В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 25 мая 2023 года состоялись публичные слушания на тему «О проекте закона Республики Саха (Якутия) «Об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2022 год».
Публичные слушания были проведены в формате расширенного заседания постоянного комитета по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации.
Прямая трансляция велась на официальном youtube канале Государственного Собрания (Ил Тумэн).
С основным докладом на публичных слушаниях выступил министр финансов Республики Саха (Якутия) Валерий Жондоров.
Он сообщил, что государственный бюджет республики в 2022 году уточнялся четыре раза. Для сравнения, в 2021 году он был уточнен три раза.
Подробнее с текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.
Первое уточнение бюджета республики в 2022 году было связано с уточнением прогнозных показателей главных администраторов доходов государственного бюджета региона, изменением источников финансирования дефицита на 2022 год, наличием остатков средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2022 года, внесением изменений в Программу государственных заимствований Республики Саха (Якутия) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, внесением изменений в Программу государственных гарантий Республики Саха (Якутия) на 2022-2024 годы, внесением изменений в Программу предоставления и плана возврата бюджетных кредитов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, уточнением отдельных направлений, в целях финансового обеспечения первоочередных и социально значимых расходов.
Второе уточнение было подготовлено в связи с уточнением прогнозных показателей главных администраторов доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), изменением источников финансирования дефицита на 2022 год, внесением изменений в Программу государственных гарантий Республики Саха (Якутия) на 2022-2024 годы, внесением изменений в Программу предоставления и плана возврата бюджетных кредитов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, уточнением отдельных направлений, в целях финансового обеспечения первоочередных и социально значимых расходов.
Третье уточнение произошло в связи с привлечением Республикой Саха (Якутия) бюджетного кредита из федерального бюджета для погашения долговых обязательств региона в виде обязательств по государственным ценным бумагам РС (Я), изменением источников финансирования дефицита бюджета на 2022-2024 годы, изменением Программы государственных заимствований Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, изменением Программы государственных гарантий на 2022 год, изменением Программы предоставления и плана возврата бюджетных кредитов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Четвертое уточнение государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2022 год было подготовлено в связи с вступлением в силу нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации по распределению субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, уточнением оценки прогноза основных показателей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в 2022 году, уточнением прогнозных показателей главных администраторов доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), уточнением безвозмездных поступлений, имеющих целевую направленность от государственных и негосударственных организаций, прочих целевых безвозмездных поступлений в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), внесением изменений в Программу государственных гарантий Республики Саха (Якутия) на 2022 год, изменением источников финансирования дефицита бюджета на 2022 год, уточнением отдельных направлений в целях финансового обеспечения первоочередных и социально значимых расходов.
Как сообщил министр финансов, в 2022 году объем поступивших доходов за год достиг в сумме 319 634 397,1 тыс. рублей, что составляет 100,3% к общему объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), утвержденному законом на 2022 год (в сумме 318 750 000,8 тыс. рублей).
Расходы бюджета были исполнены в объеме 329 971 155,7 тыс. рублей, или 92,3% к сводной бюджетной росписи государственного бюджета Республики Саха (Якутия) с учетом внесенных изменений (в сумме 357 547 397,5 тыс. рублей).
Государственный бюджет РС (Я) в 2022 году исполнен с дефицитом в сумме 10 336 758,6 тыс. рублей.
Доходы
По итогам 2022 года в доходную часть государственного бюджета Республики Саха (Якутия) поступило налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений в сумме 319 634 397,1 тыс. рублей или 100,3% от годовых прогнозных назначений. По сравнению с предыдущим годом, поступление доходов снизилось на 1 152 349,4 тыс. рублей (на 0,4%).
Исполнение доходной части за 2022 год характеризуется снижением собственных доходов.
Удельный вес налоговых и неналоговых поступлений к общему объему доходов государственного бюджета за анализируемый год составил 50,4% и снизился по сравнению с показателями 2021 года на 8,9%.
