SAKHAPRESS 28 мая исполняется ровно год с того дня, как Егор Борисов сложил полномочия Ил Дархана, а временно исполняющим обязанности Главы республики Кремль назначил Айсена Николаева. И хотя до сентябрьского единого дня голосования было ещё несколько месяцев, все понимали, что реальной альтернативы вчерашнему мэру города Якутска, ставку на которого сделал федеральный центр, нет.
Егор Борисов, объясняя причины свой добровольной отставки, заявил, что избранный новый Президент России Владимир Путин поставил очень амбициозные задачи, и в интересах Якутии, чтобы реализацию новых программ и задач начали более молодые и энергичные люди. Можно много рассуждать о том, насколько он был искренен при этом, ведь до конца срока на посту главы региона ему оставался всего год, но мы должны уважать выбор человека, который руководил республикой в течение долгих восьми лет.
Журналисты любят круглые даты. В этот момент можно подвести промежуточные итоги, остановиться в суматохе дел, когда одна новость налезает на другую, чтобы оглянуться назад и оценить итоги проделанной работы. Год Айсена Николаева на посту Главы республики – сначала как врио, а потом всенародно избранным Ил Дарханом, как раз из серии таких замечательных поводов.
Для самого молодого руководителя республики в новейшей истории Якутии, коим является Айсен Николаев, год был чрезвычайно насыщенным. Потребуется немало страниц, чтобы хотя бы обозначить основное, что он успел сделать со своей командой за это время. Но, как говорил небезызвестный Козьма Прутков, нельзя объять необъятное и потому мы попробуем рассмотреть лишь одно из направлений, где, по нашему мнению, ему удалось добиться прорывного для глобального развития Якутии решения. Речь, разумеется, идёт о включении восьми улусов республики в Арктическую зону Российской Федерации.
Министерство как предчувствие
Надо полагать, что, когда Айсен Николаев в конце прошлого года издал указ «О Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия)», он внутренне чувствовал готовящиеся масштабные преобразования на федеральном уровне по отношению к Арктике. Ведь медийное сообщество, близкое к окружению Владимира Путина, стало настойчиво продвигать мысль о том, что Россия, активно осваивая Арктику, преследует стратегическую цель – стать частью глобальных транспортных потоков из Азии в Европу. «Без этого России не выжить в меняющемся глобальном мире. Глобализация не уходит – она меняет контуры, и для России тут возникает уникальное окно возможностей», – отмечали они.
Многие эксперты высказывались о принятии новой Стратегии развития российской Арктики. Она должна объединить мероприятия как национальных проектов и государственных программ, так и инвестиционные планы инфраструктурных компаний и программы развития арктических регионов и городов. И в этом плане создание регионального министерства по развитию Арктики смотрится вполне логичным шагом. Тем более, что сам Николаев, объясняя причины создания новой структуры, сказал, что она будет заниматься всеми вопросами, которые есть в арктической зоне. «Если проводить параллель с федеральной структурой власти, то это будет якутский аналог Минвостокразвития», – подчеркнул глава республики.
Разумеется, ни о какой новой структуре специально под Александра Саввинова, сенсационно проигравшего выборы на пост главы столицы республики, речи и не могло быть. Хотя именно к этому мнению были предрасположены многие критики новой власти. Кроме того, Айсен Николаев понимал, что в рамках данного направления, многолетнюю работу по включению восьми районов республики в Арктическую зону России надо завершить, и настало самое время ее решить.
Последующие шаги Айсена Николаева показали, что он находится в мейнстриме всех федеральных законопроектов по отношению к Арктике. Но если Москва намерена подготовить до конца года закон о льготах лишь для компаний, работающих в Арктическом регионе, то Якутия пошла дальше. Уже в марте глава Якутии Айсен Николаев поручил правительству подготовить законопроект об освобождении физических лиц арктических районов от уплаты тех налогов, которые находятся в ведении республики. Это земельный и транспортный налоги, налог на имущество. Возмещение выпадающих доходов муниципального бюджета возьмёт на себя бюджет республики. Так, в частности, уже в этом году жителей якутской Арктики освободят от транспортного налога. Министр экономики республики Майя Данилова сообщила, что законопроект подготовлен, и в июне должен быть рассмотрен Ил Тумэном. Обнуление налогов коснется всех 13 арктических районов.
