Список из 20 563 имен, запечатленных на гранитных стелах мемориального комплекса «Солдат Туймаады», со стороны кажется бесконечным, но за каждой строчкой кроется уникальная судьба и история, о которых непременно следует рассказать.
Напомним, что в год 70-летия Победы и в честь открытия мемориального комплекса «Солдат Туймаады» в Якутске стартовал конкурс школьных сочинений «Я горжусь именем твоим», где дети повествуют о родственниках, призванных в Великую Отечественную войну Якутским городским и объединенным военкоматами.
Сегодня мы подводим первые итоги. С самого начала было решено, что в нем не будет ни победителей, ни побежденных. Все поступившие работы Департамент по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ, внешним и межрегиональным связям Окружной администрации г. Якутска в течение месяца будет публиковать в средствах массовой информации.
Отрадно, что сочинения написали не только старшеклассники, но и учащиеся младшего и среднего звена. Есть среди них и работы, повествующие о солдатах, призванных на фронт из районов республики. Кто-то из конкурсантов очень интересно изложил на бумаге все этапы жизни своего отважного родственника, кто-то написал письмо-обращение, где задумался и выразил слова сожаления о том, что не может быть лично знаком со своим близким человеком – помешало время и несколько поколений разницы.
Неизменно одно – теплота и душевность, с которой дети пишут о героях тех далеких военных лет, и то, с какой детской непосредственностью они размышляют о серьезных вещах: чувстве долга, верности, любви к Родине.
Организаторы выражают всем участникам конкурса сочинений и их учителям, родителям огромную благодарность за сотрудничество и считают, что цель мероприятия по воспитанию у подрастающего поколения чувства уважения и гордости за свою семью, Родину, формирование патриотических чувств, сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне – достигнута, а задача отражения личных впечатлений и раздумий – раскрыта.
Сегодня предлагаем вашему вниманию два первых сочинения, написанных учениками среднего звена. Продолжение следует.
Работа № 1
Петрова Эдита
5 «А» класс МОБУ № 26 г. Якутск
Здравствуйте, дорогие мои прадедушки!
Пишет вам ваша правнучка Эдита. Я хочу познакомить вас друг с другом. Ведь вы, скорее всего, не были знакомы. Находкин Тихон Фёдорович, ты дедушка моей мамы, а Петров Пётр Петрович – дедушка папы. Жили вы в одно время, но в разных районах нашей Якутии, каждый трудился на своей работе, оба были женаты и вырастили много детей.
Но была у вас одна общая беда, одна трагедия. Даже не просто ваша, а всей страны и многих народов. Это Великая Отечественная война!
И вы, мои дорогие, оба, не задумываясь, ушли на фронт, на защиту своей Родины, семьи и всего будущего, а значит и меня.
Были призваны в армию почти в одно время, летом 1942 года. Служили в составе девятнадцатого и двадцатого отдельных лыжных бригад.
В феврале 1943 года оказались в одной из самых страшных и, к сожалению, неудачных операций той войны на озере Ильмень. Но вы, мои герои, прошли сквозь пули и бомбардировки, на ваших глазах погибали товарищи, небо и земля, лед и пламя – всё перемешалось, как теперь рассказывают.
А ты, дед Тихон, не любил вспоминать сражения, зато ты рассказывал своему старшему сыну (моему дедушке) о своих боевых друзьях самых разных национальностей и даже смешных случаях. Ты дошел до Белоруссии, где был сильно ранен и долго лечился в госпиталях, война твоя закончилась только в 1946 году на границе с Японией.
А про тебя, мой дед Пётр, я знаю, что был тяжело ранен в плечо в том страшном бою, долго лечился и вернуться в строй уже не смог, но и дома тебя ждала очень тяжкая доля, в тылу было очень трудно. Ты много работал во имя Победы, как и мои бабушки труженицы тыла.
Нынче мы праздновали 70-летие Великой Победы. Я гордо прошлась в строю Бессмертного полка с вашими фотографиями. Я очень вас люблю, горжусь вами и хочу вырасти достойной внучкой своих дедушек. А больше всего я рада, что вы вернулись с войны и прожили долгую, счастливую жизнь. Жалко, что я не была сама лично знакома с моими славными прадедушками, но вы всегда живы в памяти своих детей и внуков. Пройдут года, у меня будет своя семья, дети. И им я буду рассказывать о вашем подвиге. Связь поколений не прервется…
Ваша правнучка Эдита.
Работа № 2
Соловьев Артем
6 «б» класс МОБУ «Физико-технический лицей имени В.П. Ларионова»
Я горжусь именем своего прадеда
Меня зовут Артем, мне 12 лет.
Я знаю о войне только по чужим рассказам, и за это нужно сказать спасибо нашим дедушкам и прадедам. Недавно я ходил с родителями смотреть на новый мемориал «Солдат Туймаады». Сколько там было имен! Когда я ходил между рядами стел с тысячами высеченных на нем именами солдат-героев, да-да, именно героев, я подумал, а ведь и в моей семье, как и во многих в нашей стране, тоже были участники той страшной войны. Я вспомнил тогда про своего прадедушку, человека, который является для меня истинным героем, идеалом самоотверженности, силы духа и мудрости. И в своем сочинении я хочу рассказать про своего прадеда, Алексеева Михаила Андреевича. У него была очень непростая жизнь, полная взлетов и падений. К сожалению, его имя не высечено на мемориале «Солдат Туймаады», но зато он оставил огромный след в истории нашей Республики.