Структура поступлений основных налогов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в общем объеме налоговых поступлений за отчетный год сложилась следующим образом: 38,4% - обеспечены поступлениями налога на прибыль организаций, 23,1% - налога на доходы физических лиц, 18,9% - налога на добычу полезных ископаемых, 12,4% - налога на имущество организаций. Удельный вес вышеперечисленных поступлений в общем объеме налоговых доходов за отчетный год составил 92,7%.
Отмечено изменение структуры поступлений по видам налогов по сравнению с предыдущим годом.
На 2,1% снизилась доля поступлений налога на прибыль организаций, на 3,1% увеличилась доля поступлений налога на доходы физических лиц, на 2,9% возросла доля поступлений налога на добычу полезных ископаемых, на 4,5% снизилась доля поступлений налога на имущество организаций.
Налог на прибыль организаций за 2022 год поступил в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в сумме 57 571 647,6 тыс. рублей или 84,5% от бюджетных назначений (68 161 860,9 тыс. рублей) в том числе:
- налог на прибыль организаций, за исключением консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН), поступил в сумме 53 497 411,2 тыс. рублей или 91,4% от утвержденного плана (58 540 838,1 тыс. рублей);
- налог на прибыль организаций КГН в сумме 4 074 236,4 тыс. рублей или 42,3% от утвержденного плана (9 621 022,8 тыс. рублей).
Невыполнение плана на 10 590 213,3 тыс. рублей связано со снижением налогооблагаемой базы по крупным экспортно-ориентированным налогоплательщикам, возникновением и осуществлением возврата переплаты по причине роста внереализационных расходов вследствие принятия Федерального закона от 26.03.2022 №67-ФЗ (отмена правила начисления положительных курсовых разниц при сохранении отрицательных) и укрепления курса рубля.
По сравнению с 2021 годом (60 263 854,3 тыс рублей) поступление налога снизилось на 2 692 206,6 тыс рублей (4,5%), что в основном обусловлено снижением налогооблагаемой базы организаций – участников КГН в связи с ростом внереализационных расходов вследствие принятия Федерального закона от 26.03.2022 №67-ФЗ и укрепления курса рубля в течение 2022 года.
При этом по организациям, за исключением КГН, наблюдается рост поступлений, который в основном обусловлен: 1) увеличением налогооблагаемой базы предприятий угледобывающей и нефтедобывающей отраслей по причине роста цен на сырьевых рынках; 2) ростом ставки налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, для резидентов ТОСЭР – предприятий угледобывающей отрасли (с 0% до 10% в связи с истечением 5 лет с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений на территории опережающего социально-экономического развития); 3) изменением ставки налога на прибыль организаций для участников РИП (с 10% до 13,5% процента на следующие пять лет); 4) окончанием действия пониженной ставки в размере 13,5% и переходом с 1 января 2022 года на ставку 17% для организаций, государственная регистрация которых осуществлена на территории Республики Саха (Якутия) и основным видом деятельности которых является добыча сырой нефти.
Поступления по налогу на доходы физических лиц за 2022 год составили 34 574 972,2 тыс. рублей или 105,9% к годовым прогнозным показателям. По сравнению с предыдущим годом, поступления по налогу увеличились на 4 958 192,1 тыс. рублей или на 16,7% в связи с увеличением среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на одного работника по данным статистического отчета за январь-декабрь 2022 года на 13,3 процента.
За 2022 год поступления по сводной группе акцизов составили 9 438 671,7 тыс. рублей или 113,8% к годовым бюджетным назначениям. Увеличение к показателям за 2021 год составило 727 048,2 тыс. рублей или на 8,3%.
Наибольший удельный вес в сводной группе акцизов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) занимают акцизы на нефтепродукты – 85,2%.
