РИГ SAKHAPRESS.RU Актуальным вопросам энергоснабжения был посвящен очередной прямой радиоэфир с участием энергетиков. В передаче, вышедшей 13 февраля на СТВ-радио, приняли участие
Владимир Лялигин, начальник Якутского отделения Энергосбыта ОАО АК «Якутскэнерго» и
Валентина Савельева, заместитель начальника Якутского отделения Энергосбыта. Вела программу журналист
Ольга Хохлачева. Ведущая: Появилось ли в этом году что-нибудь новое во взаимоотношениях потребителей и энергоснабжающей организации? Савельева: В целом принципиальных изменений в законодательстве, регулирующем взаимоотношения потребителей и энергоснабжающей организации, не произошло. При этом хотелось бы отметить вступившее в силу еще в сентябре 2013 года новшество в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Урегулирован порядок приемки приборов учета, в частности, установлены порядок подачи заявки на ввод их в эксплуатацию, сроки, процедура приемки и т.д. Обращаю особое внимание потребителей на то, что самовольное снятие прибора учета не допускается. Так, для выбраковки прибора учета электроэнергии нужно обязательно уведомить энергоснабжающую организацию для снятия последних показаний и составления соответствующего акта. В противном случае это будет расценено как несанкционированное потребление, когда начисление производится по установленной мощности всех имеющихся в квартире или доме электроприборов. После установки нового прибора учета нужно также подать заявку в энергоснабжающую организацию на его приемку в эксплуатацию.
Вопрос: С ноября мои показания по счетчикам увеличились в два раза. Всегда показания были примерно на одном уровне и зимой, и летом. Может ли кто-то подключиться к нашей линии? Как это проверить? Лялигин: В случае, если вы проживаете в многоквартирном жилом доме, необходимо обратиться в свою управляющую компанию для обследования внутридомовых сетей. Вполне возможно, что кто-то из соседей присоединился к вашей квартире. Если подключений не обнаружено, можете подать заявку на проверку исправности прибора учета в Расчетно-кассовый центр Якутского отделения Энергосбыта: ул. Б. Чижика, 4/1, кабинет 4. Режим работы: с 09.00 до 16.30 час., перерыв – с 13.00 до 14.00 час. Можно обратиться и по телефону нашего сall-центра: 498-498. В случае, если вы проживаете в частном жилом доме, имеете в собственности электрические сети, которые подключены к сетям «Якутскэнерго», следует проверить ваши сети на предмет отсутствия или наличия самовольного (стороннего) подключения.
Вопрос: Куда обращаться по поводу неправильного начисления по электроэнергии? Лялигин: Вы можете получить консультацию у специалистов Якутского отделения Энергосбыта по телефонам: 49-88-58 и 49-70-09 или произвести сверку в Расчетно-кассовом центре: ул. Б. Чижика, 4/1, кабинет 7. Режим работы: с 09.00 до 16.30 час., перерыв – с 13.00 до 14.00 час.
Вопрос: Подскажите про переход на прямые платежи ресурсоснабжающим организациям. Могу ли я сам перейти на прямые платежи за коммунальные ресурсы, если мое ТСЖ запрещает переход. Если могу, то объясните, куда можно обратиться за составлением договора. Савельева: Внесение платы за коммунальные услуги в кассы ресурсоснабжающей организации возможно в двух случаях. В первом – когда собственниками жилья выбран непосредственный способ управления домом или когда речь идет о частном жилом доме. Во втором – когда управление многоквартирным домом осуществляется ТСЖ или управляющей компанией, но при этом собственниками жилых помещений принято решение о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Вопрос о переходе на прямые расчеты относится к компетенции общего собрания собственников. Положительное решение по данному вопросу должно быть принято большинством голосов членов ТСЖ, принимающих участие в собрании. При несогласии большинства с принятием такого решения внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям отдельными собственниками невозможно. Однако вы можете стать инициатором проведения общего собрания по указанному вопросу.
Вопрос: Кто должен производить техническое обслуживание в доме, перешедшем на непосредственное управление? Лялигин: Все вопросы по техническому обслуживанию многоквартирных домов, перешедших на непосредственное управление, относятся к компетенции управляющей компании. Если речь идет о доме, где менее 12 квартир, собственники вправе выбрать, поручать техническое обслуживание управляющей компании или нет. В последнем случае все соответствующие действия по техобслуживанию собственники жилья должны осуществлять сами, в том числе и подготовку к отопительному сезону.
