12:06 09.08

Эксперт СВФУ Тамара Андреева: «Из-за малочисленности эвенов, эвенков и юкагиров их языки не развиваются»

РИГ SAKHAPRESS.RU 9 августа отмечается Международный день коренных народов мира. Проблемам коренных малочисленных народов Севера в Якутии уделяется очень пристальное внимание. У республики хорошая национальная политика: появились целые национальные районы и наслеги. Как развиваются КМНС сегодня, и почему незнание языка остается основной проблемой?

Хоть наши народы и малочисленные, в настоящее время общее количество представителей КМНС увеличивается. К примеру, эвенки живут маленькими группами, начиная от Сахалина и по всей территории восточной и западной Сибири, заканчивая Таймыром. Самое большое количество зарегистрировано в Якутии, и оно продолжает расти – на данный момент на территории республики проживает около 25 тысяч эвенков. Помимо этого у нас увеличилась численность юкагиров, эвенов. Думаю, на это повлияла генетическая память, которая помогла людям вспомнить свою принадлежность к малочисленным народам.

Действительно, люди перестали стесняться своей национальности, как это было раньше. Сегодня у нас поменялся не только менталитет – изменилось целое отношение других народов к малочисленным нациям. Нас стали больше уважать. Если в 50-60-х годах представители КМНС, к примеру, разговаривали бы в общественном месте на своем родном языке, то их бы попросили вести беседы либо на русском, либо на якутском. Сейчас дела обстоят по-другому: общество уже интересует вопрос, почему представители КМНС не говорят на своих родных языках.

Многие коренные малочисленные народы Севера изучают свои языки с детского сада и до самого окончания университета. Почему же количество хорошо знающих свой язык не увеличивается? Причина опять же в нашей малочисленности. В Якутске проживает около 800 эвенков, из них на родном языке говорит 20-30 человек. Встречаемся мы все довольно редко: только во время праздников Бакалдына и Ысыаха, на различных конференциях. Таким образом, постоянной среды для общения у представителей КМНС нет – в этом, собственно, и вся загвоздка.

Еще одной причиной незнания языка можно назвать то, что у нынешних школьников очень большая нагрузка по учебе: помимо других предметов, дети должны учить русский, якутский и иностранный языки. Что по поводу обучения родному языку, то тут все зависит от самого ученика – он сам выбирает, учить его или нет. В результате, многие из-за нагрузки по учебе от него отказываются.

Французы уже долгое время считают наши языки умершими, ведь для них, если на языке говорит всего 50 тысяч человек, то он уже считается потерянным. У нас же эти цифры еще меньше. Отмечу, что в сознании молодых людей происходят некоторые сдвиги, которые положительно влияют на общую ситуацию с развитием КМНС, – многие талантливые ребята сегодня поют на своих родных языках, сочиняют стихи, пишут целые книги и создают электронные разговорники и энциклопедии. Все труды уходят в массы и, в итоге, обо всем этом узнают во всем мире – это достойно наивысшей похвалы. Поэтому говорить о том, что КМНС забывают свои языки – неправильно, наоборот, сегодня народы делают все, чтобы они сохранились.

Справка:

Тамара Андреева – кандидат филологических наук, заместитель директора по науке Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, доцент кафедры северной филологии Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ.

nu.s-vfu.ru

Наш канал в Telegram