РИГ SAKHAPRESS.RU В Якутии ежегодно выходит в прокат 10–15 фильмов местных энтузиастов. The Village выяснил, как начался бум национального кино в республике и можно ли заработать, снимая простодушные комедии. Из прихожей в спальню ведут рельсы, тележка с камерой медленно подъезжает к кровати с балдахином. В ней натужно храпит полуголый актёр. Основатели киностудии «Детсат»
Дмитрий Шадрин и Алексей Егоров начинают снимать свой двенадцатый фильм в двухкомнатной квартире в центре Якутска. Они уловили интерес жителей республики к кино с национальным колоритом в числе первых и уже шесть лет снимают комедии о жизни якутов. Кинематографический бум в отдалённой республике начался незаметно для Москвы. Большинство кинокритиков обнаружило его в 2010 году на фестивале «Кино Арктики». К тому времени в Якутии уже несколько лет в прокат выходило по 15–20 картин местных режиссёров. В других регионах России ничего подобного не происходит.
Актёры из тундры У якутского кинофеномена несколько предпосылок. Во-первых, народ северной республики после распада Союза задумался о самоидентификации. В моде всё национальное, молодёжь учит язык. Во-вторых, в 2002 году самые талантливые якуты, мечтающие об актёрской карьере, уехали в Москву — Щепкинское училище провело республиканский конкурс, на курс набрали будущих актёров Академического театра Саха. Такие национальные студии мастера «Щепки» уже создавали в 1955, 1975 и 1985 годах. В столице студентов пять лет учили ставить пьесы на якутском. Большая часть курса, как и было запланировано, уехала домой. В числе возвращенцев оказались
Шадрин и Егоров, они действительно поступили на работу в театр Саха, играли там эпизодические роли несколько лет, жили в общаге и мечтали о славе. В итоге у них получилось стать звёздами республиканского масштаба. Компания «Детсат» сейчас самая успешная коммерческая киностудия Якутии. Большинство коллег
Шадрина и Егорова снимают кино от случая к случаю, а в остальное время зарабатывают другими занятиями. «Детсат» поставила производство картин на поток, в год команда делает полтора-два фильма, средний бюджет каждого составляет 1,5 миллиона рублей, касса проката, как правило, в два раза больше. Как им это удалось?
Алексей ЕГОРОВ: - В театре мы каждый год готовили новогодний капустник, брали инициативу в свои руки, режиссировали сценки. Как-то раз в курилке общежития решили: нужно сделать большое шоу для всего города, чтобы подзаработать и прославиться. Пожали руки, создали ИП, арендовали мотоциклы, задействовали балерин, написали сценарий. Получился набор весёлых миниатюр. Весь город мы завесили афишами, сделали три растяжки и два больших баннера. Мы сделали всё на деньги спонсоров. Тогда, в 2006 году, компании охотно помогали деньгами за размещение их баннера на всех информационных носителях и на сцене. Сейчас они, конечно, разобрались, что такие вложения не привлекают клиентов. На волне успеха шоу написали сценарии трёхминутных роликов и сняли их на любительскую камеру. Принесли на наш республиканский телеканал. Сначала телевизионщики предлагали нам платить за выход в эфир каждой серии, но денег у нас всё равно не было. Нам удалось убедить телевизионщиков в том, что короткие юмористические серии в стиле передачи «Городок» понравятся зрителям, и мы заключили контракт. В течение года по субботам и воскресеньям новые выпуски должны были выходить в эфир. Полгода мы снимали в бешеном ритме, причём работали где придётся — в квартирах друзей, у себя дома, — арендовать павильон было дорого. Потом выдохлись. Снова пошли к руководству канала и сказали: мы не будем больше производить сериал, мы решили сделать полнометражный фильм с тем же главным героем — простачком
Кэскилом. Первые фильмы - Фильм должен был выйти к началу летнего призыва в армию, и
Кэскила отправили служить, чтобы к концу картины он из неудачника и рохли превратился в настоящего мужчину. Снимать решили в реальных условиях. В Якутске расквартированы космические войска, но съёмки на территории военной части строго запрещены. «Мы были уже хорошо узнаваемыми в республике людьми, у нас брали автографы на улицах и в ресторанах, — вспоминает
Шадрин. — Кое-как мы договорились с генералом, получили строгие инструкции — в какую сторону камеру направить можно, в какую нельзя, пообещали подкорректировать сценарий, чтобы армия выглядела привлекательной». Демонстрировать картину условились в одном кинотеатре города. Фильм должен был сойти с экрана, когда на него будет приходить меньше 30 % зала. Премьера состоялась 2 мая, и лента про якутского солдата шла в кинотеатре ровно два месяца. Ещё в процессе съёмок
Шадрин и Егоров поняли, что им не хватает квалификации, и поступили на заочное отделение во ВГИК, решили учиться на продюсера и режиссёра. Следующая картина, комедия «В поисках радости», вышла на экраны через год, в 2007-м. Большинство съёмок до сих пор происходит «на натуре» — в квартирах друзей, в воинских частях и магазинах. Строить съёмочный павильон слишком затратно. Большинство съёмок до сих пор происходит «на натуре» — в квартирах друзей, в воинских частях и магазинах. Строить съёмочный павильон слишком затратно.
Местный кинорынок Три года назад
Егоров и Шадрин ушли из театра, теперь они участвуют в постановках только по приглашению. Их единственный сторонний доход сейчас — выступления на торжествах и корпоративах. Верно выбранный жанр — лёгкие и поучительные комедии с национальным колоритом — позволяет студии «Детсат» собирать полные залы и работать в плюс. Собственными деньгами предпочитают не рисковать. Для комедий студии находятся заказчики — частные компании, министерство культуры республики и другие структуры. Как правило, они берут на себя финансирование съёмочного процесса, за это дуэт
Егорова и Шадрина адаптирует сценарий. К примеру, нужно снять фильм, популяризирующий профессиональное техническое образование. Значит, главным героем станет студент училища. Якутяне — благодарная публика: на фильмы собственных режиссёров ходят больше, чем на голливудские блокбастеры, — такие сведения приводит министр культуры и духовного развития республики
Андрей Борисов. Якутия так далека от Центральной России географически, что проблематика здесь тоже иная. У местного народа свой фольклор, герои и чувство юмора. Фильмы, снятые в павильонах московских студий, так же далеки от якутов, как голливудские ленты. За семь лет «Детсат» на родине достиг потолка. Население республики — 900 тысяч человек, 60 % живут в городах, то есть могут посетить кинотеатр, средняя цена билета в кино — 250 рублей. «Максимум, что мы можем здесь заработать на прокате, — 4 миллиона рублей, — подсчитывает
Шадрин. — Половина этой выручки достанется кинотеатрам». У дуэта есть план выйти за пределы Якутии. Уже полгода предприниматели ведут переговоры о совместном проекте с казахской киностудией. На историческую картину требуется 1,5 миллиона долларов — якутские кинематографисты активно ищут инвестора за пределами республики.
the-village.ru