РИГ SAKHAPRESS.RU О тихой революции, которую совершил Иннокентий Готовцев в освещении истории якутских наслегов.
Пока якутское большое художественное кино всеми возможными путями «прорубает окно» в Россию, Европу, Азию и Америку, в республике нашлись люди, которые тихо и незаметно вписали новую страницу в истории региональной кинематографии. Одним из таких «революционеров» является Почетный кинематографист России Иннокентий Готовцев, который, отвечая вызовам современного информационного времени, начал цикл документальных фильмов про малую родину всех саха – о якутских наслегах, разбросанных по всей необъятной республике.
По словам выпускника кинотехникума в Калининградской области, Санкт-Петербургского института кино и телевидения и Дальневосточной академии госслужбы, Почетного кинематографиста России, коим является наш герой, эта идея у него возникла давно. Еще в те времена, когда Иннокентий Иннокентьевич в непростые для республики и страны времена возглавлял региональное киновидеообьединение, а затем с 1997 по 2002 годы работал на ответственном посту Председателя комитета кинематографии при правительстве Якутии. Все это, а также то, что он был начальником отдела НВК «Саха» по работе с улусными теле- и радиостудиями, позволило ему объездить практически всю республику. Недаром земляки его любя называют Киинэ Киэсэ – Кеша кино, а это уже точная народная характеристика, которой удостаиваются не все. Он один из тех, кто стоял у истоков того явления, который в России называют бумом якутского кино.
– Иннокентий Иннокентьевич, полагаю, что именно в те годы у вас зародилась идея сделать цикл документальных фильмов о якутских наслегах…
– Вы правы. Я очень благодарен судьбе за то, что она у меня получилась такой, какая есть. Я объездил республику вдоль и поперек, увидел всю её красоту и многообразие. Но, конечно, как бы это банально ни звучало, главное наше богатство – это люди, которые живут в городах и самых отдаленных наслегах. У меня еще тогда родилось такое образное сравнение: нашу главную водную артерию – реку Лену, питают притоки, а их, в свою очередь, многочисленные речки и речушки. Так и наша республика – наше богатство начинается с улусов и наслегов, где живет люди, про которых принято говорить, что они соль земли. Ведь даже если человек родился и всю свою жизнь прожил в Якутске, то у него все равно по линии отца или матери есть малая родина. Глубоко убежден, что счастлив тот, у кого есть подобная малая родина, куда он может выбраться из города в трудные или самые счастливые для него времена...
– Надо полагать, что вы сами поступаете так же…
– Разумеется. Я на свою малую родину – в село Танда Баягантайского наслега Усть-Алданского улуса езжу при каждой возможности.
– Я знаю, что вы свой цикл запустили именно с села Танда…
– Ну, это вполне естественно, поскольку я там знаю всех, знаю историю родного села. И именно там, во время работы над фильмом про свой наслег, я хотел обкатать идею, посмотреть на конечный результат, узнать в процессе работы, какие могут ждать нюансы команду и меня как продюсера…
– Конечно, со знакомого «материала» начинать легче…
– И я тоже так думал, но оказалось, что не все так просто. Сначала мне даже пришлось уговаривать своих земляков, чтобы они снялись в моем документальном фильме. Честно говоря, многих так и не сумел тогда уговорить. Но после того, как фильм был продемонстрирован в столичном кинотеатре «Центральный», куда пришло много зрителей и картина получила самые доброжелательные отзывы, люди поняли, какую совершили ошибку и стали просить, нет, даже не просить, а требовать, чтобы я со своей командой снял второй фильм.
– В этот раз все было по-другому?
– Абсолютно! В этот раз они к делу подошли очень серьезно – заранее составили список всех людей, которые войдут в кадр и дадут интервью. И заранее зная наши требования по хронометражу, по каждой кандидатуре у моих земляков были жаркие споры – включать, не включать…
– С другими наслегами уже было легче договариваться?
– С одной стороны, конечно, да. У меня на руках уже был материал, который я без всякого стеснения мог показывать потенциальным заказчикам…
– Ещё бы! Ведь вам удалось собрать целое созвездие имен…
– Можно сказать и так. Сценарий двух фильмов про Баягантайский наслег я написал совместно со своей землячкой Ефросиньей Колодезниковой, и известным драматургом и писателем Айсеном Дойду. Режиссером и одновременно оператором картины выступил один из самых талантливых якутских «киношников» нового поколения Эдуард Новиков, а звукорежиссером – Иннокентий Сивцев. Редактором фильма был приглашен опытный журналист НВК «Саха» Прокопий Хабаров, хорошо известный радиослушателям республики и специализирующийся на передачах о жизни села. А закадровый текст читает еще один любимец радиослушателей и старожил эфира артист Саха театра Кирилл Семенов. Отдельного упоминания требует оригинальная компьютерная графика, выполненная Николаем Ефремовым и Анжеликой Евдокимовой. Их работа придает картине те детали, которые отличают профессиональные картины от любительских фильмов. И потому нет ничего удивительного в том, что на выходе у нас, по словам зрителей, замечательный продукт.
