РИГ SAKHAPRESS.RU Танец оренбургских «неправильных» пчёлок и посмотрели, и обсудили и в социальных сетях, и в СМИ, и, что называется, за рюмкой чаю.
Трясущие пятыми точками школьницы - посетительницы класса так называемого тверкинга - стали настоящими скандальными звёздами YouTube, в очередной раз подталкивая к обсуждению вопроса о том, что такое нравственность и мораль, и в каком месте мораль и нравственность находятся у нас сейчас? Вопрос этот поднимается с обращающей на себя внимания регулярностью, вот только незадача – частота и накал обсуждения этого вопроса вовсе не приводят к повышению уровня моральных устоев. Откровенного говоря, нет никакого желания строить из себя подобие этакой полиции нравов, - по «пчёлкам» уже прошлись изрядно, и им сейчас, должно быть, нелегко. Нелегко девчонкам, нелегко и тому человеку, в голову которого пришла идея поставить этот «танец». Нелегко, потому что (хочется верить) - это всё-таки нормальные, адекватные люди, осознающие факт своей ошибки - шаг через определённую грань – грань, за которой понятие детства оскверняется совсем не детскими пороками. Если у экс-руководителя экс-коллектива есть чувство ответственности, и человек этот чувствует претензии от собственной совести, то, должно быть, не всё потеряно.
Но «пчёлки» - это ведь частный случай. Он один из сотен, а то и тысяч, которые, будучи не выложенными в YouTube, не могут вызвать столь мощного общественного резонанса. Есть, например, мириады театральных постановок, в которых режиссёры и сценаристы, пытаясь привлечь внимание зрителя, представляют такое, от чего округляются глаза. В погоне за прибылью театры приглашают «творцов», которые даже из военных пьес умудряются сделать, простите, блевотину, выдаваемую за плод гениальности и образчик струящегося из всех щелей таланта. Нет, новаторские постановки – это, безусловно, здорово, модно и местами свежо, но когда под видом талантливого новаторства бойцы Красной Армии на сцене вдруг превращаются в насильников, когда девушки из «А зори здесь тихие…» режиссёром демонстрируются как группа фемин, только и думающих о том, как оказаться в постели с Федотом Евграфычем, а то и не готовых отказываться от, прости господи, однополых утех, то это уже перебор…
Приходилось присутствовать на такого рода постановках, где, если можно так выразиться, сплошной тверкинг («попа-танец») – будь-то постановка по мотивам современной пьесы или «оригинальное прочтение режиссёром» пьесы Островского или Ремарка.
Безусловно, можно заявить: не нравится – не ходи… В том-то и проблема – не ходить совсем не могу – ну, просто потому, что с детства родители приучили любить театр и ждать премьер. А вся сложность в том, что нередко просто не знаешь, на что в итоге попадёшь... Сходить в театр с семьёй, особенно если на гастроли приезжает какой-нибудь новомодный коллектив, - это настоящая русская рулетка. На афише – известные и вполне уважаемые актёры, произведение тоже известно и уважаемо, а на сцене демонстрируется что-то невообразимое с кровавыми лужами, 3D-показами полуразложившихся трупов, оргиями и имитацией бурных оргазмов. Что за спектакль? – Так «Леди Макбет Мценского уезда»... Казалось бы, школьная программа… Лесков был бы точно удивлён прочтению «талантливого» режиссёрского коллектива… Иногда и вовсе до абсурда доходит. В погоне за галочками в отчётах о привитии уважения к культуре и искусству, воспитании чувства патриотизма и гражданской ответственности у подрастающего поколения чиновники из всевозможных образовательных и культурных управлений централизованно распространяют билеты среди самих школьников на такого рода постановки. Первый вопрос, который при этом возникает: они сами эту «Леди Макбет» или «А зори здесь тихие…» видели?.. Судя по всему нет. Видимо, названия сыграли свою роль, и никто из чиновничьего корпуса ничего не заподозрил – пусть, мол, дети идут и смотрят, - что в Лескове или Васильеве может быть предосудительного... Да в Лескове-то с Васильевым ничего, а вот, во что это превращают гонящиеся за дешёвой славой «креативщики»? - вопрос отдельный. Ещё «интереснее», когда желание отчитаться о проделанной работе в сфере «повышения уровня нравственности и патриотизма» приводит к совершенно неожиданным для «пожелателей» результатам. Так в подмосковной Ивантеевке некоторое время назад стартовала серьёзная и значимая акция «Воля народа». В рамках этой акции создавались плакаты к 70-летию Победы. Плакаты эти публиковались на городском информационном портале «Ивантеевка сегодня» и устанавливались на улицах города. Среди работ под общим названием «Они сражались за Родину» затесалось и вот это:
Авторов работы явно не смутило, что в коллаже использовалась вот эта фотография, и что на ней отнюдь не советские лётчики, а экипаж немецкого самолёта.
С указанного выше сайта коллаж быстро убрали, а вот с улиц Ивантеевки убрать баннер оказалось не так просто. В течение нескольких часов плакат «Они сражались за Родину» с лицами немецких лётчиков висел на одной из городских улиц. Это как бы гражданско-патриотическое воспитание… Мол, вот же «буквоеды» - обратили внимание – ну да ничего, ещё лет 10 ЕГЭ – и «такие мелочи» замечать перестанут… Автор коллажа своим рабочим местом поплатился, а местные чиновники –нет. По заявлениям муниципальных властей, коллаж, оказывается, появился на улицах «несанкционированно», и был «провокацией против властей»…
Танцевальный коллектив из Новороссийска, «выступивший» на мемориале Малая Земля, получается, тоже провокация местных властей?..
Оттанцевавшие заявляют, что это «модно и красиво». Девушка в танце – красиво. Но нужно же, в конце концов, соображать, что мемориальное кладбище – не то место, где можно демонстрировать свой танцевальный талант, если он вообще есть. Или желание получить хоть какой-то пиар забивает голос здравого смысла, в результате чего даже самая благая инициатива может превратиться в нечто скандальное и отталкивающее. Это из той же серии, когда кто-либо считает, что если повязал георгиевскую ленточку на собачий ошейник или на бутылку водки, то это показатель патриотизма...
Алексей ВОЛОДИН.
Военное обозрение