Вопрос: Можно ли произвести перерасчет, если временно не проживал в квартире? Савельева: Порядок перерасчета установлен Правилами предоставления коммунальных услуг – об этом документе мы уже говорили в начале прямого эфира. При отсутствии жильца в квартире более 5 полных календарных дней производится перерасчет платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Исключение составляют услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений. Перерасчет осуществляется, если потребитель рассчитывается за коммунальные услуги без прибора учета. Для получения перерасчета необходимо представить соответствующие документы. Это могут быть авиабилеты, приказы о командировке, временная регистрация по месту пребывания и т.д.
Вопрос: У меня в квартире нет газовой плиты, плачу по соответствующему тарифу – 2 руб. 90 коп. за кВтч, а за освещение подъезда – по другому тарифу, 4 руб. 25 коп. Почему? Савельева: Полагаю, речь идет о многоквартирном доме, где установлены смешанные типы плит, либо потребитель, проживая в доме с централизованным газоснабжением, в установленном порядке оснастил свою квартиру электрической плитой и рассчитывается по тарифу, предусмотренному для домов со стационарными электрическими плитами. В этом случае, на основании нормативных документов, потребление электроэнергии на общедомовые нужды оплачивается по тарифу, установленному для домов с прочими плитами.
Вопрос: За что мы платим конкретно, оплачивая общедомовые нужды? Лялигин: В состав потребления электрической энергии на общедомовые нужды включается электроэнергия на освещение подъезда и территории около него, лифтов, домофонов и другого электрооборудования общего использования.
Вопрос: Живу в Мархе, в квартире холодно, сидим на обогревателях, напряжения не хватает. Замерял, показывает 170 Вт. Куда с этим вопросом обратиться? Лялигин: Нужно обратиться в сетевой филиал ОАО АК «Якутскэнерго» – Якутские городские электрические сети (ЯГЭС): пер. Энергетиков, 4.
Савельева: Добавлю, что у каждого дома должна быть своя проектная мощность, превышение которой приводит к снижению качества электрической энергии. При обращении в ЯГЭС Вы можете установить, насколько Ваше потребление отличается от разрешенной мощности.
Вопрос: Как начисляются платежи за ОДН и как это проверить? В декабре я заплатил за ОДН 200 руб., а сосед – всего 7 руб. Как это возможно? Савельева: Начисление за потребление электрической энергии на общедомовые нужды зависит от наличия общедомовых приборов учета (ОДПУ). Если в доме ОДПУ нет, то за основу расчетов берут норматив и площадь квартиры в квадратных метрах. В случае, если ОДПУ установлен, начисления производятся на основе разницы между показаниями общедомового прибора учета и суммарными показаниями индивидуальных счетчиков. Эта разница делится пропорционально площади каждого помещения в доме. Соответственно, размер начисления за потребление электроэнергии на ОДН зависит от площади Вашего жилого помещения. За более подробным разъяснением можете обратиться в Расчетно-кассовый центр Якутского отделения Энергосбыта: ул. Б. Чижика, 4/1, кабинет № 7, телефоны: 49-88-58 и 49-70-09.
Вопрос: За чей счет производится замена электросчетчика и как его заменить? Лялигин: В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ 4 мая 2012 г. №442, замена прибора учета производится за счет потребителя, являющегося собственником или нанимателем (если жилье не приватизировано) жилого помещения. Что касается замены, то прежде чем установить новый прибор учета, следует обратиться в Энергосбыт для браковки старого счетчика и составления соответствующего акта с фиксацией его последних показаний. Для замены, установки прибора учета нужно обратиться в организацию, специализирующуюся на данном виде работ. Такие услуги предоставляются и Якутским отделением Энергосбыта. После установки нового прибора учета надо также пригласить специалиста Энергосбыта для его опломбировки и оформления акта приема.
Вопрос: Как оформить договор на частичное погашение долга за электроэнергию? Лялигин: Если у потребителя нет возможности погасить сразу всю задолженность за электроэнергию, а также тепло, горячее водоснабжение, электроэнергию на ОДН, Энергосбыт предоставляет возможность оплаты в рассрочку. Среди обязательных условий – оплата первичного взноса в размере 30% от суммы долга. При этом гарантируется индивидуальный подход. Для заключения договора на рассрочку задолженности необходимо подойти с паспортом в Расчетно-кассовый центр Энергосбыта: ул. Б.Чижика, 4/1, кабинет № 7. Режим работы: в понедельник-четверг – с 8.15 до 16.30 час., в пятницу – с 8.15 до16.15 час.; перерыв – с 13.00 до 14.00 час.
