bookmark
12:32 28.08.2020

"Это будет другой человек". Что станет с Навальным после комы

Навальный выживет, но, возможно, уже не будет таким, каким мы его знаем.

«Ингибиторы холинэстеразы подавляют рецепторы, при отравлении теряется управление мускулами. Если человек получил даже маленькую дозу такого отравляющего вещества, оно не выходит из организма в течение нескольких дней. А последствия очень плохие», - пояснил один из создателей «Новичка».

Уже почти неделю оппозиционер Алексей Навальный находится в берлинской клинике «Шарите». Первые результаты обследования – а их многократно проверяли в независимых лабораториях – указали на отравление неким веществом из группы ингибиторов холинэстеразы.

Их источником являются фосфороорганические вещества (органофосфаты), к которым относятся как сельскохозяйственные химикаты, например, определенные пестициды, так и нервно-паралитические яды вроде зарина или «Новичка», каким пытались отравить Сергея Скрипаля и его дочь Юлию.

Какой именно яд попал в организм Навального, еще не установлено, и вполне возможно, что конкретности так и не будет. Вместо этого, вероятно, составят целый список возможных веществ, как уже бывало в других подобных случаях.

Пока врачи дали понять, что Навальный выживет, но могут быть долгосрочные последствия, особенно для нервной системы. Каковы прогнозы и что стало впоследствии с другими, кто подвергся подобному отравлению: Anews собрал факты и мнения.

Одно хуже другого

Вылечиться после отравления органофосфатами можно, хотя и непросто. Все зависит от класса вещества, который в случае Навального как раз неизвестен.

То есть если, допустим, отравиться инсектицидом, применяемым в хозяйстве, то прогноз будет относительно хорошим. В лучших случаях человек восстанавливается уже через 2-3 недели. Впрочем, даже тогда могут быть долгосрочные последствия – ухудшение памяти, замедленная речь, дрожание рук, разъясняет «Медуза».

Нетрудно догадаться, что отравление ядами, которые используют военные и спецслужбы, лечится тяжелее и может привести к более опасным последствиям. В ситуации с Навальным комментаторы сегодня исходят именно из этого варианта.

«Очень длительный, мучительный процесс»

«Ингибиторы холинэстеразы подавляют рецепторы, при отравлении теряется управление мускулами. Если человек получил даже маленькую дозу такого отравляющего вещества, оно не выходит из организма в течение нескольких дней. Это очень длительный, мучительный процесс – выводить эти вещества из организма», - объяснил изданию «Настоящее время» один из разработчиков «Новичка» химик Вил Мирзаянов, живущий сейчас в США.

По его словам, последствия отравления «очень плохие»: «Отравление практически невозвратно, к сожалению. Очень долго – годы нужны для того, чтобы реабилитироваться. Вещества, даже распавшиеся вещества, наносят большой ущерб и сидят в организме очень долго».

Химик заявил, что здоровье в любом случае не может быть таким же, как прежде, если только не разработаны какие-то новые средства лечения.

«Когда мой друг Андрей Железняков был отравлен "Новичком", он так и не оправился. Он несколько лет мучился: то ему было хорошо, то плохо. Вот так волной на него накатывало, и в конце концов он умер от последствий этого отравления», - рассказал Мирзаянов.

Другой яркий пример – это Скрипали: «Насколько я знаю, врачи сами говорят, что они никогда уже не будут теми, какими они были до отравления».

Что стало со Скрипалями

Кратко напомним: в марте 2018 года бывший полковник ГРУ 66-летний Сергей Скрипаль и его 33-летняя дочь Юлия были найдены без сознания на скамейке в центре Солсбери. По словам свидетелей, у Юлии шла пена изо рта, глаза были широко раскрыты, но запали, виднелись только белки. Позже сообщалось, что они то приходили в сознание, то снова отключались.

В больнице оба очень долго находились в критическом состоянии: Юлия – 25 дней, Сергей – 34 дня. Почти все это время они оставались в коме. Юлию выписали в начале апреля (через месяц после отравления), ее отца – только в середине мая (через 2,5 месяца).

