РИГ SAKHAPRESS.RU Железная дорога наконец-то вплотную приблизилась к Якутску. Однако это знаковое для республики событие оставляет после себя немало вопросов: есть ли потенциал у пассажирских железнодорожных перевозок в Якутии при столь малом количестве населения и больших расстояниях, будет ли вообще железная дорога рентабельной?
В отечественной истории важнейшие железные дороги были построены или из стратегических соображений, как Транссиб, который связал между собой разные части страны, или же были «путями к ресурсам», как Байкало-Амурская магистраль.
На БАМе преобладают грузовые перевозки, то же самое будет, скорее всего, и на нашей Амуро-Якутской ветке железной дороги. АЯМ в экономическом отношении будет использоваться для непрерывного, то есть круглогодичного завоза грузов в Якутию и вывоза за пределы республики продукции добывающей промышленности – угля, древесины, руды и прочего.
Если говорить о пассажирских перевозках, то здесь могут быть актуальны в основном дальние рейсы, Якутск-Москва или Якутск-Владивосток, к примеру.
Причем осуществляться они будут с очень небольшой периодичностью. Также в мире такие протяженные магистрали пользуются спросом у туристов, желающих неспешно проехаться и посмотреть обширные территории вдоль трассы.
Такая дорога крайне необходима со стратегической точки зрения. Приведу пример. В 1960-х годах в Канаде было начато строительство железных дорог, ведущих на север страны. У этого проекта тогда было много противников, так как в Канаде, несмотря на то, что это северная страна, более 80% населения живут вдоль южной границы, где климатические условия даже мягче, чем в Москве. Но, тем не менее, дороги на север были построены. Канадское правительство обосновало необходимость затратного строительства автомобильных и железнодорожных путей тем, что они являются «дорогами к ресурсам», залогом будущего развития северных территорий.
Дорога сама по себе делает актуальным использование того или иного вида ресурсов. Ведь исключительно богатые природными ресурсами территории без транспортной инфраструктуры не могут быть освоены.
Примером этому может быть и Якутия, в которой, несмотря на очень большие запасы угля по всей территории, актуальными, с точки зрения промышленного использования, являются только самые южные месторождения – те, где есть железная дорога. У железнодорожников есть такое понятие, как «вывозящая» дорога. Само ее название говорит, что вагоны идут заполненными в одну сторону и, как правило, пустыми в обратную.
Железная дорога для Якутии незаменима как с точки зрения стратегической, так и с точки зрения маневра ресурсами. Она является транспортом всесезонным, позволяет перевозить массовые грузы, что особенно важно для республики, в которой большая часть промышленных товаров и продуктов питания привозные. В Якутии просто нет смысла развивать многие виды производств, они будут нерентабельны, куда проще будет завозить эти товары к нам по железной дороге. В Якутии по железной дороге будут идти два встречных потока – исходящий (природные ресурсы) и входящий (промышленные товары). Таким образом будет соблюден торгово-экономический баланс. Да и сам факт наличия железной дороги создаст новые рабочие места для населения.
Михаил ПРИСЯЖНЫЙ.