10:10 25.08

Сергей Максимов: Общественный транспорт в Якутске за последние годы сделал большой шаг в развитии

РИГ SAKHAPRESS.RU Принципиально подход к организации городского автобусного движения начал меняться еще лет пять назад.

Сергей Максимов руководит «Якутской пассажирской автотранспортной компанией» всего два года. Однако новичком его не назовёшь. Напротив, менеджера его уровня, опыта и компетенции сегодня во всем автотранспортном маршрутном комплексе столицы нет. В отрасли городских пассажирских перевозок Максимов с 1996 года. По сути, он один из архитекторов частного бизнеса городских пассажирских перевозок.

Сегодня Сергей Максимов отвечает на вопросы корреспондента РИГ SAKHAPRESS.RU.

-- Сергей Николаевич, два года назад вы сменили кресло руководителя процветающего сообщества частных владельцев автобусных маршрутов на место загибающегося предприятия ЯПАП. Зачем менять журавля на синицу?

-- В первую очередь ЯПАП -- это предприятие со славной историей, серьезным потенциалом и опытными квалифицированными работниками. Конечно, я серьезно задумался над приглашением Главы Якутска Айсена Николаева. Он звал меня как специалиста, способного поднять предприятие.

На тот момент здесь были долги в 90 миллионов рублей, задержки по заработной плате и многие другие негативные моменты. Меня подкупило доверие, которое мне оказал Айсен Сергеевич, его планы по развитию не только отрасли, но города. И как я должен был поступить, будучи патриотом Якутска? Конечно, я согласился.

-- И как сейчас дела у предприятия?

-- Сейчас предприятие работает достаточно стабильно, проблем по выплате заработной плате нет. К сожалению, еще остались долги, не такие критические, чуть больше десяти миллионов рублей. Работа ведется, были определенные форс-мажорные обстоятельства, но надеемся встретить следующий год уже без долгов.

-- Некогда муниципальные автобусы называли не иначе как "сараями", а ЯПАП -- бездонной дырой, поглощающей любые деньги. Да и частный маршрутный транспорт тоже получал немало обоснованных нареканий, как по внешнему виду, так и по культуре обслуживания. Но сейчас претензий всё меньше и меньше, а то, как автобусные маршруты отработали в этом году на городском празднике Ысыах, вообще достойно высшей оценки. Что же такого произошло в отрасли?

-- Такие перемены не случаются вдруг. Принципиально подход к организации городского автобусного движения начал меняться еще лет пять назад. Я это связываю с приходом в городскую администрацию Айсена Николаева.

Секрет, наверное, в том что он взялся за городской маршрутный транспорт комплексно. Начал, в первую очередь, с создания отвечающей всем требованиям инфраструктуры.

Проблемы были везде. Начнем с того, что в городе не было официальных конечных остановок. Те, неофициальные были, а это ведь свободные пространства, они застраивались. Или взять промежуточные остановки, у большинства отсутствовали заездные карманы.

Ко всему прочему, остановки были заставлены рядами близко стоящих киосков. А ведь это не просто неудобство для пассажиров и водителя, а потенциальная опасность для всех. Проблемы были с интервалом движения.

С решения вопросов, которые не каждый рядовой обыватель и замечает, все и началось. Сегодня, к примеру, все конечные остановки выделены муниципалитетом. Мы спокойно работаем, зная, что сюда вдруг не придет застройщик и не поломает целому ряду маршрутов весь график движения. Плюс заасфальтирована главная конечная остановка «Медицинский центр».

Город занимается строительством промежуточных остановок, заездных карманов. На остановках появились не просто информационные таблички, а целые электронные табло, информирующие о времени прибытия маршрутов. Сегодня их 49 и эта инфосистема будет развиваться в дальнейшем. Да и сами остановки стали куда более приятными, красивыми и ухоженными.

Появился такой нужный проект, как теплые остановки, которые удобны, в первую очередь, в вечернее время, когда пассажиропоток ниже и автобусы ходят реже. Про зиму я уж и не говорю.

Огромную поддержку администрация оказала при организации диспетчерского обслуживания. Здесь мы внедрили самую современную систему слежения за местоположением автобусов. Причем, сделав её открытой и доступной для каждого горожанина. Войти в неё можно через приложение «Умный транспорт». Сейчас все видят на экранах телефонов, через какое время подъедет транспорт.

Большая работа велась и ведется по обновлению подвижного состава. За пять прошедших лет коммерческим транспортом было обновлено 220 автобусов. Муниципальный парк приобрел 64 автобуса.

-- В Якутске в последние годы появляются новые маршруты, да и отдельные старые маршруты меняют пути своего следования. Как решаются вопросы, по какому пути пойдёт новый маршрут?