Мой прадед Михаил Андреевич родился в 1917 году, с детства воспитывался в духе советской молодежи, был активным членом пионерской и комсомольской организаций. Уже в 12 лет он участвовал в республиканском слете пионеров представителем Вилюйского района. В возрасте 14 лет был избран председателем детской коммунистической организации в Томмотском районе. Будучи учителем в Среднеколымском районе, в 1938 году, стал первым секретарем райкома комсомола.
В 1939 Михаил поступил в физико-математический факультет Рязанского педагогического института. Первый курс закончил отличником, но был призван в ряды Красной армии для прохождения воинской службы. Служил в двадцатом саперном батальоне 99-й стрелковой дивизии 12-ой армии на Украине. За активную жизненную позицию был сразу замечен и назначен комсоргом, вел активную организационную деятельность, помогал политруку во всех его делах.
Начало войны застало Михаила в г. Перемышль. В первый же месяц 12-я армия попала в окружение на местности Зеленая Брама, на территории Украины. Солдаты вели бой 13 суток без снабжения. Закончились боеприпасы, провизия. Михаил Андреевич вспоминал, как пионеры из деревни Подвысокая, рискуя жизнями, ползком приносили окруженным солдатам сухари и груши. Дважды бойцы пытались выйти из окружения, но успеха не добились. Люди гибли тысячами, командующий генерал-полковник Кирпонос покончил собой. Михаил Андреевич, дважды раненный, попал в плен. Попав в сложную жизненную ситуацию, все ведут себя по-разному, некоторые слабые люди становятся предателями. Так, старшина Шипшинский вызвался сдавать политруков и евреев. Сдал и Михаила Андреевича, как помощника политрука. Его поместили в камеру для приговоренных к смерти. Утром, перед расстрелом, офицер зондеркоманды коротко допрашивал всех приговоренных. Михаил Андреевич, еще работая на Колыме, на досуге изучал немецкий и английский языки. Тут-то они и пригодились! Он соврал, что является японцем, рожденным во Владивостоке и, будучи советским гражданином, был призван в ряды Красной Армии.
Услышав, что военнопленный знает языки, офицер удивился и перевел Михаила Андреевича в общий лагерь, избавив тем самым от казни. Так знание языков спасло от смерти. Трижды в неделю немцы отбирали по 10-15 человек из лагеря для разгрузки вагонов с углем. Однажды попал туда и мой прадед. Он был очень слабым, обессиленным от ранений и жизни в концлагере. Не выдержав нагрузок, он упал без сознания. Полицейские, по счастливой случайности, не стали стрелять, увидев его, решили, что он сам умрет и оставили лежать на земле. Оказалось, что в этом месте было пшеничное поле. Очнувшись, Михаил Андреевич спрятался в зарослях пшеницы. Так он прожил несколько дней, питаясь сырой пшеницей и запивая водой из близлежащего озерка. Немного оправившись, Михаил Андреевич двинулся в сторону линии фронта, стремясь попасть к своим. Почти год скитался, дважды бежав из лагерей в г. Майкоп и Шахты, в 1942 году добрался до частей Красной Армии на станции Шаумянской на Северном Кавказе.
Самое сложное испытание ждало его теперь. Целый год его держали в тюрьме в городе Краснодар, пытали, выбивая признание об измене Родине. Михаил Андреевич так и не подписал составленное чекистами признание о том, что он является фашистским шпионом. В конце концов, следствие постановило, что Михаил Андреевич нарушил присягу, сдался в плен и выжил, и, таким образом, является изменником Родины. Суд сначала приговорил его к расстрелу, но потом приговор заменили на 10 лет лишения свободы в лагере. Михаил Андреевич отсидел срок в Туруханском, Унженском и Енисейском лагерях. Мой прадед вышел на свободу в 1952 году. После освобождения сразу поступил в Якутский пединститут. В 1955 году Михаил, при окончании университета, имел по всем предметам оценку «отлично», но по личному указанию министра образования республики, ему была поставлена оценка «хорошо» по предмету «История педагогики», чтобы избежать выдачи диплома с отличием бывшему узнику лагерей.
По распределению молодой учитель попал в школу деревни Далыр Верхневилюйского района. В 1956 году он был полностью реабилитирован Военным трибуналом Северо-Кавказского военного округа. В 1960 году Михаил Андреевич переехал в село Верхневилюйск и работал там в средней общеобразовательной школе №2. Благодаря его стараниям школа обрела статус Республиканской школы с углубленным изучением основ физики и математики, где он проработал до 1985 года.
Михаил Андреевич Алексеев добился большого признания, как педагог, он заслуженный учитель Якутской АССР и РСФСР, народный учитель СССР. Его жизнь была полна трудностей и испытаний, но он выжил, несмотря ни на что и достиг немалых высот, как профессионал своего дела. Жизнь моего прадедушки учит нас всех тому, что не всё в жизни зависит от нас, иногда происходят неожиданные события, и мы встречаем трудности. Но всегда нужно думать о светлом, преодолевать все препятствия, не опускать руки, учиться и трудиться во благо общества.
Департамент по связям с общественностью, взаимодействию со СМИ, внешним и межрегиональным связям ОА