14:37 22.02

Страшнее, чем кино: кого на самом деле любила, ненавидела и убивала помещица Салтычиха

РИГ SAKHAPRESS.RU Экранизировали биографию самой жестокой женщины в русской истории – безжалостной помещицы Дарьи Салтыковой.

В основу стартовавшей на телеканале «Россия-1» многосерийной драмы «Кровавая барыня» с Юлией Снигирь в главной роли легла биография самой жестокой женщины в русской истории – безжалостной помещицы Дарьи Салтыковой

Как только не называли Дарью Салтыкову, вошедшую в историю под именем Салтычихи, современники и потомки – «черной вдовой» и «черной злодейкой», «сатаной в юбке», «дворянкой-садистской», «серийной убийцей», «кровавой помещицей», «троицкой людоедкой», «маркизом де Садом в женском обличьи»… Ее имя много десятилетий произносили с содроганием, а императрица Екатерина Великая в приговоре злодейке, который она лично переписывала несколько раз, даже избегала называть эту женщину-монстра «она».

История, рассказанная режиссером Егором Анашкиным в новом сериале «Кровавая барыня», близка к тому, что произошло в реальной жизни, но во многом мягче, чем суровая действительность. Потому что, если бы режиссер экранизировал самые страшные зверства, которые, как рассказывают, учиняла Салтычиха, – фильм, скорее всего, просто бы запретили.

Леди Макбет Подольского уезда

В сериале «Кровавая барыня» Дарья Салтыкова в исполнении Юлии Снигирь страстно влюблена вначале в родственника своего ненавистного мужа, затем – в Николая Тютчева (Влад Соколовский)

Дочь столбового дворянина, потомка петровского сподвижника Николая Иванова, Дарья стала Салтыковой в 20 лет, выйдя замуж за ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Салтыкова. Это был типичный брак для своего времени – два знатных рода объединились, чтобы преумножить богатство. Особых свидетельств ненависти к мужу, равно как и адюльтера со стороны молодой жены, правдоподобно показанных в фильме «Кровавая барыня», историкам не попалось. Точно так же остается неизвестным, от чего глава семейства скончался через шесть лет брака, оставив 26-летнюю вдову с двумя сыновьями на руках – и огромными деньгами. Впоследствии возникали версии, что Салтыкова сама избавилась от мужа, но они историкам кажутся беспочвенными.

Так как ее мать (которая в реальности вовсе не была маньячкой-убийцей) и бабка жили в монастыре и отказались от семейного состояния, Дарья Николаевна оказалась баснословна богата. В ее владении было около 600 душ, обширные поместья в Вологодской, Костромской и Московской областях, несколько усадеб, в том числе в подмосковном селе Троицкое Подольского уезда, где она проводила большую часть времени. В Москве, в районе Кузнецкого моста, у нее был шикарный особняк.

Вдова вела светский образ жизни и одновременно слыла очень набожной – несколько раз в год совершала паломничество к святыням, не жалела денег на церковные нужды. О страшных «забавах» Салтычихи стало известно лишь спустя несколько лет. В 1762 году двое крестьян, потерявших от рук помещицы нескольких жен одну за другой, смогли передать жалобу на 32-летнюю помещицу-садистку .

Было начато расследование – и стали открываться ужасающие подробности. Крестьяне жаловались на хозяйку уже около пяти лет, но благодаря связям знатной помещицы бумагам ход не давали, а судьба жалобщиков оказывалась незавидной – одних за клевету наказывали кнутом и отправляли в Сибирь, другие, по возвращении, попадали в руки жестокой хозяйки – и исчезали. Всего следствию удалось обнаружить бесследное исчезновение 138 крепостных душ.

Таинственная страсть

По рассказам свидетелей, свои садистские наклонности Салтычиха начала проявлять примерно через полгода после смерти мужа. В фильме «Кровавая барыня» показывается, что первые признаки психического заболевания проявились у помещицы еще в раннем детстве – но историки таких свидетельств не нашли. Впрочем, режиссер отмечает, что он не ставил своей целью снять исторический фильм, «Кровавая барыня» — это, скорее, страшная сказка.

В сериале «Кровавая барыня» мужа Салтыковой сыграл Федор Лавров. Кадр из сериала

По всей видимости, Дарья Салтыкова начала «трогаться» умом именно после смерти супруга. По версии современной психиатрии, у нее была эпилептоидная психопатия – расстройство психики, при котором у человека часто случаются «приступы» садизма и немотивированной агрессии.