Вопрос: Можно ли заплатить за электроэнергию через Сбербанк-онлайн? Лялигин: Да, можно, если у Вас карта Сбербанка. В
настоящее время можно оплатить электроэнергию в отделениях «Сбербанка» и «Росбанка» через терминалы экпресс-оплаты, банкнотоприемники, также есть возможность оплатить через интернет-банк "Росбанка", если есть карта данного банка.
Вопрос: Какие кассы в городе работают без выходных? Савельева: По субботам работает большинство касс Энергосбыта в Якутске. Без выходных работают пункты приема платежей Энергосбыта на Б. Чижика, 4/1 и Рыдзинского, 24 (рынок «Манньыаттаах»). Режим работы этих касс в воскресенье – с 10.00 до 17.00 час.
Вопрос: На даче заваливается столб освещения. К кому обращаться? Савельева: Если Вы являетесь членом садово-огороднического товарищества, и внутренние электрические сети принадлежат дачному кооперативу, то нужно обращаться в СОТ, которое самостоятельно обслуживает свои сети. Если сети принадлежат «Якутскэнерго», то вопрос нужно адресовать в Якутские городские электрические сети. Если сети бесхозные, необходимо обращаться в администрацию г. Якутска, которая через специализированную организацию занимается эксплуатацией таких сетей.
Вопрос: Могу ли я подключить частный гараж к электрическим сетям, если нет документов на гараж (купил без документов) или могу ли оплачивать электроэнергию вместе с домом, по прибору учета? Лялигин: Подключение гаража из-под прибора учета электрической энергии многоквартирного жилого дома не допускается, т.к. в технических условиях на присоединение дома к электрическим сетям разрешенная мощность не предполагает подключение дополнительной нагрузки. Для подключения гаража к электрическим сетям АК «Якутскэнерго» необходимо подать заявку на переоформление старых технических условий – для увеличения мощности – или оформить новые техусловия на гараж. В случае отсутствия документов на гараж подключение к сетям невозможно.
Вопрос: Можно ли установить два счетчика на одном земельном участке и производить по ним раздельную оплату? Савельева: По законодательству документы о технологическом присоединении выдаются на один земельный участок – это одна точка присоединения. Соответственно, на границе раздела устанавливается один прибор учета. Но бывают разные ситуации. Так, например, потребитель, проживая в частном доме, занимается там же предпринимательской деятельностью. В таком случае для разделения тарифов устанавливаются два прибора учета, один из которых фиксирует потребление на личные, бытовые, домашние нужды, второй – потребление в целях предпринимательской деятельности.
Вопрос: Проживаю в Мархе. На нашей подстанции не хватает мощности. Когда решится вопрос с энергоснабжением в нашем микрорайоне? Лялигин: На территории Мархи существуют проблемы, связанные с качеством электроснабжения, поскольку там идет активная застройка, микрорайон расширяется. Компания «Якутскэнерго» в меру своих возможностей производит реконструкцию сетей. Хочу обратиться к жителям Мархи, собственникам частных жилых домов: у вас есть документы о техприсоединении, где указана разрешенная мощность. Прошу соблюдать требования, указанные в технических условиях. Если каждый будет выполнять правила, то это соответственным образом отразится на качестве электроснабжения. Что касается вопросов перспектив, дальнейшей реконструкции сетей, то необходимо обращаться в Якутские городские электрические сети.
Савельева: Напомню, что на территории Мархи выявляется очень много бездоговорного потребления, самовольных подключений. Подстанции не рассчитаны на такие нагрузки, снижается качество электроэнергии, из-за чего страдают все потребители. Если Вы видите так называемые набросы, накиды, просим сообщать об этих случаях по телефону: 49-00-70.
Ведущая: Наша передача походит к концу. Что бы вы хотели сказать в ее завершение нашим радиослушателям? Лялигин: Хотелось бы призвать наших клиентов соблюдать установленные правила и принятые обязательства, в том числе и по оплате потребленных энергоресурсов.
Савельева: Хочу обратить особое внимание на недопустимость самовольных присоединений к сетям. Начисления, которые производятся по актам о нарушениях, выливаются в огромные суммы. Но это еще не самое страшное. Любое незаконное присоединение к сети создает опасность для жизни и здоровья не только самих нарушителей. Обращаюсь еще раз к радиослушателям: не проходите мимо случаев нарушений – от этого зависят ваша безопасность и безопасность окружающих вас людей.
Пресс-служба Энергосбыта ОАО АК «Якутскэнерго»