Вскоре после выписки Юлия сделала видеозаявление через агентство Reuters. На ее шее был виден шрам от трахеотомии, но в остальном не было заметно никаких внешних последствий пережитого.

Она рассказала, что «процесс выздоровления был медленным и очень болезненным, лечение было инвазивным и глубоко угнетающим». «Сейчас я пытаюсь смириться с невероятными изменениями в моей жизни, как физическими, так и эмоциональными. Нам (с отцом) необходимо время для полного выздоровления», - заключила Юлия Скрипаль.

Про самого Сергея Скрипаля The Sunday Times сообщила в феврале 2019 года (впрочем, без указания источников), что его здоровье после отравления серьезно ухудшилось, и что он вряд ли полностью восстановится.

Эксперт-токсиколог Уэйн Картер из Ноттингемского университета пояснил газете: «Само вещество, по сути, может быть удалено из организма, но последствия его воздействия могут проявляться еще очень долго».

«Это будет немножко другой человек»

Мрачный прогноз для Навального и всех, кто за него переживает, выдал журналист Александр Невзоров.

«Когда Алексей выйдет из комы – а это непременно произойдет, только потому, что немцы народ дотошный, они взялись его спасать, – вполне возможно, что это будет немножко другой человек. Вот к этому надо тоже быть готовым», - предупредил он в программе «Невзоровские среды» на «Эхе Москвы».

Он пояснил, что что яд, которым отравился оппозиционер, в такой же степени как и «Новичок», «блокирует очень важные процессы в организме, в том числе нейронные процессы».

«Для тех, для кого личность – это что-то приходящее из космоса или даруемое божками, это не объяснить. Для тех, кто понимает, что личность – это сумма работы физиологии мозга прежде всего, обязан понимать, что вместе с изменением этой физиологии, более или менее патологическим, изменяется и так называемая личность тоже», - рассуждает журналист.

Невзоров добавил, что ингибитор – «это как бы обессиливатель». «Вот когда мы говорим, что никотин ингибирует моноаминооксидазу, то мы говорим о том, что он ее обессиливает, а не о том, что он замедляет ее действие. И что будет именно с Навальным при выходе из комы, совершенно неизвестно», - заключил он.

Надежда на лучшее: случай в Болгарии

Между тем издание The Insider провело параллель между отравлением Навального и болгарского бизнесмена-оружейника Емилияна Гебрева в 2015 году. Он подвергся воздействию вещества из того же семейства органофосфатов и выжил.

Гебреву стало плохо во время приема в ресторане отеля в Софии, который он сам организовал для партнеров. Как и Навальный, он потерял сознание и впал в кому. Однако непосредственно перед этим его рвало и были странные проблемы со зрением – яркие цветные вспышки, а также сильный зуд в глазах.

Чуть позже в состоянии комы были госпитализированы сын бизнесмена Христо и коллега Валентин Тахчиев, которые на тот момент находились в совершенно других местах, но с утра все трое были вместе в офисе.

В больнице состояние Гебрева существенно улучшилось только через месяц. Правда, позже он снова на время попал в больницу, почувствовав себя плохо. Других «рецидивов» с тех пор не было. Сын и коллега восстановились полностью.

В самой клинике «Шарите» никакие версии и прогнозы о здоровье Навального не комментируют. «Мы оповестим общественность, когда будут получены новые выводы. Просим отнестись с пониманием к тому, что мы не комментируем предположения и спекуляции», - заявила «Интерфаксу» ее представитель Мануэла Зингель.

Вслед за «Шарите» токсиколог Уве Янссонс, президент Германского междисциплинарного объединения реаниматологии и скорой медицинской помощи, призвал проявить терпение.

«На такой стадии реальную степень поражения мозга оценить очень сложно. Сначала нужно убедиться, что нет поражений других систем органов – легких, сердца, печени, кишечника, - цитирует его «Новая газета». - После этого врачи применят препараты, выводящие из комы. Но это занимает время – я думаю, что сейчас просто рано ждать прогнозов».

SAKHAPRESS
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют