SAKHAPRESS В Госсобрании (Ил Тумэн) 9 декабря состоялось совещание рабочей комиссии по депутатскому расследованию ситуации по авиационным перевозкам в отдельных улусах (районах) Якутии, в том числе в Арктической зоне республики.
В совещании приняли участие руководитель комиссии, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Игорь Григорьев, заместитель – Виктор Федоров, секретарь – Евгений Перфильев, члены комиссии - народные депутаты Якутии Андрей Николаев, Павел Петров, Аркадий Семенов, Любовь Явловская.
Также на совещание приглашены министр транспорта и дорожного хозяйства республики Александр Тарасов, руководитель Департамента воздушного транспорта Алексей Борисов, председатель Государственного комитета по ценовой политике Антонина Винокурова, аудитор Счетной палаты РС(Я) Семен Олесов, представители авиакомпаний «Якутия» и «Полярные авиалинии», ФКУ «Аэропорты Севера», ООО ТЗ «АэропортГСМСервис», АО «Саханефтегазсбыт», Управление федеральной антимонопольной службы России по РС(Я).
Народный депутат Якутии Виктор Федоров направил 5 июня 2019 года в адрес председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Петра Гоголева письмо с предложением назначить депутатское расследование.
Председатель комиссии Игорь Григорьев напомнил, что 23 мая 2019 года прошел круглый стол на тему «Проблемы развития и функционирования воздушного транспорта Республики Саха (Якутия)», где было рекомендовано провести проверку цен на авиакеросин. В ходе Х (очередного) пленарного заседания было принято постановление о создании рабочей комиссии по депутатскому расследованию.
По информации двух авиаперевозчиков – авиакомпаний «Якутия» и «Полярные авиалинии», цены на авиаперелеты формируются за счет шести составляющих в виде аэропортовых сборов, цены за ГСМ, поддержания летной годности, лизинга, сухого летного часа, аэронавигации и метеообслуживания.
Себестоимость полетов на примере рейса «Якутск – Батагай» представил Андрей Корякин, и.о. генерального директора АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии». По его словам, стоимость тарифа состоит из: сухой летный час – 34%, расходы на ГСМ – 33%, аэропортовые сборы – 31%, оставшиеся 2% – расходы на аэронавигацию.
«Раньше была еще одна составляющая в виде налога на добавленную стоимость, которую мы также распределяли. Но, благодаря усилиям правительства республики, этот НДС был обнулен, поэтому данная структура распределилась на три части. Грубо говоря, по 33% распределились затраты на аэропортовые сборы, ГСМ и сама себестоимость летного часа авиакомпании», - пояснил он.
Информацию по аэропортовым сборам поддержал генеральный директор АО «Авиакомпания «Якутия» Владимир Горбунов. «Знаете, во сколько раз стоимость сборов выше в «Аэропортах Севера», чем, например, в Хабаровске или во «Внуково»? В 11 раз. Во «Внуково» 210 рублей за тонну, а у нас 2440 за тонну в Жиганске или Чокурдахе, например. Эту стоимость раскидывают на наш полет, на билет. Сейчас при Правительстве РФ создана группа, которая вносит предложение по выделению 6,5 млрд рублей казенным аэропортам, чтобы эти четыре ставки обнулить. Мы надеемся, что в этом случае ситуация значительно изменится», - сообщил он.
Народный депутат Якутии Павел Петров внес предложение рассмотреть вопрос по аэропортовым сборам и разобраться с поставщиком топлива.
Между тем, по мнению Андрея Корякина, достаточно сделать АО «Саханефтегазсбыт» единственным перевозчиком топлива с соответствующим уставным капиталом, тогда ситуация может стабилизироваться. «Авиакомпании занимаются всей логистикой, начиная от закупки топлива на аукционах, заканчивая перевалкой и транспортировкой. Это излишняя и затратная часть финансовых ресурсов», - добавил он.
Однако при этом он отметил, что необходимо продолжить работу по предоставлению субсидий из госбюджета на социальные пассажирские авиаперевозки. Так, по его словам, на территории Якутии с 2009 года действует госпрограмма субсидирования авиаперевозок из средств республиканского бюджета для пассажиров РФ в возрасте до 23 лет (включительно) и старше 55 лет, для детей от 2 до 12 лет.
Если смотреть показатели за последние три года, то в 2017 году данная республиканская инициатива была реализована для специальной категории пассажиров указанной возрастной категории со скидкой в 50%, половину стоимости оплачивала республика.
«Была выделена субсидия для нашей компании в размере около 60 млн рублей. Мы по этим специальным тарифам перевезли 5500 пассажиров. Дальше, в 2018 году из запланированных 60 млн рублей субсидия была сокращена до 20 млн рублей. В итоге мы перевезли по этому тарифу только 1700 человек, в три раза меньше. В 2019 году выделили около 30 млн рублей и мы перевезли уже 3400 пассажиров», - объяснил он.
К слову, премьер-министр республики Владимир Солодов во время заседания межфракционной группы парламента 10 декабря озвучил намерение вынести на обсуждение вопрос об увеличении финансирования межулусных и внутриулусных авиаперевозок на уровень Президента РФ.
«Республика готовит обоснование по данному вопросу и в ближайшие дни мы намерены внести этот вопрос на совещание при Президенте РФ по субсидированию внутрирегиональных перевозок. Мы хотим, чтобы республика вошла как пилотный регион, готовим обоснования о необходимости увеличения финансирования межулусных и внутриулусных перевозок. Точно мы гарантируем, что уменьшения не будет, при этом фронтально мы ведем работу по увеличению доступности авиационных перевозок, в том числе санавиации», - сказал он.
Между тем, в ходе заседания комиссии по расследованию авиационных перевозок народные депутаты Любовь Явловская, Виктор Федоров, Павел Петров, Андрей Николаев, Аркадий Семенов выступили с предложениями о рассмотрении вопросов, связанных с формированием аэропортовых сборов в Якутии, о безопасности полетов, качестве облуживания полетов, обеспечения топливными ресурсами, разобраться с себестоимостью авиаперелетов и привлечению экспертов – специалистов к работе комиссии.
Дано задание направить запросы о собственных расходах АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» и АО «Авиакомпания «Якутия», исходя из стоимости сухого летного часа. Сюда должны войти расходы на обслуживание воздушных судов в аэропортах (аэропортовые сборы) и расходы на аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации, расходы по метеорологическому обслуживанию в ФКУ «Аэропорты Севера», в АО «Аэропорт Якутск», Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия), Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия). Кроме того, предоставить информацию о расходах на авиационные горюче-смазочные материалы в ООО ТЗК «Аэропорт ГСМ сервис», АО «Саханефтегазсбыт», расходы на аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации, расходы по метеорологическому обслуживанию.
Также внесено предложение о продлении депутатского расследования до мая 2020 года.
Пресс-служба Ил Тумэна