И всё-таки они в Арктике!
Итак, десятилетняя – по утверждению старожилов якутской политики, борьба северных территорий Якутии за место под арктическим солнцем завершилась полным триумфом республики – личной победой Айсена Николаева. Благодаря указу Путина все 13 районов Якутии будут учтены в разработке Стратегии развития Арктической зоны. Этот личный дипломатический успех главы республики по праву разделяют его предшественники, начавшие эту работу, а также все те, кто имеет к этому непосредственное отношение.
Немного географии:
Владимиру Путину уже не привыкать перекраивать различные карты, и он 13 мая 2019 года одним росчерком пера изменил географию Арктической зоны РФ, включив в её состав восемь районов Якутии. Это Абыйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Оленекский, Среднеколымский и Эвено-Бытантайский улусы.
Это огромная территория, площадь которой составляет без малого 1.014.900 кв. км., то есть ровно треть всей Якутии! На этой площади могли бы уместиться ровно две Испании, или три Германии, или четыре Великобритании.
Ранее в состав Арктической зоны входили территории лишь пяти прибрежных к Северному ледовитому океану районов республики: Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Нижнеколымского и Усть-Янского. Их общая площадь составляет 593.900 кв. км. Таким образом, площадь всех тринадцати арктических районов равняется 1.608.800 кв. км. – это 52,2% всей территории Якутии! Правда, якутский Север крайне безлюден – численность населения 13 арктических районов по состоянию на 1 января 2019 года составила всего 67.714 человек.
Теперь в Арктическую зону РФ входят территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Коми, 13 районов Республики Саха (Якутия), города Норильска, двух районов Красноярского края, муниципальных образований Архангельской области. Кроме того, к российской арктической зоне относится часть островов и архипелагов Северного Ледовитого океана.
Галина Данчикова, депутат Госдумы:
«Принятое главой государства решение является прорывным для социально-экономического развития северных территорий Якутии, которые смогут развиваться наравне с другими арктическими районами, где нужно поднимать на новый уровень транспортную инфраструктуру, создавать минерально-сырьевые центры для рационального использования природных ресурсов, реализовывать большие промышленные проекты».
Пётр Гоголев, спикер Ил Тумэна:
«Владимир Путин, выступая на пленарном заседании V Международного арктического форума «Арктика – территория диалога», заявил, что новая стратегия развития российской Арктики до 2035 года будет принята уже в этом году… В России, владеющей самой большой по площади арктической территорией, нет базового федерального закона об Арктической зоне, и не было четкого понимания состава арктической территории страны».
Владимир Членов, народный депутат республики:
«Все эти годы мы, жители Якутии, были в недоумении, почему, например, Карелия – это арктический район страны, а Полюс Холода - Верхоянск, Эвено-Бытантай, Мома - нет. Наконец, несправедливость, вызванная абсолютно бюрократическим подходом при формировании таких серьезных документов, устранена. Указ Владимира Путина стал для нас настоящим бальзамом на душу. Теперь население якутской Арктики ждёт от федерального центра «понятную и жизнеспособную» стратегию развития Арктики».
Евгения Михайлова, и.о. ректора СВФУ:
«Это результат большого труда очень многих людей, и, в первую очередь, руководителей республики… Принимали участие многие структуры Правительства республики, в том числе Центр стратегических исследований Якутии. Была проведена значительная интеллектуальная работа на предмет соответствия требованиям критериев МЭР РФ. При том, что некоторые федеральные эксперты, привлеченные министерством регионального развития РФ, изначально дали отрицательные заключения на наше предложение о включении в состав территории Арктической зоны дополнительно восьми улусов».
По законам арктического времени
Но пока это лишь общие слова, а людям необходимо с цифрами на руках, а главное – реальным улучшением жизни на местах показать и доказать, что стояло за твёрдой многолетней позицией руководства республики по данному вопросу. Какие реальные преобразования ждут якутян?
Как отметили в региональном Министерстве по развитию Арктики, уже в этом году будет принята новая федеральная стратегия развития Арктики до 2035 года. Она должна объединить мероприятия как национальных проектов и государственных программ, так и инвестиционные планы инфраструктурных компаний и программы развития арктических регионов и городов.
