РИГ SAKHAPRESS.RU Шумная свадьба в посёлке Бесленей взорвала соцсети и ввела в шок жителей двух северокавказских республик.
Всё дело в невесте, которая раньше была мужчиной. 25-летний Адам А. — трансгендер. В московской клинике он сменил пол и вышел замуж за жителя соседней республики Виктора Г. в его родном ауле. Теперь молодожёны скрываются. Специальный корреспондент Лайфа Евгения Змановская выяснила, как на Кавказе восприняли странную свадьбу и кто угрожает молодым смертью.
"Ах, эта свадьба пела и плясала"
Виктор позвонил маме, сказал ей и попросил передать всей родне, что скоро он приедет с невестой. 26 сентября из Москвы пара приехала в Карачаево-Черкесию, в родной аул Бесленей. Сын представил матери свою спутницу.
— Это моя невеста Раина. Распишемся позже, в Москве, свадьбу будем отмечать здесь. Она из Дагестана, из аула Чонтаул. Её родня никак не может приехать, собирайте всех наших. Будем гулять, — сказал Виктор матери.
Невеста стояла рядом, скромно улыбалась, глаз почти не поднимала. Как и полагается по местным обычаям, перед свадьбой Раину отвели в дом к родственникам. Там она жила пять дней.
— Симпатичная девушка, скромная. Хороший выбор сделал Виктор. И проверку по хозяйству прошла. Посуду и полы моет, готовит неплохо. Сегодня вместе ездили выбирать для неё красивое бельё, пеньюар купили. У Раины хорошая фигура. Но, мне кажется, ей надо немного поправиться, слишком худенькая, — обсуждали невесту на кухне незамужние молодые девушки.
Утром 1 октября Раина заметно нервничала перед зеркалом. Не совсем нравилась причёска, макияж казался слишком бледным. Когда она надела белое платье и накинула фату, долго разглядывала себя в зеркало. Приехал жених с шумной компанией. В дом стали приходить родные и соседи поздравлять счастливых влюблённых. Женщины на кухне помогали готовиться к вечернему застолью.
По аулу промчалось пять украшенных тёмных машин, жених и невеста поехали в центральный аул Хабез на фотосессию. Для красивых снимков заехали в самый дорогой гостиничный комплекс "Адиюх пэлас". Для местных гостиничный комплекс — как для москвичей-молодожёнов Красная площадь.
— Нам только сделать пару снимков на набережной. Банкет у нас дома будет. Номер для новобрачных хотелось бы, но дороговато у вас, — сказал Виктор сотруднице на ресепшене.
Молодожёнам разрешили пофотографироваться на территории комплекса. Жених и невеста сделали десяток свадебных снимков. На фото красивая пара — всё как обычно на свадебных фотографиях, но только очень напряжены молодые. Это заметно почти на всех снимках. Вот они на набережной горной реки Малый Зеленчук, вот рядом с красивыми газонами, на мосту. Одно фото для них стало особенным: Виктор и Раина специально попросили запечатлеть их напротив скалистой горы на фоне вершины, на которой стоит башня княгини Адиюх.
Легенда об обмане
По легенде, когда-то в башне жила княгиня Адиюх (светлорукая — по-черкесски). Во время прогулки у горного ручья её украл князь Псабид и заточил в башню. Сам ночами пригонял себе новые табуны лошадей. Чтобы ему было проще перебраться в темноте через горную реку по мосту, каждый раз Адиюх протягивала руки к луне, и они освещали путь. Княжна была несчастна, почти всегда в одиночестве, её возлюбленный Псабид был к ней холоден, и они почти не виделись. Однажды князь заметил печаль в глазах Адиюх и спросил, чем она недовольна, живя в богатстве, имея золото и дорогие наряды. Княжна сказала, что он не любит её и похитил, только чтобы она освещала ему путь. Гордый Псабид разозлился, закричал, что без её света сможет сам найти путь. А если она попытается осветить дорогу, он отрубит своим мечом ей руки.
В очередной раз ночью Адиюх услышала топот лошадей, но не стала освещать путь любимому, как он приказал. Гордый Псабид не крикнул Адиюх. В кромешной тьме скакун князя оступился, и они утонули в бурной реке.
Долго над телом рыдала княжна, пока не узнала, кем был её возлюбленный на самом деле. Оказалось, что князь убивал пастухов и воровал лошадей. Много горя узнали люди от меча Псабида. Княжне он всегда говорил, что ловит в горных низинах диких скакунов. Обманутая Адиюх прокляла бывшего возлюбленного…
Молодожёнов Виктора и Раину проклинают многие... за дерзкий обман. Влюблённая пара обманула родителей, родственников, близких и друзей. На Кавказе такое не прощают.
