По итогам двух месяцев года ВТБ выдал в ДФО более 300 автокредитов на 366 млн рублей. По числу сделок это в 2,5 раза выше результата за аналогичный период прошлого года, а по объему – рост более чем вдвое.
Регионами-лидерами по сумме выданных на Дальнем Востоке средств на покупку машин в феврале стали Приморский и Хабаровский края (113 млн и 86 млн руб соответственно), а также Амурская область (56 млн).
По стране в целом ВТБ выдал в январе-феврале более 11 тысяч автокредитов на 13,4 млрд рублей. Это на 24% выше количества сделок в 2022 году и сопоставимо по объему. Всего российские банки выдали с начала года около 155 млрд рублей автокредитов, причем в феврале этот показатель вырос на 6% по сравнению с январем.
По оценкам банка, в марте активность заемщиков продолжит расти на фоне наращивания объемов производства отечественного автопрома и расширения списка импортируемых марок автомобилей. В ВТБ более трети от общего объема выдач автокредитов в феврале составили российские транспортные средства – за год их доля выросла вдвое. На машины из Китая приходится 21% сделок, что также в два раза превышает значения февраля прошлого года. Доля автомобилей из других стран ожидаемо сократилась и составила 45% в сравнении с 72% годом ранее. Среди отечественных марок лидерство сохраняет Lada – на нее приходится треть всех выдач в ВТБ. Среди китайских брендов первое место перешло к Omoda (10% продаж автокредитов).
В структуре выдач растет доля автомобилей с пробегом: в феврале на них пришлась треть всех сделок – вдвое больше, чем год назад (15%). Кредиты на новые автомобили занимают 43% выдач (против 79% годом ранее). Доля беззалоговых автокредитов выросла относительно аналогичного периода прошлого года в четыре раза, с 6% до 24%.
Средний чек кредита на покупку машины превысил в ВТБ 1,2 млн рублей, увеличившись за год на четверть. На Дальнем Востоке этот показатель, напротив, снизился на 10% и также составил 1,2 млн руб. В целом, по данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), за год средняя стоимость новых российских легковых автомобилей выросла на 31%, достигнув в феврале 1,3 млн рублей. Цены на автомобили Lada приросли на 20% и составили 1,1 млн рублей. Средний чек китайских машин за год увеличился в 1,5 раза и превысил 3 млн рублей. Больше всего подорожали Chery (+57%) и Geely (+56%). Меньше всего выросли в цене Haval – на четверть.
Средние цены на автомобили с пробегом за год также продемонстрировали рост. Согласно отчету НАПИ, автомобили китайских марок в среднем подорожали за год в 1,7 раза. Цены на подержанные российские автомобили росли не такими высокими темпами – за прошлый год прирост составил 16%. За последние месяцы их стоимость сохранилась примерно на одном уровне 450-470 тысяч рублей.
«Показатели автокредитования демонстрируют, что рынок транспорта в России стабилизировался и вышел на траекторию роста. В феврале он еще не достиг значений 2022 года, когда спрос на покупку машин был на пиковых значениях, но уже в марте мы увидим положительную динамику. Это позволит нарастить рынку объемы квартальных выдач год к году. В дальнейшем спрос на автокредиты будет стимулировать расширение поставок в Россию автомобильных зарубежных брендов, особенно азиатских, а также увеличение производства отечественного автопрома, в том числе ожидаемое возобновление продаж флагманской модели Lada», – прокомментировал вице-президент, начальник управления организации продаж автокредитов ВТБ Владимир Высоцкий.