-- Современная городская логистика -- это наука, которая решает задачи со множеством переменных. Изначально городом было проведено глубокое изучение и исследование пассажиропотока. Конкурс на эту работу выиграл автодорожный факультет Хабаровского госуниверситета. И именно на основании экономически и научно обоснованных рекомендаций появилось три новых маршрута. И они действительно значительно улучшили качество обслуживания нашего населения.

Данная работа продолжается, пассажиропотоки постоянно мониторятся. Как показала практика, это необходимо в том числе для того, чтобы правильно составить расписание, привести в соответствие с потребностями горожан интервалы движения.

-- На городских маршрута ходят автобусы как среднего класса так и большие. Нет ли планов по унификации этого разнобоя?

-- В данное время перед нами стоит задача по переводу всего городского транспорта на автобусы среднего класса. В прошлом году нами были приобретены экспериментальные автобусы китайского и российского производителей. По итогам технических и эксплуатационных испытаний будем решать, и делать выводы какая марка более приспособлена к работе в наших климатических условиях. С учетом, конечно, работы на газовом топливе. Последний фактор важен, потому что позволяет держать цену за перевозку без резких скачков для городского потребителя.

-- Сразу возникает вопрос к безопасности газового оборудования. В Якутске в июне 2013 года и в текущем году были инциденты со взрывами баллонов газа. В первом случае на автовокзале, во втором -- в гараже ЯПАК. Какие последовали выводы?

-- К самим автобусам и оборудованию претензий нет. В первом случае, как показала экспертиза, проблема была с заводским дефектом самого метанового баллона. При прокате было допущено утончение металла. Баллон отработал четыре года, появилась трещина и по ней пошел разрыв. По второму инциденту сейчас идет экспертиза, предварительные выводы также показывают на заводской дефект.

Рисковать жизнью горожан мы не намерены. Вся партия баллонов от производителя сейчас снята с эксплуатации.

Далее, по окончанию экспертизы, мы будем решать вопрос баллонами какого производителя нам пользоваться. Выбор здесь есть -- это и баллоны от европейских производителей, и китайских.

Пока отказ от газа не обсуждается, это сразу вызовет рост цен на проезд, больно ударит по карману горожан. Последствия для самого выживания отрасли предсказать сложно.

-- Кстати, по ценам. Если пользоваться транспортной картой, экономия, действительно, налицо.

-- Внедрение электронной оплаты проезда произвело настоящую цифровую революцию в сфере городского транспорта. По большому счету, это заслуга администрации города.

Я до сих пор поражаюсь, насколько большой объем работы был проведен. Это касается и технической части, и программного обеспечения, да и в целом требовалось поменять менталитет не только привыкших работать по старинке водителей, но и пассажиров. Зато благодаря этому в прошлом году удалось фактически снизить стоимость проезда для горожан с 17 до 16 рублей.

Был найден оптимальный путь по тарифной политике, чтобы могла развиваться, приобретать технику автотранспортная отрасль в целом и не страдал карман наших горожан. Принцип очень простой, покупая транспортную карту на фиксированное число поездок, больше ездишь, меньше платишь. Причем, доступной остается и цена для тех, кто обходится без транспортных карт.

Радует и то, что технический прогресс уже не остановишь. Сейчас на подходе уже новый этап, когда уже можно будет не идти куда-то пополнять или покупать транспортные карты, а оплатить с любой банковской карты хоть «Визы», «Мастер-кард» или «Мир», а также провести оплату через QR-код, поддерживающими приложения мобильными устройствами.

И, самое главное, у нас появится серверная транспортная карта с доступным тарифом. Её можно будет приобрести как в пластиковом исполнении, так и установив через приложение в виртуальном образе и привязав к счёту мобильного телефона или любой банковской карте. И оплачивать в автобусе, допустим, просто приложив телефон.

В данное время приобретено новое оборудование, оно уже установлено практически на 70 % автобусов. Пока идет тестирование нового программного продукта и установка оборудования. Запуск планируем с 1-го ноября.

-- Чем по праву может гордиться работник городского маршрутного транспорта?

-- У нас единственный регион в России, где наши заслуженные люди, льготники, люди с инвалидностью могут получить стопроцентную льготу на любом городском автобусе независимо от его формы собственности. По стране это правило действует в усеченном виде только на муниципальном транспорте.

Мы, транспортники, гордимся тем, что у нас в Якутске школьники с 1-го по 4-й классы передвигаются в городских автобусах совершенно бесплатно. Или тем, что такого количества подвижного состава, который выходит на улицы Якутска, нет ни в одном городе Дальнего Востока.

В нашем городе с официальным населением в 300 тысяч жителей только на город ежедневно выходит 450 автобусов. Если сравнивать с Хабаровском, где населения ровно в два раза больше, то там выходит всего 520 единиц.

-- Спасибо за обстоятельное интервью.

Николай СЕРГЕЕВ.

РИГ SAKHAPRESS.RU

Наш канал в Telegram