Позор на весь род
По дороге к селу жениха нам часто встречаются патрульные автомобили ДПС. В этот день в аэропорту Минеральные Воды чиновники местной администрации встречали высокопоставленного госслужащего из Москвы. Наш автомобиль, взятый в прокат, останавливали для проверки дважды. Увидев в багажнике оборудование, фотоаппарат и видеокамеру, полицейские интересовались, для чего журналисты из Москвы приехали к ним. Мы начинаем объяснять, что приехали узнать, как прошла на Кавказе одна необычная свадьба… После слов "необычная свадьба" сразу же начинается эмоциональный монолог инспектора.
— Их свадьба опозорила не только два рода, тень их позора не просто на двух районах, Кизилюртовском и Хабезском. Позор на две республики! Как они вообще додумались после такого приехать на родину! Не важно, что он там пришил себе и что отрезал, в дом привёл мужика в свадебном платье. Такого в истории Кавказа вообще никто не помнит, чтобы мужик на мужике. Такого никогда у нас не было! И почему никто из родни не понял, что она мужик, мы всем отделом разглядывали их свадебные фото, похож он на мужика даже в платье, — возмущается один из инспекторов ДПС. Свой спич он очень хотел продолжить, но у нас поджимает время, и мы прощаемся.
На въезде в посёлок Бесленей дорогу перегородило стадо коров, пастух гонит животных хозяевам. Человек десять женщин и мужчин ждут их у местного клуба. Нас с любопытством разглядывают и перешёптываются. Увидев в руках фотоаппарат, большинство в спешке уходит, остаётся несколько человек, уже ожидая наших вопросов.
— Вы кто? Журналисты? — спрашивает парень лет 26.
— Да, мы из Москвы, приехали разобраться в этой истории со свадьбой.
— Ну всё, доигрался аул. Я одноклассник Вити. Вроде был нормальным парнем, дружили даже некоторое время, добрый такой он, всегда мог выручить. Но, с другой стороны, нормальный человек вообще мог бы такое сделать? В родном ауле свадьбу с мужчиной? Хорошо, что в наши мечети он не заходил с ней, осквернил бы. Я сам часто бываю в Москве, там, у вас, конечно, проще относятся к подобному, но у нас такое не прокатит. Лучше ему не приезжать сюда, хотя мне лично нет дела ни до него, ни до всей истории. У него своя голова, он же никого не ограбил и не убил.
— Никто из посёлка не знал, и родня не знала правды, а то разорвали бы их на части! Я лично бы волосы повыдёргивала за этот поступок. Это не по-мусульмански. Это позор для всего рода, для всего аула, — вмешивается женщина лет шестидесяти.
Рядом стоят мужчины. Один смеётся и пытается успокоить своего приятеля, который громко ругается.
— Я не верю, чтобы Виктор на такой женился, нет. Я и его старшего брата знаю, у них хорошая, приличная семья. Просто кто-то специально распускает слухи, чтобы опозорить наш аул. Сейчас, когда разглядывают их фотографии, многие говорят, что невеста его похожа на мужика, другие говорят: "Нет, не похожа". Я её лично видел, не может быть она мужчиной, просто фото неудачное, — говорит один из них.
— Говорят, жену, или как его правильно назвать, убили. Нашли и отомстили за позор. В Москве отыскали. Так ему и надо. Не жалко. Никто не одобрил, это позор на весь посёлок. Хотя на этом фото, которое везде распространяют, убитая совсем не похожа на того. Сейчас уже вообще непонятно, где правда. Противно от того, что обманули всех, — ругается мужчина лет пятидесяти.
Четырёх молодых девушек мы встретили возле детского сада. Они забирали детей.
— Разорвать на части их? За что? Это их жизнь, это их дело. Молодёжи, нам, например, наплевать. Глупо они сделали, что приехали сюда отмечать свадьбу. Жили бы себе там, в своей Москве, тихо и спокойно. А сейчас им сюда дороги нет, только родных опозорили. Хорошо, что ещё медовый месяц не устроили в нашем ауле, — смеясь, рассказывают молодые мамы.
С 16 лет Виктор живёт в Москве, примерно раз в год приезжает в Бесленей. В конце лета он привозил мать в Москву, оплатил ей сложную операцию. Женщина работает преподавателем физики в местной школе.
— Рая только на ноги после больницы встала, а после такого опять слегла. Не встаёт уже несколько дней. Плохо себя чувствует. Муж недавно умер, несчастье за несчастьем. Мы всем аулом поддерживаем эту семью и меньше уважать не стали даже после этого случая. И в обиду их не дадим никому. Бедная Раиса, ей стыдно выходить на улицу. Не знает, куда себя деть. Она не верит, что её сын так мог поступить. И многие из нас тоже считают это неправдой, — говорит соседка.