Акцизы на нефтепродукты за 2022 год поступили в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в сумме 8 045 013,6 тыс. рублей. Бюджетное назначение (6 971 788,2 тыс. рублей) исполнено на 115,4%. По сравнению с 2021 годом (7 569 247,0 тыс. рублей) поступления увеличились на 475 766,6 тыс. рублей или на 6,3%. Рост поступлений связан с индексацией ставок акцизов на нефтепродукты, а также увеличением объемов реализации.
По итогам 2022 года поступления акцизов на алкогольную продукцию, пиво, этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию в бюджет республики составили 1 393 658,1 тыс. рублей или 105,1% от годового прогноза. По сравнению с показателями 2021 года поступления по акцизам на алкоголь увеличились на 251 281,7 тыс. рублей или на 22,0%.
За 2022 год поступления по налогу на имущество организаций составили 18 575 782,9 тыс. рублей или 101,3% к утвержденному годовому плану с перевыполнением годовых бюджетных назначений на 237 047,9 тыс. рублей. Снижение к уровню поступлений 2021 года составило 6 476 291,0 тыс. рублей (на 25,9%) в связи с уплатой в 2021 году налога по имуществу, входящему в Единую газовую систему, без учета возможного возврата по итогам камеральных проверок.
Поступления по транспортному налогу за 2022 год составили 1 162 615,8 тыс. рублей, от годового бюджетного назначения исполнение составило 102,5%. По сравнению с 2021 годом поступления увеличились на 164 868,3 тыс. рублей или на 16,5%. В том числе увеличение поступлений по транспортному налогу с физических лиц составило 181 092,6 тыс. рублей, уменьшение поступлений с организаций составило 16 224,3 тыс. рублей. На рост поступлений повлияло изменение ставок мощности транспортных средств свыше 200 л.с. на основании внесенных изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» от 30.11.2021г 2413-3 N737-VI.
Налог на добычу полезных ископаемых за 2022 год поступил в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в сумме 28 339 413,5 тыс. рублей, что составляет 99,8% от утвержденного плана (28 407 221,2 тыс. рублей).
По сравнению с 2021 годом (23 742 526,1 тыс. рублей) поступление налога увеличилось на 4 596 887,5 тыс. рублей или на 19,4%.
Налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов поступил в сумме 22 283 567,8 тыс. рублей. По сравнению с 2021 годом (18 135 079,8 тыс. рублей) поступление увеличилось на 4 148 488,0 тыс. рублей или на 22,9%, что обусловлено:
- ослаблением курса рубля по отношению к доллару США в феврале-апреле (курс за февраль 2022 года составил 77,4 руб./долл., за март 104,1 руб./долл., за апрель 77,9 руб./долл.);
- ростом средней цены реализации алмазной продукции;
Налог на добычу полезных ископаемых в виде угля поступил за 2022 год в сумме 910 689,0 тыс. рублей, что составляет 52,2% от утвержденного плана (1 745 773,2 тыс. рублей). Невыполнение плана в основном обусловлено возвратом переплаты, с предоставлением участником регионального инвестиционного проекта уточнённых налоговых деклараций за период 2020-2021 годы ввиду сохранения статуса РИП.
Рост по сравнению с поступлением 2021 года (857 520,3 тыс. рублей) на 53 168,7 тыс. рублей или на 6,2% связан:
- с увеличением объема добычи угля. По данным статистики рост объемов добычи угля за январь-декабрь 2022 года к аналогичному периоду 2021 года составил 21,5%.
- ростом коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля (по углю бурому с 2,646 до 2,910, по углю, за исключением антрацита, коксующегося и бурого, с 1,900 до 2,397);
- ростом расчетной ставки угля коксующегося в связи с изменением налогового законодательства (переход от фиксированной ставки налога к ставке зависимой от средней мировой цены на уголь и курса доллара США).
Поступление налога на добычу прочих полезных ископаемых составило 5 145 156,7 тыс. рублей. По сравнению с 2021 годом (4 749 926,0 тыс. рублей) поступление увеличилось на 395 230,7 тыс. рублей (+8,3%). Рост по налогу обусловлен уплатой налога некоторыми участниками РИП без применения понижающего коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, и ростом объемов добычи золота. По данным статистики рост объемов добычи золотосодержащих концентратов за январь-декабрь 2022 года к аналогичному периоду 2021 года составил 3,0%.
