РИГ SAKHAPRESS.RU Открытое письмо Президенту Республики Саха (Якутия) Егору Афанасьевичу Борисову
Уважаемый Егор Афанасьевич!Республиканское информационное агентство ЯСИА распространило Ваше заявление, сделанное во время встречи с жителями села Бердигестях Горного района: «Государственные газеты должны стать бесплатными, за счет мер оптимизации расходов их тиражи кратно возрастут. Сейчас по моему поручению прорабатывается логистика и финансовый механизм».
Материал об этом ЯСИА озаглавило так: “«Якутию», «Эдэр Саас», «Саха Сирэ» будут раздавать всем бесплатно”. Более горького заголовка мне, одному из бывших главных редакторов газеты “Якутия”, читать в своей жизни не приходилось.
К сожалению, все что раздается бесплатно, не оценивается по достоинству. Данная категория распространяется и на интеллектуально-информационный продукт, каким является газета.
В следующем году газета “Якутия” должна отметить 100-летний юбилей. За годы своего существования газета стала своеобразной визитной информационной карточкой республики, не побоюсь громких слов — одним из гуманитарных символов и неотъемлемых институтов становления государственности Республики Саха (Якутия). В редакции газеты служили выдающиеся организаторы печати — главные редактора О.Д.Якимов, Э.М.Рыбаковский, О.Н.Емельянов и другие, когорта талантливых журналистов-профессионалов. Не думаю, что они обрадовались бы, узнав, как их родное издание раздается бесплатно наряду с рекламными листовками и агитационными газетами-однодневками.
Считаю бесплатную раздачу газет, изданных за счет государственных дотаций из бюджета РС(Я), признанием бессилия сделать их конкурентными.
Реализация «принципа бесплатности» допустима в образовании, медицине, при оказании других форм социальной помощи и защиты населения. Но данный гуманный по своей сути принцип не сработает в конкурентной информационной среде, окажет медвежью услугу самой редакции. Она получит мнимое, а не заслуженное конкурентное преимущество в части распространения тиражей перед другими СМИ.
Искусственное увеличение тиража газеты не решит назревших вопросов по ее реформированию. «Лучше меньше, да лучше!» Оказавшись в тепличных условиях, такая газета со временем имеет все шансы быть вытесненной независимыми изданиями на обочину рынка СМИ. Отношение у населения к ней будет соответствующим, авторитет – снижаться.
Мне понятна Ваша озабоченность проблемой доступности достоверной информации, предоставляемой государственными СМИ, особенно в отдаленные улусы республики. Высокая стоимость подписки, типографских и почтовых услуг сокращают клиентскую базу читателей республиканских изданий.
Выход, конечно, есть. Газете необходимо создавать конкурентный экономико-прагматический и гуманитарно-философский контент, искать новые формы передачи информации в улусы республики, используя современные технологии и коммуникации. Только здесь таятся факторы мультипликативного эффекта повышения престижа издания.
Большим подспорьем может стать неиспользованный пока резерв — опыт бывших сотрудников редакции газеты, о которых, как видно, забыли. Редакция газеты “Якутия” должна стать настоящим организатором — коллективным автором летописи республики к 100-летию образования Якутской АССР.
Должен соблюдаться принцип здравого экономического расчета: если на содержание редакции, полиграфию и распространение тиража газеты тратятся бюджетные средства, то издание обязано возмещать хотя бы часть этих расходов. Сделать это можно не бесплатной раздачей газеты, увеличивающей эти траты, а квалифицированным менеджментом, тематическим разнообразием, глубиной подачи материалов или оперативностью передачи информации о событиях и проблемах республики, интеграции в мировое электронное информационное пространство.
Уважаемый Егор Афанасьевич! Много лет знаю Вас как мудрого руководителя, опытного управленца, прагматика. Прошу Вас еще раз взвесить свое решение на предмет эффективности включения газеты “Якутия” в число бесплатно распространяемых изданий. Речь должна идти не о бесплатной раздаче интеллектуального труда журналистского коллектива, а о повышении престижа издания, создании современной системы доступа к производимому продукту – информации (библиотечной, каталожно-электронных системах, социальных сетях, международной интеграции и др.), популяризации одной из старейших газет России.
Алексей ЧЕРТКОВ,
главный редактор газеты “Якутия”, 2002-2003 гг.