались разбросаны в радиусе 55 метров. До сих пор на земле можно найти оплавленные куски дюралюминия, патрубки и другие детали самолета. Об упавшем в тайге самолете и погибших местные жители конечно знали. Но со временем трагедия позабылась.
Намские историки и краеведы стали первыми, кто посетил место катастрофы в далеком 1951 году.

Краеведы Намского улуса: «Хотим поставить памятник»

В августе этого года на месте катастрофы пассажирского самолета побывала группа краеведов-историков, жителей Намского улуса: Василий Герасимов, Тарас Никонов, Прокопий Сивцев, Прокопий Ильин и Илья Новиков. Они достигли и выполнили задачу: уточнить и обнаружить место падения самолета.

Научный сотрудник Намского историко-этнографического музея им. П.Сивцева Тарас Никонов:

- Место падения самолета – доступное. Оно находится по дороге в село Салбанцы, на северо-запад от Намцев, примерно в 40 километрах. Надо доехать до старого деревянного моста через Кэнкеме. И от моста – основного ориентира еще 2 километра на запад по дороге.

- На месте катастрофы до сих пор можно найти обгоревшие останки самолета.
В 1951 году ближайшим, скажем так, населенным пунктом к месту катастрофы, в 2-3 километрах была ферма колхоза. Оттуда падающий самолет и место, откуда повалил дым, заметил Манчары Максимов. Потом он сообщил о трагедии властям и позже указал точное место падения.

- Конечно, мы знали об этой трагедии. Но, если честно, особой заинтересованности не было. Но после обсуждения с коллегами, решили искать и начали исследовательскую работу. Нашли газеты того времени, прочитали некрологи, скупые новости. Запросили Вилюйск и Верхневилюйск, там охотно откликнулись. Обратились к историку авиации Якутии Ивану Негенбля. Он по своей линии провел работу, у него большая база данных, обширный архив. И так совместными усилиями установили фамилии, кто кем работал и так далее.

- Это все благодаря нашему коллеге Василию Герасимову из Намцев. Он несколько раз настойчиво искал упавший самолет, ходил в тайгу, искал по координатам. Но точное место падения нашли совместными усилиями только в августе прошлого года. Потом в октябре к нам приехали представители Верхневилюйского улуса. Вместе с ними выезжали на место авиакатастрофы. Там они отдали дань памяти погибшим. Договорились, что в апреле следующего года на месте падения самолета установим памятный обелиск. Сейчас работаем над этим.

Всего в СССР с 1942 по 1953 гг. было произведено 4937 единиц «Ли-2» самых разных модификаций. Самолеты эксплуатировались до 1973 года. В конце 1970-х г. оставшиеся «Ли-2» стали устанавливать в качестве памятников. В Якутии «Ли-2» на постаменте можно увидеть в п.Черский Нижнеколымского улуса.

В Якутском Управлении ГВФ СССР, а затем в Управлении гражданской авиации, эксплуатировалось 39 самолетов «Ли-2». Разбившийся в декабре 1951 года самолет был произведен в 1945 году. Теперь его останки лежат в тайге. В скором времени там же появится памятный знак.

Аркадий ЛЕБЕДЕВ.

"Якутск вечерний"

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют