-- Феодосия Васильевна, совсем скоро состоится большое событие – Ленский образовательный форум. Не могли бы Вы поподробнее рассказать о нем?
16-18 августа в городе Якутске состоится уникальное образовательное событие – Ленский образовательный форум «Открытая школа: человек – институт образования». Сама идея возникла в период подготовки XIII съезда учителей и педагогической общественности и была озвучена на съезде, который состоялся в октябре 2015 года.
Как вы знаете, на съезде был принят стратегический документ «Образовательная инициатива Республики Саха (Якутия)-2030 «Образование, открытое в будущее». Основной посыл этого документа – выпускник школы должен быть готов к самостоятельной жизни во всех отношениях: знаниями, здоровьем, способностью к дальнейшему саморазвитию и т.д. Эту миссию образование сможет выполнить только в сотрудничестве с другими социальными институтами.
Форум носит открытый формат общения для всех, кому небезразлично образование наших детей. Будут работать инновационные площадки и панельные дискуссии. В числе других вопросов мы будем обсуждать индивидуализированное образование детей для поддержки таланта и способностей каждого ребенка.
Программа форума весьма обширна и содержательна. 16 августа горожан и гостей столицы на площади Ленина ждет выставка «Открытое образование – горизонты будущего», на которой будут представлены такие направления-«бренды», как информационно-коммуникационные технологии, робототехника, Бизнес-образование, политехническое и агротехнологическое образование, полилингвальное образование, WorldSkills Russia, проекты «Музыка для всех», «Профессиональное будущее Якутии» и многое другое. Думаем, внимание посетителей выставки привлечет сеанс одновременной игры по шахматам с гроссмейстером, чемпионом Европы 2016 года Эрнесто Инаркиевым. Желающие на сеанс могут обратиться в Федерацию шахмат республики.
Состоятся также: родительское собрание «Ребенок в открытом образовательном пространстве», экспедиции в образовательные организации г. Якутска, межрегиональное совещание Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Современная система оценки качества образования», семинар «Диссеминация опыта реализации успешных проектов и эффективных практик федеральных инновационных площадок», открытые актовые лекции федеральных экспертов, круглые столы, массовые художественные акции, флешмобы,
Будет проведен социологический опрос по удовлетворенности качеством образования.
-- Скажите, пожалуйста, кто еще, кроме Министерства образования, работает над его подготовкой? Ведь Форум пройдет под эгидой ЮНЕСКО. Как удалось добиться поддержки такой влиятельной международной организации?
-- Идея проведения форума, который призван механизмом реализации идей нового образования, поддержана Правительством республики. Распоряжением Правительства создан организационный комитет, возглавляемый Председателем Правительства РС(Я) Г.И. Данчиковой. Форум включен в перечень республиканских социально-значимых мероприятий. Подготовка идет при участии ряда министерств и ведомств. Мы также тесно взаимодействуем с Межрегиональной ассоциацией администраторов образования, заручились поддержкой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Что касается эгиды ЮНЕСКО, то вопрос отрабатывался совместно с Комиссией по делам ЮНЕСКО при Главе РС(Я). Нашу инициативу поддержала Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. Генеральный директор ЮНЕСКО г-жа Ирина Бокова в своем ответе отметила: «Тема и цели форума согласованы с видением и действиями ЮНЕСКО в поддержку государств-членов ЮНЕСКО, которые стремятся использовать информационно-коммуникационные технологии для достижения цели устойчивого развития». В качестве сорганизатора выступает Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО.
Безусловно, попасть под эгиду ЮНЕСКО не только почетно и важно, но и очень ответственно.
Форум называется «Открытая школа: человек – институт образования». Звучит необычно, свежо, даже интригующе, но не совсем понятно для рядового слушателя. Не могли бы Вы более подробно остановиться на этом моменте?
Согласитесь, что в школе как в базовом институте образования происходят большие изменения, связанные с индивидуализацией, новой ролью учителя и новыми результатами. Современной школе предстоит дать всем учащимся шанс не потеряться в хаосе перемен, найти свой успешный путь, используя новые возможности. Да, мы заявили на съезде, что из стен школы должен выходить качественно иной человек, способный осмысленно действовать, правильно оценить действительность и действовать в условиях неопределенности. Но как этого добиться в условиях массового образования? Общеизвестно, что подлинное знание – это результат собственного опыта. В перспективе сам ученик, если он самостоятельно будет строить свой образовательный маршрут, станет образовательным институтом со своим бюджетом, со своим содержанием образования, самостоятельным выбором места учебы, учителей. Все это возможно только в условиях открытого образования, которое начинается с открытой школы.
-- Безусловно, всех интересует то, чего мы добьемся с помощью данного форума?
-- Заявленную тему программный комитет форума предложил раскрыть по четырем ключевым направлениям Образовательной инициативы-2030. Это: 1) Содержание образования Открытой школы. 2) Новая роль педагога. 3) Инфраструктура Открытого образования. 4) Управление качеством образования в условиях Открытой школы.
Ни по одному из этих направлений нет готовых рецептов. А для того, чтобы привести эти направления в действие, нужно разработать механизмы: нормативные правовые, организационные, научно-методические, учебно-программные, кадровые и др. Поэтому большое внимание будет уделено открытым дискуссионным площадкам по содержательной проблематике Открытой школы. А всего их будет свыше десяти. Например, такие темы:
– Открытая школа и глобальные вызовы XXI века.
– Проектирование содержания образования: интеграция общего, дополнительного и профессионального образования, системный интегратор как условие открытости образования.
– Педагог открытой школы: проверенные алгоритмы или способность действовать в неопределенности?
– Образовательная среда: условия или «третий учитель»?
– Институты гражданского общества и управление развитием.
Кого, кроме якутян, мы сможем увидеть и услышать на форуме?
Мы приглашаем всех желающих не только из республики, но и из других субъектов России. Работает сайт www.lof2016.ru Из Парижа – штаб-квартиры ЮНЕСКО приедет директор отдела ЮНЕСКО по вопросам политики и систем образования на протяжении всей жизни г-н Дэвид Атчоарена, примут участие международные эксперты ЮНЕСКО из Южной Кореи, Финляндии, Великобритании, Франции, большая группа модераторов и экспертов из Москвы.
-- Какие результаты от этого форума ожидаете?
Форум должен дать новые идеи, которые будут исходить от участников. Мы стремимся к тому, чтобы форум дал старт новым общественным инициативам через обсуждение механизмов формирования Открытой школы – школы будущего. Ведь главный приоритет – это качество обучения, качество образования наших детей. Принимая решение о проведении форума, планируя мероприятия, прежде всего, мы задали себе вопрос: приведут ли наши действия к повышению уровня работы учителей и к достижению более высоких образовательных результатов каждым ребенком.
Форум послужит объединению единомышленников, созданию проектных команд. В новом учебном году мы объявим конкурс по разработке модели и механизмов под условным названием «Школа будущего в настоящем» с Грантовой поддержкой.
От имени организационного комитета Ленского образовательного форума я приглашаю педагогов, родителей, дедушек и бабушек, школьников и студентов, молодежь, наших социальных партнеров, представителей науки, общественных объединений граждан, всех, кому небезразлично и интересно увидеть школу в пространстве будущего, 16 августа на площадь Ленина и на другие площадки Форума.
-- Благодарим за содержательную беседу.
Пресс-служба Министерства образования РС(Я)