В период деятельности шестого созыва государственный бюджет республики формировался и принимался в сложных условиях. Но в течение всего периода деятельности парламента Якутии шестого созыва удавалось обеспечить, в первую очередь, выполнение всех социальных обязательств государства, оперативно решать вопросы распределения средств на поддержку экономики, бизнеса и граждан.
Бюджет, налоговая политика, управление собственностью
В 2019 году впервые в истории парламента Якутии закон о государственном бюджете был принят с нулевого цикла, когда депутатский корпус был вовлечен в процесс формирования бюджета на самых ранних стадиях, в которых прежде депутаты не принимали участия. Это нововведение обусловлено целесообразностью и необходимостью максимального вовлечения депутатского корпуса в процесс формирования главного финансового документа республики на самых ранних стадиях.
В 2020 году процедура нулевого чтения и предварительного согласования позиций законодательной и исполнительной власти республики по основным параметрам проекта государственного бюджета республики была закреплена в Законе «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)».
Непосредственное участие народных депутатов в работе правительственной комиссии по бюджетным проектировкам позволяет обеспечить консолидированный учет вносимых предложений и оптимизировать дальнейшую работу. Эта процедура, предшествующая рассмотрению законопроекта в Государственном Собраниии (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в первом чтении, предполагает предварительные консультации Правительства Республики Саха (Якутия) с органом законодательной власти до официального внесения проекта закона о государственном бюджете, в ходе которых обсуждаются параметры государственного бюджета.
Фактическое исполнение параметров первого государственного бюджета республики, принятого шестым созывом – на 2019 год, составило по доходам в размере 220 млрд рублей и 221,9 млрд рублей по расходам.
Уточненные параметры государственного бюджета республики на 2023 год – последний государственный бюджет, принятый шестым созывом, – составляют по доходам 296,4 млрд рублей и по расходам – 339 млрд рублей.
Таким образом, доходы бюджета 2023 года по сравнению с параметрами государственного бюджета 2019 года увеличились на 35 %, в том числе налоговые доходы увеличились на 42 %, безвозмездные поступления на 41 %.
Большая работа проведена в области налогообложения: предприятиям и гражданам республики, в первую очередь в арктических районах, введены существенные налоговые послабления и преференции. В связи с изменениями федерального законодательства вносились изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)». Были введены льготы по республиканским налогам, в том числе от уплаты транспортного налога освобождены: в 2018 году лица, пострадавшие от паводка, с 2018 года – физические лица, проживающие в 13 муниципальных образованиях, входящих в состав Арктической зоны Республики Саха (Якутия), в 2022 году – призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.
В целях упорядочения процесса управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2022 года 2574-З № 1059-VI «Об учете государственного имущества Республики Саха (Якутия)».
Также в отчетный период Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьей 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2012 года 1126-З № 1133-IV «О приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия)» утверждался прогнозный план приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2018-2020 годы и на 2021-2023 годы.
Ежегодно на пленарных заседаниях депутатами Республики Саха (Якутия) утверждался отчет Правительства Республики Саха (Якутия) о результатах приватизации государственного имущества за прошедший год.
Социальная сфера
В социальной сфере приняты законы, направленные на поддержку работников здравоохранения, отдельных категорий граждан, семей с уровнем доходов ниже прожиточного минимума.
Особую поддержку получили семьи с детьми. Принят республиканский закон от 19 июня 2019 года 2162-З № 235-VI «О статусе многодетной семьи в Республике Саха (Якутия)».
Законом Республики Саха (Якутия) от 9 апреля 2020 года 2226-З № 365-VI «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Республике Саха (Якутия)» с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно из малоимущих семей.
Законом Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года 2461-З № 831-VI «О единовременной денежной выплате за счет средств республиканского материнского капитала «Семья» установлена единовременная денежная выплата за счет средств республиканского материнского капитала «Семья» в размере 15 000 рублей лицам, получившим сертификат на республиканский материнский капитал «Семья» в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2011 года 952-З № 803-IV «О республиканском материнском капитале «Семья».
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей», в целях совершенствования правового регулирования в сфере государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства Законом Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года 2459-З № 829-VI «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет в Республике Саха (Якутия)» с 1 апреля 2022 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей.
Принят также Закон Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года 2461-З № 831-VI «О единовременной денежной выплате за счет средств республиканского материнского капитала «Семья» в соответствии с которым предусмотрена единовременная денежная выплата за счет средств республиканского материнского капитала «Семья» в размере 30 000 рублей лицам, у которых право на республиканский материнский капитал «Семья» возникло (возникнет) по 31 декабря 2022 года включительно.
Помимо этого, принят Закон Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2022 года 2557-З № 1025-VI «О ежемесячном пособии в связи с рождением и воспитанием ребенка в Республике Саха (Якутия) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия)», которым с 1 января 2023 года установлено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, право на которое предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, что они являются гражданами Российской Федерации и проживают на территории Республики Саха (Якутия).
Право на ежемесячное пособие возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по зонам Республики Саха (Якутия) на дату обращения за его назначением.
Также внесены изменения в законы Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1146-З № 1191-IV «О бесплатной юридической помощи в Республике Саха (Якутия)» в части включения в перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, назначения, перерасчета и взыскания ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, и от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» в части актуализации наименования ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности.
Кроме того, принят Закон Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2018 года 2046-З № 3-VI «О мерах социальной поддержки детей Великой Отечественной войны» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Законом установлены меры социальной поддержки гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории республики, которые по состоянию на 3 сентября 1945 года не достигли возраста 18 лет (дети Великой Отечественной войны).
Также подробно читайте материалы, подготовленные Аналитическим управлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) республики по ссылке: "Аналитические материалы" в разделе "Информационно-аналитическая деятельность".