Поступления неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2022 год составили 11 200 981,1 тыс. рублей или 118,3% от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2021 годом поступления снизились на 30 357 461,6 тыс. рублей или более чем в 3 раза.
В структуре неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) наибольший удельный вес занимают:
Платежи при пользовании природными ресурсами – 29,2%,
Прочие неналоговые доходы – 11,0%,
Штрафы – 6,7%.
Поступления доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Российской Федерации за отчетный период при плане 633 498,5 тыс. рублей по итогам финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ за 2021 год поступило 633 654,6 тыс. рублей. Исполнение плана составило 100%.
Поступление доходов по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 33 234 074,9 тыс. рублей. В целях сохранения финансовой устойчивости АК «АЛРОСА» (ПАО) годовым общим собранием акционеров от 30.06.2022 года принято решение не объявлять о выплате дивидендов по результатам 2 полугодия 2021 года.
Поступления доходов по процентам, полученным от предоставления бюджетных кредитов внутри страны, за 2022 год составили 371 808,7 тыс. рублей или 101,2% к годовому плану. По сравнению с 2021 годом поступления по процентам увеличились на 126 287,4 тыс. рублей или на 51,4%.
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества, поступили за 2022 год в сумме 60 912,5 тыс. рублей или 101,4% от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2021 годом по данной группе доходов снижение составило 27 694,8 тыс. рублей (31,3%). Уменьшение поступлений связано с предоставлением льготы по арендным платежам субъектам малого и среднего предпринимательства и системообразующим предприятиям.
Поступления платежей при пользовании природными ресурсами за 2022 год составили 3 265 960,6 тыс. рублей или 98,2% к годовому плану. По сравнению с 2021 годом, поступления платежей при пользовании природными ресурсами снизились на 902 542,5 тыс. рублей.
Основная доля (95,2%) платежей при пользовании природными ресурсами приходится на разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, поступления по которым за 2022 год составили 2 840 462,5 тыс. рублей или 95,6% от годового план. По сравнению с поступлением за 2021 год (3 816 413,2 тыс. рублей) снижение составило 975 950,7 тыс. рублей (-25,6%), что связано с окончанием срока уплаты платежей по месторождению Нюрбинская с июня 2022 года.
Поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный год составили 218 230,4 тыс. рублей или 131,2% от годового плана. По сравнению с предыдущим годом поступления увеличились на 68 581,3 тыс. рублей или на 45,8%. Поступление платы за использование лесов составили 63 138,2 тыс. рублей или 137,0% к годовому плану. По сравнению с 2021 годом поступления снизились на 7 382,7 тыс. рублей.
За отчетный год поступления доходов от оказания платных услуг составили 137 087,7 тыс. рублей (81,5% к утвержденному годовому плану). По сравнению с предыдущим годом поступление увеличилось на 12 226,8 тыс. рублей (на 9,8%).
Поступления доходов от компенсации затрат государства за 2022 год составили 255 445,4 тыс. рублей (78,1% к утвержденному годовому плану). По сравнению с 2021 годом поступления снизились на 45 685,9 тыс. рублей (15,2%).
Поступления доходов от продажи материальных и нематериальных активов за 2022 год составили 29 022,6 тыс. рублей (160,9% к годовому плану), что на 23 927,6 тыс. рублей больше поступлений предыдущего года. Рост поступлений связан с реализацией в 2022 году недвижимого имущества и нематериальных активов, находящегося в собственности Республики Саха (Якутия).
Поступления штрафов, санкций, возмещение ущерба за 2022 год составили 749 477,7 тыс. рублей или 79,8% к годовому плану. По сравнению с предыдущим годом поступления уменьшились на 32 230,2 тыс. рублей или на 4,1%. Наибольшую долю поступлений от штрафов в отчетном году занимают денежные взыскания (штрафы) за правонарушения в области дорожного движения (44,7%) и денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (18,6%).