Дом "невесты"
Когда мы заехали в аул Чонтаул, неместных сразу заметили. На домах указателей практически нет. У первого встречного мужчины спросили, как проехать на улицу Курмагомедова, на что получили встречный вопрос неприветливым тоном:
— А к кому вы там? Вас ждут?
После получасовых поисков мы у дома Адама-Раины. Со стороны улицы женщина в тёмной одежде поправляет сено в сарае, отгоняет куриц. Это мать Адама. Нас она не заметила.
— Извините, здравствуйте. Вы мама Адама? — спрашиваю вполголоса.
Женщина в чёрном платке, не оборачиваясь, выронила из рук сено, стала торопиться к воротам. Перед тем как зайти, она глубоко вздохнула и посмотрела на нас. Её глаза были заплаканные, взгляд напуганный. Когда двери закрылись, было слышно, как она зарыдала в голос.
Мы стали стучаться в ближайшие дома, никто на этой улице не открывал. На соседних люди, завидев нас, закрывали двери. Те, кто спокойно сидел и разговаривал на лавочках у своих ворот, вставали и быстро заходили в дом. За двадцать минут нашего приезда многие в посёлке уже знали: приехали какие-то люди, интересуются Адамом.
Всё же некоторые родные и соседи осмелились рассказать нам про него. Полушёпотом, в приоткрытые двери.
— Адам всегда был добрым мальчиком. Он был очень опрятным, наверное, самым аккуратным мальчиком в классе. Когда они ездили с мамой на рынок, сам выбирал обновки, любил модные вещи. Почти десять лет назад он уехал из аула. Жил сначала в Махачкале, потом в Москве. Говорил, что работает в ночном клубе барменом, в салоне сотовой связи. Несколько раз звал мать и отца приехать к нему в гости. Но у родителей хозяйство, внуки. Некогда. Он рос на наших глазах нормальным ребёнком, хорошим парнем. Ничего такого в нём не замечали.
— Отец Адама старается не приезжать домой. В основном на работе, стыдно ему, не может в глаза смотреть никому. Редко его видим. Не разговаривает ни с кем. Он сказал, что если это правда, то сын домой уже никогда не вернётся. Ушёл мужчиной, женщиной порог не переступит, — говорит друг семьи.
В ауле некоторые уверены: поменять пол Адам решился из-за семейной трагедии, которая случилась несколько лет назад. Умерла его родная сестра, с которой они были друзьями. Двадцатидвухлетний парень тяжело это перенёс.
— Последний раз в аул он приезжал четыре года назад, на похороны сестры. Она умерла во время операции. Они были очень дружны с ней. Когда мы увидели фотографию, где он уже стал женщиной, были поражены, как он стал сильно похож на неё. Очень похож, как будто она. Многие в ауле говорят, что Адам свихнулся. И, может, поэтому пошёл на такое... — рассказывают женщины с соседней улицы.
— Мать носит траур, три месяца назад умерла её родная сестра, тётя Адама. Он не приехал на похороны. Видимо, уже готовился к этой операции. У матери разрывается сердце, она боится за сына, его могут убить. Боится за дочь и старшего сына. Такой позор не простят у нас. Даже сыну, который живёт в Хасавюрте, запретили приезжать в аул, пока он не докажет, что это неправда, пока не найдёт своего младшего брата. Две недели назад он звонил Адаму и молил его, чтобы он прислал своё фото или видео. Доказал, что он мужчина. Не верят родные, откуда столько денег на все операции, это очень дорого. Адам заверил, что сейчас отдыхает в Таиланде и обязательно позже пришлёт фото или сам приедет.
Но не прислал и не приехал.
Телефон Адама недоступен, на связь с родными больше не выходил. Со дня свадьбы, которую прозвали позорной, прошёл ровно месяц. Где сейчас молодожёны, не знает никто из близких.
В социальных сетях расходится фотография убитой женщины. Лицо закрыто волосами, много крови. Неизвестный опубликовал снимок жертвы и подписал: "Это та самая Раина". Без каких-либо доказательств это неразборчивое фото в эфирах показали даже некоторые федеральные телеканалы. Родные и даже мать тщательно рассматривали кровавое фото и уверены: это не Адам. А в Интернете кто-то под разными именами продолжает выкладывать личные свадебные фотографии и видео со дня свадьбы Виктора и Раины.
Евгения ЗМАНОВСКАЯ.
Фото из соцсетей и Александра МЕЛЬНИКОВА.