19:15 05.04

Профсоюзы республики за законодательное закрепление прав северян

РИГ SAKHAPRESS.RU 5 апреля 2013 года Председатель Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), народный депутат Ил Тумэн Александр Ким-Кимэн принял участие и выступил на круглом столе «Сохранение и привлечение трудовых ресурсов в экономику Дальневосточного региона: законодательный аспект (на примере Республики Саха (Якутия)», которое прошло с участием Президента Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисова, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации ФС РФ, председателей законодательных органов субъектов РФ из Дальнего Востока, депутатов Ил Тумэн и членов Правительства РС (Я). В своем выступлении А.Ким-Кимэн особо выделил, что по Конституции РФ наша страна является правовым, федеративным и социальным государством.  При этом, решая социальные задачи, государство обязано учитывать дифференциацию между различными субъектами РФ в части их территориальных и природно-климатических особенностей. В связи с этим он предложил обстоятельно пересмотреть ФЗ №184 «Об общих «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», где все прописано от «а» до «я», что нивелирует федеративную основу нашего государства, заметив, что многие социальные обязательства субъектов РФ на сегодня не подкреплены финансовыми ресурсами. Также он обратился к органам государственной власти РФ с просьбой ратифицировать Конвенцию №169 Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». Конвенция подробно определяет права коренных народов на природные ресурсы. Из ее содержания следует, что коренным народам и народам, ведущим племенной образ жизни, должны быть предоставлены определенные территории, на которых находятся все виды природных ресурсов и иные объекты, составляющие окружающую среду. Кроме того, следует в соответствии с национальной правовой системой определить имущественные права на природные ресурсы. Представляет интерес тот факт, что на землях, используемых коренными народами, в том числе и для традиционных для них видов промыслов: рыболовства, охоты – государство реализует права собственника на недра и иные природные ресурсы при условии предварительного проведения консультаций с коренными народами, а также получения компенсаций (по возможности) и возмещения ущерба. Александр Ким-Кимэн внес от имени Федерации профсоюзов РС (Я) целый пакет законодательных предложений. Касаясь законодательного закрепления социальных гарантий и прав населения Крайнего Севера, Федерация профсоюзов РС (Я) подчеркивает, что  Север – это крайне суровые климатические условия, осложняющие трудовой процесс, влияющие на здоровье и труд человека и, тем самым, определяющие специфические задачи хозяйственного развития северных регионов. Если обратиться к истории создания правовых основ поддержки северных территорий, то необходимо отметить, что понятие «Крайний Север» впервые  появилось 80 лет назад, когда ВЦИК и Совнарком утвердили «Положение о льготах для лиц, работающих на Крайнем Севере РССР». Со временем перечень дополнялся и расширялся: были приняты указы Президиума ВС СССР «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» (от 10 февраля 1960 г. ), «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (от 26 сентября 1967 г.) и ряд постановлений правительств СССР и РСФСР. Принятые в свое время нормативные правовые акты позволили активно осваивать районы Крайнего Севера. Следует отметить, что даже до перехода к рыночной экономике жители Севера существенно отставали от жителей других регионов по многим показателям, в настоящее время отставание увеличилось еще больше. К имеющимся проблемам добавились и другие: рост цен и тарифов, существенное снижение уровня жизни населения, возникновение и рост безработицы, отток высококвалифицированных и адаптированных к северным природным условиям кадров. Поэтому в сложный период начала 90-х возникла необходимость не только привлечения на работу в районы Крайнего Севера, но и сохранения достигнутой численности работающего населения, которая начала стремительно сокращаться. В этих целях был принят Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», принятый в 1993 году и определявший особый статус регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и связанный с ним перечень гарантий и компенсаций для граждан, выбравших местом жительства данные регионы. Ключевым принципом государственного управления, имеющего своей целью сохранение и увеличение трудового потенциала на Севере, который является стратегически важным экономическим регионом России, должен был стать государственный протекционизм. В целях стабилизации ситуации был принят Федеральный закон от 19.06.96 г. №78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», который провозглашал «государственный протекционизм», направленный на создание на Севере, в том числе для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития». Указанные законы стали правовым фундаментом государственной поддержки Севера. Принятая 7.03.2000 года Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера определила пути изменения законодательства Российской Федерации в сфере развития регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Однако, Федеральный Закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., нареченный народом как «суперзакон», разрушил  и без того несовершенную систему нормативных правовых актов. В связи с этим необходимо принятие нормативных правовых актов по повышению уровня и качества жизни северян, сохранению и восстановлению утраченных государственных гарантий и компенсаций различным категориям граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Касательно законодательных инициатив Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), направленных на защиту социально-трудовых прав работников, проживающих на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях следует отметить, что важнейшим из них является проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях» и другие законодательные акты Российской Федерации». В рамках данного законопроекта предлагалось устанавливать перечни районов Крайнего Севера  и  приравненных к ним местностей с учетом мнения соответствующих субъектов Российской Федерации, восстановить выплату процентных надбавок молодежи (лицам до 30 лет) в полном объеме  с первого дня работы, если они не менее 5 лет прожили в районах Крайнего Севера  и в приравненных к ним местностях, отнести студентов очной формы обучения к неработающим членам семьи работника до достижения ими возраста 23 лет, установить компенсацию расходов, связанных с выездом  из  районов Крайнего Севера  и  приравненных к ним местностей, неработающим пенсионерам. 31 января 2008  года данный законопроект был поддержан депутатами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и направлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. К сожалению, законопроект до сего времени не рассмотрен. Тем не менее 10 января 2013 года  Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) получила  письмо о подтверждении данной законодательной инициативы и включении законопроекта в план деятельности Госдумы на 2013 г. Следующая законодательная инициатива Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) касается проекта  Федерального закона « О внесении изменений в Федеральный  закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым предлагается внести в абзац 2 и 3 пункта 4.1 статьи 14, абзац 2 и 3 пункта 2.1 статьи 15, абзац 2 и 3 пункта 1.1 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» изменения в части сохранения размера базовой части трудовой пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца с учетом соответствующего районного коэффициента при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства. В случае переезда граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства, но не ниже чем в районах (местностях) проживания до переезда. В качестве постановочных вопросов Федерация профсоюзов предложила включить в итоговые документы Круглого стола следующее: 1.Принятие новой редакции Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», устанавливающего минимальные нормативы государственных гарантий и компенсаций работающим в регионах Севера, независимо от источника финансирования. 2. Законодательное восстановление порядка утверждения  Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по согласованию с субъектами Российской Федерации. При этом не должно пострадать качество действующих в северных регионах государственных гарантий и компенсаций. 3.Принятие нового Федерального закона «О районировании Севера Российской Федерации» и соответственно, Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом природно-климатических и медико-биологических факторов и условий. Кроме того, обращено внимание на проблемы в части установления районного коэффициента  к заработной плате. С принятием Федерального закона № 122-ФЗ были разграничены полномочия между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, в том числе и по установлению районных коэффициентов. В результате работники, проживающие в одной и той же местности, населенном пункте, доме и даже семье получают заработную плату с различными районными коэффициентами. Таким  образом, назрела необходимость принятия Постановления Правительством Российской Федерации об установлении районного коэффициента  в целях компенсации природно-климатических условий,  независимо от источников финансирования. Также Федерация профсоюзов РС (Я) обратила внимание на вопросы пенсионной реформы, в рамках которой ликвидированы важные социальные обязательства государства, такие как исключение из общего трудового стажа льготного исчисления трудового стажа за работу на Севере. При начислении пенсий не учитываются действующие в северных регионах районные коэффициенты, хотя взносы в Пенсионный фонд уплачиваются с их учетом. Получается, что жители Севера дотируют Пенсионный фонд России, а сами получают пенсии только на уровне прожиточного минимума. В этой связи, профсоюзы предлагают рассмотреть предложения по учету действующих в северных  регионах районных коэффициентов к заработной плате при конвертации пенсионных прав граждан; начислению процентных надбавок к базовой части трудовых пенсий лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; учету льготного трудового стажа за работу на Крайнем Севере при назначении пенсии. Ирина ПРОТОДЬЯКОНОВА.
Наш канал в Telegram