Поступления прочих неналоговых доходов за отчетный год в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) составили 1 228 522,9 тыс. рублей или 101,6% к годовому плану. Наибольший удельный вес в составе прочих неналоговых доходов занимают дополнительные платежи за пользование недрами в соответствии с условиями лицензии по месторождению Нюрбинская, которые поступили за 2022 год в сумме 1 209 400,0 тыс. рублей. Бюджетное назначение исполнено на 100,0%.
Сумма безвозмездных поступлений в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) за 2022 год составила 158 455 454,2 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с поступлениями 2021 года на 27 897 440,9 тыс. рублей (на 21,4%).
Общая сумма дотаций за отчетный год составила 59 798 293,7 тыс. рублей. Увеличение к предыдущему году составило 3 452 727,7 тыс. рублей (на 6,1%).
Общая сумма полученных субсидий за отчетный год составила 36 489 236,3 тыс. рублей и увеличилась к поступлениям за 2021 год на 12 910 656,1 тыс. рублей.
Субвенций поступило в сумме 7 184 706,9 тыс. рублей, со снижением к предыдущему году на 1 759 517,8 тыс. рублей. Поступление иных межбюджетных трансфертов снизилось на 4 618 572,6 тыс. рублей и составило 8 633 816,1 тыс. рублей.
Кроме того, за 2022 год в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) перечислены безвозмездные поступления от негосударственных организаций на сумму 11 182 750,9 тыс. рублей, в том числе 11 001 732,4 тыс. рублей – безвозмездные поступления от ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро». Годовые бюджетные назначения по данному виду доходов исполнены на 99,9%.
Безвозмездные поступления от государственных организаций за 2022 год составили 34 662 225,7 тыс. рублей, в том числе 34 662 125,7 тыс. рублей – безвозмездные поступления от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Годовые бюджетные назначения исполнены на 110,7%. По сравнению с 2021 годом поступления увеличились на 18 816 377,9 тыс. рублей.
За 2022 год произведен возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет в федеральный бюджет на общую сумму 251 169,8 тыс. рублей, получено в государственный бюджет доходов от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет в сумме 750 936,6 тыс. рублей.
Расходы госбюджета республики по сравнению с 2021 годом увеличились на 14,7 %
Уточненная бюджетная роспись расходов государственного бюджета на 2022 год составила 357 547 397,50 тыс. рублей. Кассовое исполнение расходов государственного бюджета за 2022 год составило 329 971 155,7 тыс. рублей, или 92,3 % от уточненной сводной бюджетной росписи. По сравнению с 2021 годом расходы бюджета увеличились на 14,7 процента, или на 42 366 357,7 тыс. рублей.
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в 2022 году по расходной части сформирован в структуре 27 государственных программ согласно Распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2021 г. N 948-р «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия)».
Расходы на реализацию государственных программ за 2022 год, предусмотренные сводной бюджетной росписью государственного бюджета, составляют 96,5 % расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия). В соответствии со сводной бюджетной росписью бюджетные назначения программных расходов запланированы в сумме 345 144 655,6 тыс. рублей. По состоянию на 1 января 2023 года расходы на реализацию государственных программ исполнены в сумме 318 228 644,1 тыс. рублей, или 92,2 процента от плановых назначений.
Государственные программы республики были распределены по 6 блокам: - высокий уровень жизни человека – 10 госпрограмм; - эффективное управление территориями – 6 госпрограмм; - глобально конкурентоспособные базовые отрасли экономики – 1 госпрограмма; - развитие несырьевой экспортно-ориентированной экономики – 4 госпрограммы; сохранение природы для будущих поколений и всего мира – 1 госпрограмма; - эффективная реализация стратегии – 5 госпрограмм.
