РИГ SAKHAPRESS.RU Самый «якутский» из российских кинокритиков о причинах своего демарша на Московском международном кинофестивале. Накануне XXXV Московского международного кинофестиваля мы писали о том, что в одном из его многочисленных подпрограмм будет показан фильм
Сергея Потапова «Подснежники». Фестиваль отгремел, награды розданы, якутская картина, увы, практически никакого внимания ни жюри, ни критики, ни прессы не получила, что и позволило сказать ее автору, что мы Москве не нужны. За подробностями мы обратились к самому «якутскому» из российских кинокритиков
Сергею Анашкину, который, кстати, и рекомендовал «Подснежников» на этот киносмотр и, к своему удивлению, услышали страстный монолог о нравах московского кинофорума. - Честно говоря, нынешний фестиваль мне совсем не понравился, а Москве якуты и в самом деле не нужны и в этом я солидарен с
Потаповым. Но глубоко убежден, что вы нужны российским регионам, так, например, я совсем недавно разговаривал с арт-директором Чебоксарского фестиваля «национального кино» и меня попросили рекомендаций и дисков ваших фильмов. А до этого я ездил в столицу Удмуртии город Ижевск, куда меня пригласили местные ребятишки рассказать о якутском кино. Вот это, считаю, и есть настоящая востребованность в работах ваших режиссеров, а московский «фест» в его нынешнем виде – это лишь одно название и именно поэтому я прямо по его ходу принял решение выйти из состава жюри ФИПРЕССИ…
«Плохое кино выпивало мою энергию…» - И что же вас не устроило? - Решение выйти из состава жюри ФИПРЕССИ было спонтанным. То ли просветление, то ли срыв. С какой стороны взглянуть. Совпало несколько факторов. По стечению обстоятельств я оказался членом сразу двух жюри – НЕТПАК и ФИПРЕССИ (ФИПPЕССИ – международная федерация кинокритиков, НЕТПАК – ассоциация по промоушену азиатского кино. – Прим. авт.). В жюри ФИПРЕССИ собрались не слишком близкие мне люди. Совокупность межличностных нестыковок – разнобой возрастов, культурных ориентиров, частного опыта и эстетических предпочтений – не давало нам шанса стать единой командой… - А в НЕТПАК? - В жюри НЕТПАК все было иначе: мы с китайской актрисой оказались тандемом слаженным. Наличие в жюри ФИПРЕССИ отдельных господ, источавших негативные интенции и негативность, тоже сыграло свою роль. Просмотрев в общей сложности три десятка картин, я ощутил себя совершенно опустошенным. Плохое кино выпивало мою энергию, ничего не давая взамен. В два часа мы с китаянкой озвучили наше решение и подписали дипломы. В три тридцать состоялся конклав ФИПРЕССИ. Голосование было механическим. Победил – по баллам – тот фильм, который посмотрели последним. Тот, что мне был отвратителен… Вышел на улицу в прескверном настроении. Брел по бульварам, пытаясь понять – отчего же я не хочу писать ни про то, ни про сё, ни про это. И вдруг меня осенило: как можно выбирать (в здравом уме!) между фильмом на 0 баллов и фильмом на 3 (вот ведь арт-достижение!). Вернулся в пресс-центр и написал письмо в штаб… - Заявление? - Да вот текст: «Я вынужден заявить о своем выходе из жюри ФИПРЕССИ в знак протеста против запредельно низкого уровня конкурсных лент и из-за непреодолимых эстетических разногласий с другими членами означенного жюри. Прошу аннулировать мои баллы и провести новое голосование. Я все равно откажусь подписывать протокол и дипломы ФИПРЕССИ, а так же выступать на пресс-конференции. (Рано или поздно необходимо совершить гражданский поступок – у каждого свой Тахрир)». - Не уговаривали? - Потом мне позвонили, вяло пытались отговорить. Не получилось. ФИПРЕССИшники переголосовывать не стали. Фестивальные воротилы затеяли аппаратные игры. Отменили пресс-конференцию НЕТПАК. Официальная версия: забота о безопасности
Мохсена Махфальбафа (известный иранский кинорежиссёр и сценарист, президент Азиатской киноакадемии. – Прим. авт.). НЕТПАК наградил иранский внеконкурсный фильм. Но награду получать некому…
«Я испытал чувство стыда за деградацию любимого мной фестиваля» - И вам сразу устроили обструкцию? - Иначе и быть не могло. На пресс-конференции ФИПРЕССИ заявили, что я поступил непрофессионально и неэтично. Впрочем, и их степень этичности весьма сомнительна – ведь они как функционеры несут ответственность за качество конкурса (результатом которого стал мой демарш). Я действительно нарушил регламент, скандал был бы меньшим, если бы я ушел до голосования. Но решение пришло тогда, когда пришло. Как императив, как веление долга. Программа не понравилась и остальным членам жюри, но подвинуть на солидарные действия именно этот конклав было практически невозможно. Приехали посмотреть красоты Москвы, ради бесплатных билетов и бесплатной гостиницы можно сделать любую мину при какой угодно игре. Наверное, окажись в подобной ситуации в Турции или в Швеции, я бы тоже говорил дежурные комплименты организаторам с фальшивой улыбочкой на лице. Но я-то в этой стране живу! И я испытал сильнейшее чувство стыда за деградацию любимого мной фестиваля. Фактически я выставил «неуд» отборщикам... Именно их конформизм и наплевательское отношение к ММКФ и привели к нынешнему итогу. У каждого из них – свои дела, свой бизнес. Никто не рассматривает работу на ММКФ, как важную миссию. Так, приработок… - А для тебя – миссия? - А как же иначе? Вот послушай. В последний день феста мне заявили: «Ты же знал, на какой фестиваль едешь! Конкурс здесь всегда был плохой (!!!!!)». Так вот, все дело в том, что я не знал на КАКОЙ фестиваль отправляюсь! Последний раз я побывал на нем восемь лет назад. И это был ДРУГОЙ фестиваль – с достойными фильмами в конкурсе, с добрым отношением к членам «второстепенных» жюри. Теперь – жлобство и профанация. Самое противное, что сами отборщики это осознают. Но им проще устроить мне травлю, чем самим покаяться в прегрешениях и проступках – и освободить места для более молодых и более достойных персон. В ближайшие годы я на ММКФ – персона нон-грата. Пока не дождусь перемен – никто из имущих власть не вечен! - Да уж, теперь ты там действительно персона нон-грата… Но к нам-то на первый Якутский международный кинофестиваль в августе, Сергей, приедешь? - К вам - обязательно! - Ждем и спасибо за интервью!
Алексей АМБРОСЬЕВ – Сиэн МУНДУ, «Вести Якутии»