По поручению Владимира Путина по ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы необходимо вывести на уровень не ниже среднероссийского.
В рамках госпрограмм по развитию Арктики будут внедрены инструменты поддержки инвестиций. Речь идет о льготных ставках на прибыль, о понижающих коэффициентах по налогу на добычу полезных ископаемых и заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость, об упрощённом порядке предоставления земельных участков и неизменности условий реализации инвестиционных проектов.
В рамках реализации нацпроектов в Арктической зоне будут происходить преобразования в образовательной и научных сферах, транспортной доступности и здравоохранении. Айсеном Николаевым отстаивается решение о создании научно-образовательного центра, функционирующего по сетевому принципу, работа которого охватит все 13 арктических районов Якутии.
Вячеслав Штыров, Государственный советник Республики Саха (Якутия):
«Теперь предстоит задача включиться в работу над новой редакцией стратегии развития Арктической зоны РФ, проекта федерального закона об опорных зонах развития в Арктической зоне РФ.
Включенные в состав Арктической зоны Российской Федерации улусы обладают серьезным промышленным потенциалом. Здесь находится Томторское месторождение редкоземельных металлов, есть запасы алмазов, золота, олова, угля, углеводородов и других полезных ископаемых. Все эти месторождения нужно развивать, и создаваемая система преференций для арктических территорий позволит сделать это.
Нельзя забывать и о развитии традиционных занятий коренных малочисленных народов Севера – оленеводства, рыболовства, охоты. Должна быть продолжена работа по сохранению биологического разнообразия и расширению особо охраняемых природных территорий».
Александр Воротников, аналитик Экспертного центра ПОРА (Проектный офис развития Арктики), доцента РАНХиГС:
«Обсуждение этого вопроса шло несколько лет. И достаточно странно, что территории со схожими условиями имели разный статус. Теперь возможности по развитию Арктической зоны республики получат новый импульс. Правительство может более целенаправленно и системно развивать Арктическую зону Якутии, используя программные методы, в частности, по развитию транспортной инфраструктуры, созданию условий для развития социального предпринимательства и арктического туризма. Новый статус восьми северных районов распространит на них действие нового закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», который подготовлен Минвостокразвития по поручению президента. Без всякого сомнения, новый закон позволит привлечь новые инвестиции и инвесторов в развитие регионов Арктической зоны республики».
* * *
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сказать, что расширение Арктической зоны Якутии накануне принятия новой Стратегии развития российской Арктики до 2035 года позволяет республике решить многие вопросы на уровне федерального центра, накопившиеся десятилетиями. Права вице-премьер правительства республики Ольга Балабкина, когда утверждает, что увеличение территории Арктической зоны возлагает огромную ответственность на органы власти Якутии. Это касается, прежде всего, необходимости формирования нормативно-правовой базы по закреплению арктических особенностей в действующем законодательстве Российской Федерации.
Правы и те, кто утверждает, что альтернативы государственной финансовой поддержке в Арктике нет. Все возможности развития Арктики связаны с финансированием. Жители Арктики ждут государственные преференции в развитии своих родных языков и культуры, решения в виде субсидированных рейсов – вполне конкретные и осязаемые вещи. И над этим надо начинать работать уже сегодня.
Перед республикой стоят большие задачи, но недаром наиболее авторитетные исследователи проблем целеполагания профессора Эдвин Лок и Гэри Лэтем утверждают, что:
- постановка сложных целей неизменно приводит к более высоким результатам по сравнению с ситуациями, когда от людей просто требуют стараться изо всех сил; - высокая планка целей порождает больше усилий со стороны исполнителей, нежели низкая, а самой сложной из всех сложных целей соответствуют наибольшие усилия и наилучшие результаты; - жёсткие сроки приводят к более быстрому выполнению работы, чем гибкие.
Первый год работы Айсена Николаева и его команды в аспекте рассмотренной темы наглядно показывает, что курс взят правильный. Теперь, главное не терять набранных темпов.
Алексей АМБРОСЬЕВ – Сиэн МУНДУ.
Писатель, переводчик, публицист.
SAKHAPRESS
Фото из открытых источников.