Финансовое обеспечение реализации национальных проектов
В 2022 году в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в Республике Саха (Якутия) действует 11 национальных проектов. План на реализацию национальных проектов на 2022 год утвержден в сумме 70 845 526,3 тыс. рублей, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета в сумме 19 944 017,5 тыс. рублей;
- за счет средств государственного бюджета (на софинансирование) в сумме 1 229 967,3 тыс. рублей;
- за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в сумме 40 174 490,5 тыс. рублей;
- региональные проекты, направленные на достижение результатов федеральных проектов в сумме 9 497 051,0 тыс. рублей.
Исполнение на 1 января 2023 года составило в сумме 46 775 202,0 тыс. рублей или 66,0 процентов от уточненной росписи.
Наименьшее исполнение составило по национальному проекту «Жилье и городская среда» - 19 567 222,7 тыс. рублей или 46,8 процентов от уточненной росписи. В целях достижения результатов федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда» в Республике Саха (Якутия) реализуется региональный проект Республики Саха (Якутия) «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в соответствии с которым осуществляется реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». Кассовое исполнение расходов по данной программе осуществляется согласно установленным этапам программы и в отчетном 2022 году осуществлялось по этапу 2022 года, плановый срок завершения которого установлен до 31 декабря 2023 года, а также по переходящим этапам программы 2020 и 2021 годов.
Остатки средств, предусмотренных в 2022 году на финансовое обеспечение программы, на 01 января 2023 г. составили в общей сумме 22 248 571,51 тыс. рублей, включая средства ГК – Фонд содействия реформированию ЖКХ (ППК «Фонд развития территорий») в сумме 22 248 570,9 тыс. рублей, в том числе: 464 303,5 тыс. рублей – переходящий остаток средств этапа 2021 года в связи с поздним вводом объектов застройщиками и регистрацией жилых помещений; 11 101 572,05 тыс. рублей - средства этапа на 2022 год со сроком освоения до 31.12.2023 года; 10 682 695,96 тыс. рублей - средства этапа переселения 2023 годов со сроком освоения до 31.12.2024 года. Данные остатки средств программы будут восстановлены в установленном порядке в полном объеме в 2023 году.
Источники финансирования дефицита бюджета и расходы на обслуживание государственного долга на 1 января 2023 года
Уточненный план по источникам финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2022 год предусмотрен в сумме 34 538 672,8 тыс. рублей. На 01.01.2023 г. государственный бюджет Республики Саха (Якутия) исполнен с дефицитом в сумме 10 336 758,6 тыс. рублей или отношение дефицита к сумме налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета составило 6,4 %.
Наибольший удельный вес в структуре государственного долга в 2022 году составили обязательства по государственным ценным бумагам
Общий объем государственного долга РС (Я) на 1 января 2022 года составил 45 552 151,8 тыс. рублей.
Наибольший удельный вес в структуре долга на 1 января 2022 года составили обязательства по государственным ценным бумагам - 76,3 % и государственным гарантиям – 23,1 % общего объема долга. Задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета, составила - 0,6 % общего объема долга. Задолженность по кредитам кредитных организаций отсутствовала.
Общий объем государственного долга РС (Я) за 2022 год увеличился на 3 039 321,7 тыс. рублей и составил на 1 января 2023 года 48 591 473,4 тыс. рублей. Объем государственного долга не превышает верхнего предела государственного долга РС (Я), установленного на 1 января 2023 года Законом РС (Я) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в размере 53 381 749,0 тыс. рублей.
Наибольший удельный вес в структуре долга на 1 января 2023 года составили обязательства по государственным ценным бумагам – 58,7 % , по государственным гарантиям и по бюджетным кредитам составила – 23,3 % и 18 % общего объема долга.
