20:46 25.06

Кочевые семьи признаны законом

РИГ SAKHAPRESS.RU Одним из достижений последнего в летней сессии пленарного заседания Госсобрания (Ил Тумэн) стало принятие республиканского Закона «О кочевой семье».

В первые о его необходимости заговорили еще в 2003 году, в 2010-м он был принят в первом чтении, затем работа была приостановлена и лишь в феврале 2014 года председатель постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарёва совместно с другими депутатами-единороссами вернулись к законопроекту.

Чем вызвана необходимость закона о кочевой семье. Кочевая семья — это семья, перемещающаяся в течение календарного года по местам кочевий, оленьих пастбищ в целях рационального использования кормов, водных биологических и охотничьих ресурсов.

В советские годы, когда в оленеводческой бригаде осталась лишь одна ставка чумработницы, кочевые семьи были разрушены. Пока мужчины кочевали за стадом, женщины с детьми оставались в посёлках, утрачивая навыки жизни в кочевых условиях. Инициаторы законопроекта считают, что это стало одной из основных причин упадка оленеводства как отрасли.

Под председательством члена партии «Единая Россия» Елены Голомарёвой в Ил Тумэне была создана рабочая группа, в которую вошли кроме депутатов и членов правительства учёные и представители Ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Был проведён анализ законопроекта, эксперты уточнили количество кочевых семей в Якутии. Сложность состояла в том, что понятия «кочевая семья», «кочевой образ жизни», «места кочевий» и другие ранее не были закреплены законами. Поэтому авторам пришлось давать их четкие определения.

Также в законе установлены статус кочевой семьи и система экономических, социальных и правовых гарантий, обеспечивающих повышение уровня жизни кочевой семьи, которые должны заниматься воспитанием и передачей от поколения к поколению семейных ценностей коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, основанных на историческом опыте в области природопользования, самобытной культуры, языка, традиционных знаний.

В начале 90-х существовавшие ранее оленеводческие совхозы распадались на родовые общины. Встал вопрос о сохранении кочевых семей, если в 2000-х их было 552, сегодня только 241. Остановить этот процесс можно только законодательно, но закона, который бы защищал кочевые семьи не было.

«Принятый еще в 90-е закон об оленеводстве этих проблем не решал, потому что в нем не были определены статус кочевых семей и меры их поддержки, - рассказывает председатель постоянного Комитета по вопросам КМНС и делам Арктики Елена Голомарева, - А без этого сохранение и развитие оленеводства как отрасли невозможно. К сожалению, сегодня некоторые главы муниципальных образований не смогут с точностью сказать, сколько их не территории того или иного муниципального образования. Принятый закон, который разрабатывался долго и тщательно, должен помочь в решении проблемы иначе мы придем к тому, что тундра будет голой».

Наш канал в Telegram