Министерство экономического развития подвергло критике законопроект Росалкогольрегулирования об ужесточении розничной продажи алкоголя. Реализация предлагаемых мер, по мнению экономического ведомства, может привести в целом к росту цен на продукты (многие магазины зарабатывают преимущественно на алкоголе — и либо закроются, либо повысят цены на продовольствие) и развитию нелегального рынка алкоголя.
Проектом закона от Росалкогольрегулирования предлагается, в частности, ввести запрет на продажу алкогольной продукции крепостью более 16,5% в парках, скверах, городских лесах, на пляжах. Сейчас законом предусмотрен запрет на потребление алкоголя в «зонах рекреационного назначения», в том числе в парках, скверах и проч. Вместе с тем распитие алкоголя в рамках этих локаций разрешено — в точках общепита, при этом вне зависимости от крепости напитков. Предложение Росалкоголя запрещает кафе, расположенные в парках и скверах, продавать крепкий алкоголь (более 16,5%).
Также законопроектом вводится запрет на продажу алкоголя крепостью более 16,5% в магазинах и иных заведениях, расположенных на первых этажах многоэтажных домов. Кроме того, проектом предусмотрено повышение минимального до 500 тыс. рублей уставного капитала организаций, которые продают в розницу крепкий алкоголь с содержанием этилового спирта свыше 28%. Сейчас только в пяти российских регионах (Москва, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ) требования к минимальному размеру уставного капитала для торговых компаний, продающих крепкий алкоголь, установлены на уровне 1 млн рублей. В остальных субъектах России этот показатель составляет 300 тыс. рублей.
В министерстве, ссылаясь на экспертные оценки, указывают, что: в городах с населением более 500 тыс. человек более 60% магазинов и точек общепита (без учета формата «гипермаркет») располагается на первых этажах многоквартирных домов. В областных центрах с населением до 500 тыс. человек этот показатель может достигать 75%. В ведомстве полагают, что реализация предлагаемых мер без анализа экономических последствий приведет к существенному сокращению доходов розничных магазинов «шаговой доступности». Ведь крепкий алкоголь относится к наиболее прибыльным категориям продаж. Представители бизнеса, которые участвовали в консультациях, указывали, что предлагаемые ограничения приведут к сокращению активной клиентской базы на 40%. Как следствие, возможно сокращение количества таких магазинов «шаговой доступности», что приведет к росту цен на продукты. «В современных экономических условиях такие меры являются несвоевременными», говорится в заключении.
Наконец, в заключении отмечается, что увеличение минимального размера уставного капитала с 300 до 500 тыс. рублей для организаций, продающих населению крепкий алкоголь, приведет к переделу рынка розничной торговли в пользу крупных сетевых торговых организаций. В Минэкономразвития подчеркивают, что «проектируемые нормы приведут, в первую очередь, к сокращению количества организаций розничной торговли, что при сохранении текущего спроса на алкогольную продукцию может найти отражение в увеличении доли нелегального рынка».