В ходе публичных слушаний народные депутаты республики Алена Атласова, Елена Голомарева, Любовь Явловская, Владимир Чичгинаров задали Валерию Жондорову уточняющие вопросы, связанные с освоением средств по ряду государственных программ, по мерам, применяемым к министерствам в случае не освоения бюджетных средств, по реализации национальных проектов, межбюджетных трансфертов местным бюджетам, методике выравнивания бюджетной обеспеченности, долговой нагрузке региона.
В частности, было отмечено, что неосвоенные в 2022 году средства в размере 22 млрд. рублей по госпрограмме «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы» связано с исполнением подпрограммы по формированию комфортной городской среды, часть выделенных авансом средств которых будут освоены в 2023 году.
Народный депутат республики, председатель Контрольного комитета Андрей Николаев задал вопрос по планированию налога на прибыль предприятий, указав, что при плане 68 млрд., получено всего 57 млрд. рублей.
Как ответила министр экономики РС (Я) Майя Данилова, основное невыполнение связано с предприятиями консолидированной группы налогоплательщиков, по ним сыграли курсовые разницы. Министерство брало в расчет 83 рубля, но, несмотря на несколько корректировок бюджета, курс фактически сложился на уровне 68 рублей. Вместе с тем, в прогнозе социально-экономического развития есть перебор по алмазодобывающей отрасли. Прибыль у нее сложилась выше, несмотря на курс доллара за счет роста цены и роста продаж. У угольщиков с плюсом сложилась прибыль. Ориентировались на 72 млрд, в конечном итоге получилось — 90,8 млрд рублей. С минусом работали предприятия золотодобывающей отрасли.
Андрей Николаев также задал вопрос по расселению из аварийного жилья, по отчетам на каждого человека фактически приходится 18 кв.м. жилья, тогда как по Жилищному кодексу в зависимости от обстоятельств – 33 кв. м. и выше. Как сообщил министр строительства РС (Я) Павел Кылатчанов, программа переселения реализуется в строгом соответствии с 185 федеральным законом, в соответствии с которым программа направлена не на улучшение жилищных условий по части расширенно, а именно на предоставление возможности проживать в безопасных жилищных условиях. По данной программе жилье предоставляется равноценное жилье.
Отвечая на вопрос народного депутата республики Игоря Григорьева о результатах эффективности упрощенной системы налогообложения в 1,5 %, министр экономики РС (Я) Майя Данилова сообщила, что местные бюджеты в 2022 году получили на 19 % выше, чем в 2021 году. За первый квартал 2023 года наблюдается рост на 5,4%. Темп уже не такой большой. При введении УСН мы действовали с учетом баланса интересом местных бюджетов, в течение четырех лет подойдем к установленным ставкам, прокомментировала министр.
Народный депутат республики Иван Данилов отметил, что в прошлом году Якутия добыла 50 тонн золота, превысив советские показатели в два раза, также увеличилось количество недропользователей, а «просели» сильно по сравнению с 2021 годом – на 2 млрд. рублей в части отклонения от прогнозных планов по сбору налогов на прибыль.
Как пояснила Майя Данилова, такие показатели были связаны с тем, что прогнозировалось добыть 48 тонн, по факту вышло 46 тонн, что также повлияло на результат.
Далее Иван Данилов обратил внимание на неосвоение муниципалитетами 8 млрд. рублей. В 2021 году это было 10 млрд. рублей. С чем связаны такие огромные цифры. Насколько республиканские программы связаны с муниципальными программами, уточнился он. Парламентарий также высказал замечание по поводу отсутствия комплексной работы с муниципалитетами, где не хватает компетентных кадров.
Подводя итоги публичных слушаний, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев сообщил, что исполнение бюджета 2022 года в целом оценивается на достойном уровне, что стало возможным благодаря консолидированной работе правительства региона, парламента Якутии и депутата Государственной Думы ФС РФ Г.И. Данчиковой.
«Мы очень надеемся, что в 2023-м году не сбавим набранный темп. Публичные слушания сегодня состоялись, теперь предстоит согласовать законопроект с профильными комитетами и внести на рассмотрение парламента Якутии», - заключил Юрий Николаев.