РИГ SAKHAPRESS.RU 9 августа 1914 года жители столицы Республики Саха (Якутия) впервые увидели свой город в электрическом свете - в этот знаменательный день состоялось торжественное открытие Якутской электростанции.
Эта первая в северном краю электрическая искорка была по сегодняшним меркам невелика — локомобильная станция мощностью всего 180 кВт освещала около 200 домов и обслуживалась коллективом из 18 рабочих и служащих.
Это могло бы случиться и раньше, ведь вопрос об электрификации Якутска был поднят в городской Думе еще в 1905 году. Однако городской бюджет был не в состоянии потянуть дорогостоящее строительство. Дума разделилась на два лагеря — сторонников и противников электричества. В числе первых был общественный деятель А.А. Семенов, который настаивал на необходимости строительства электростанции в Якутске.
Следует отметить, что в ту пору дома в столице Якутии освещались исключительно свечками и керосиновыми лампами, что само по себе было дорого, неудобно и небезопасно. Для убедительности своего заявления «прародитель» якутской энергетики А. Семенов предоставил читателям городской газеты данные о том, что за год горожане используют 2 500 пудов свечей и 600 пудов керосина на общую сумму 65 тысяч рублей. Параллельно с этим он провел первую PR-акцию в пользу электрификации родного города, просчитав экономический эффект от платы за освещение, которая была вполовину меньше затрачиваемых земляками средств на приобретение предметов первой необходимости.
Судьбоносное решение об электрификации города было поддержано практически всем составом думы, в том числе и городской головой П. Юмшановым. Под эту благую идею у государства был запрошен кредит в 100 тысяч рублей. Якутский губернатор И. Крафт, будучи вхож в царские палаты, активно лоббировал в Петербурге проект строительства первой якутской электростанции. Усилия не пропали даром — 8 марта 1913 года Николай II разрешил отпустить городу Якутску из государевой казны ссуду в 20 тысяч рублей. Этих денег было явно недостаточно для электростанции, однако недостающая сумма — 80 тысяч рублей — была пожалована генерал-губернатором Восточной Сибири Л. Князевым. Только благодаря подобной кооперации Якутск прослыл пионером электрификации среди городов Сибири.
Строительство началось в конце апреля 1913-го. Еще через два месяца — в конце июня — все было готово для установки оборудования — под здание станции перестроили огромный амбар купца Зедгенизова, возвели фундамент под будущие электрические машины и киоты для трансформаторов. Осталось дождаться, пока оборудование доставят из Петербурга в Якутск.
В начале 1914 года долгожданный новенький локомобиль, произведенный германским заводом Генриха Ланца, прямо с московской выставки прибыл в Якутск по зимнему тракту. К монтажу приступили немедленно. Работали не покладая рук — 23 июля состоялось пробное испытание машин и сетей. Пуск выявил незначительные неполадки, на исправление которых потребовалось чуть больше двух недель. И наконец, вот он — исторический момент! Вечером 9 августа жители Якутска впервые увидели свой город в электрическом свете.
Газеты той поры захлебывались от восторга и сообщали своим читателям подробности этой презентации: «Была провозглашена здравица за Государя императора, за якутского губернатора И. Крафта, министра финансов Коковцова, иркутского генерал-губернатора Л.Князева, а также за всех тех, кто помогал в строительстве. Станция была пущена, и электроэнергия была подана в магазины Кушнаревых, Коковина-Басова, Никифорова, Громовых, Силиных. Примерно в 200 домах впервые зажглось электричество. Многие улицы давно были подготовлены к подключению электричества и на глазах изумленной публики засветились ярким электрическим светом… Радости и удивлению не было конца».