Первые жалобы на ее зверства, которые были уже далеко не единичными, датируются 1757 годом. С каждым годом Салтычиха становилась все более жестокой и изощренной. По рассказам крепостных, она секла их до смерти – а если уставала, передавала кнут или плеть помощникам — гайдукам, вырывала у женщин волосы на голове или поджигала их, клеймила уши молодух каленым железом, обваривала кипятком, замораживала до смерти на морозе или в ледяном пруду зимой, даже хоронила заживо.

Особенно часто жертвами Салтычихи становились молодые девушки, служившие в доме, – злость помещицы могла вызвать, скажем, неправильно прибранная постель или плохо подметенный пол. Провинившихся она нередко забивала прямо на месте. Есть версия, что помещица испытывала к красивым женщинам сексуальное влечение. Эта страсть пугала ее, разрушала психику – и заставляла идти на преступления.

Между тем, известно о вполне «нормальной» любви Дарьи Салтыковой, которая также чуть не закончилась преступлением. Однажды объектом ее страсти стал инженер-землемер Николай Тютчев, дед знаменитого русского поэта. А после того, как он женился на другой, злодейка решила расправиться с ним и разлучницей. Она несколько раз планировала их убийство – но каждый раз ее планы срывались.

Рисунок из книги начала ХХ века, изображающий зверства помещицы Салтычихи

Дело о пропавших душах

Самый страшный слух, который распространяли о помещице Салтыковой, – что она пила кровь юных девушек и была людоедкой. Этим, мол, объяснялось то, что тел или захоронений большинства душ, числившихся бесследно пропавшими, во время следствия, которое длилось больше пяти лет, обнаружить так и не удалось. Все дело строилось на рассказах крепостных.

Тем не менее следствие сочло доказанными 38 случаев убийств и пыток дворового люда. Этого было достаточно, чтобы отправить Дарью Салтыкову на плаху.

Есть версия, что громкое дело Салтычихи было выгодно Екатерине Великой и ее сторонникам – чтобы морально ослабить Салтыковых и не допустить даже гипотетической возможности занять русский престол представителям немецкой династии Вельфов, к которой принадлежали трое трагически погибших русских императоров (Петр II, Петр III и Иван VI) и которая состояла в родстве с Салтыковыми. Поэтому, вполне возможно, что историю преступлений помещицы могли раздуть.

В самый последний момент Екатерина заменила смертную казнь пожизненным заключением в особой, «покаянной» подземной камере – без света и общения с людьми. Помещицу императрица именовала не иначе, как «он» — историки считают, что таким образом Екатерина лишила ее не только дворянства, но и права зваться женщиной.

Через 11 лет Салтычиху перевели в камеру с окном, также к месту ее заключения стали допускать посетителей – посмотреть на злодейку через решетку. В последние годы своей жизни узница уже вела себя как настоящая сумасшедшая – громко бранилась, плевалась, пыталась тыкать в зевак палкой.

А была ли красавица?

Франсуа Юбер Друэ, «Портрет графини Дарьи Чернышовой-Салтыковой», 1762 год. Этот портрет долгое время считался портретом Салтычихи

Внешность Салтычихи – еще одна тайна за семью печатями. В фильме «Кровавая барыня» ее играет темноволосая стройная красавица Юлия Снигирь. По свидетельствам современников, в юности Дарья Иванова-Салтыкова действительно была очень хороша собой. Но вот как она выглядела – доподлинно не известно.

Чаще всего за портреты Дарьи Николаевны Салтыковой принимали многочисленные портреты ее тезки и родственницы по мужу Дарьи Петровны Салтыковой, урожденной Чернышевой, супруги генерал-фельдмаршала Ивана Петровича Салтыкова, которая была младше помещицы на 9 лет.

Августин Христиан Ритт, «Портрет графини Дарьи Петровны Салтыковой», 1794 год, еще один портрет якобы Салтычихи

Уже в наше время историкам удалось доказать, что все портреты, которые считались портретами Салтычихи, на самом деле изображают других женщин. Сохранились свидетельства видевших Салтыкову уже в преклонном возрасте, во время ее заточения – они рассказывали, что она «была полной женщиной».

Еще один портрет авторства Друэ, ошибочно признаваемый за портрет Дарьи Салтыковой, на самом деле портрет жены художника

Что удивительно – душегубка, отличавшаяся отменным здоровьем, дожила до 71 года. Похоронили Дарью Салтыкову на кладбище Донского монастыря, рядом с родными. Но навещать ее могилу желающих не было.

teleprogramma.pro

teleprogramma.pro
Наш канал в Telegram