Это с одной стороны. Но так как кино вещь дорогая, связанная с профессиональной аппаратурой, арендой оборудования и т.д., конечный продукт влетает в копеечку. И именно это, при всем желании глав многих наслегов запечатлеть свою малую родину в документальном кино, не позволяет им заказать съемки фильма.
– Тем не менее, вам уже удалось после этого снять еще две картины…
– Да, мы сняли документальный фильм про Малтанинский наслег Горного улуса и 1-й Тыллыминский наслег Мегино-Кангаласского улуса, который мы презентовали в январе этого года. И это нам удалось во многом благодаря тому, что главы этих наслегов крепко стоят на ногах, живут не только сегодняшним днем, но и думают о будущем. О связи поколений. Например, в 1-м Тыллыминском наслеге только за последние десять лет издано шесть книг об истории наслега. Не знаю, какой еще другой наслег республики может похвастаться подобным достижением. И Руслан Афанасьев, глава наслега – это современный во всех отношениях руководитель, который понимает тренд нового времени: молодому поколению, чего уж там греха таить, аудиовизуальный ряд гораздо привлекательнее, чем книга. Но любовь к родному краю так и начинается. Придет время и они уже будут всерьез перелистывать книги, которые им оставило старшее поколение. И еще один немаловажный факт – главы этих наслегов хотели успеть запечатлеть на пленку своих ветеранов войны и труда, пока они еще живы…
– Не могу не задать вопрос – откуда у них деньги на оплату, как вы сказали, весьма дорогостоящего кинопроекта?
– Все знают, что в Якутске есть землячества выходцев из того или иного района, улуса, наслега. И всегда есть люди, которые, как принято говорить, состоялись. Они уже давно покинули свою малую родину, но никогда её не забывают – у многих там родственники, могилы предков. И они всегда идут на встречу своим землякам, поскольку ни в каком бюджете расходы на производство документального фильма не предусмотрены. Есть также Советы старейшин и если они пользуются авторитетом, то также способны решить часть вопросов. Но это уже отдельная история…
– У вас та же команда?
– Практически да. Но надо понимать, что в проекте заняты привлеченные люди и потому всегда происходят те или иные изменения. Так, например, сценарий фильма про Ломтуку, то есть, про 1-й Тыллыминский наслег, написал известный журналист и писатель Алексей Амбросьев – Сиэн Мунду.
– Что в планах?
– Есть несколько предложений, которые находятся на стадии рассмотрения…
– Иннокентий Иннокентьевич, а ведь есть и другие команды, которые работают в этом же направлении. И, судя по прессе, весьма успешно. Вы же знаете об этом?
– Разумеется, знаю. И это очень хорошо! У людей должен быть выбор – к кому обратиться. А так у нас республика большая, наслегов для работы хватит на всех.
Тренд нового времени: фильмы вместо книг
Почему я утверждаю, что Иннокентием Готовцевым совершена революция в освещении истории якутских наслегов? До этого, как правило, краеведческая работа, работа по освещению жизни и изучению истории наслегов шла только через книги. Большой вклад внесло НКИ «Бичик» имени С.А. Новгородова через свою серию «Улусы Республики Саха (Якутия)», книги из которой есть во многих домашних библиотеках якутян. В последнее время огромную популярность получили книги, издаваемые за счет выходцев или самих жителей села, посвященные уже истории небольших наслегов, из которых, собственно говоря, и соткана Якутия. А Иннокентий Готовцев всю эту работу переводит на язык кинематографии, что, безусловно, отвечает требованиям времени.
Благодаря своим человеческим и профессиональным качествам Иннокентий Иннокентьевич сумел сплотить вокруг своей замечательной идеи творческих людей, истинных профессионалов своего дела. И мы уже видим плоды их труда. Видят и другие наслега, которые также хотят заказать у него и его команды свой фильм. Наш герой прав: наслегов для работы хватит на всех.
У Иннокентия Готовцева 7 мая День рождения. Мы искренне поздравляем его с этой знаменательной датой и желаем человеку, который многое сделал для якутского кинематографа, здоровья и новых творческих успехов!
Алексей АМБРОСЬЕВ – Сиэн МУНДУ.