Государственное Собрание (Ил Тумэн) VI созыва уделяло большое внимание работе в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В качестве субъекта права законодательной инициативы Государственным Собранием (Ил Тумэн) внесено 11 проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Из числа внесенных на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации законодательных инициатив Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) шестого созыва на рассмотрении Государственной Думы находятся 2 инициативы, отклонены 3 инициативы, 3 законодательные инициативы отозваны Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), 2 – возвращены на стадии первичного рассмотрения. На рассмотрении в Правительстве Российской Федерации находится 1 законодательная инициатива.
Внесены следующие проекты федеральных законов:
1) «О внесении изменений в статьи 96 и 108 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части обеспечения исполнения энергосервисного контракта) (постановление от 21 ноября 2018 года ГС № 60-VI);
2) «О внесении изменения и дополнения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постановление от 19 июня 2019 года ГС № 221-VI);
3) «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (постановление от 19 июня 2019 года ГС № 222-VI);
4) «Об эпическом наследии народов Российской Федерации» (постановление от 19 июня 2019 года ГС № 223-VI);
5) «О внесении изменений в статьи 16 и 19.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (постановление от 17 февраля 2021 года ГС № 590-VI);
6) «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (постановление от 28 апреля 2022 года ГС № 981-VI);
7) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (постановление от 28 апреля 2022 года ГС № 982-VI);
8) «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (постановление от 28 апреля 2022 года ГС № 983-VI);
9) «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (постановление от 28 апреля 2022 года ГС № 984-VI);
10) «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации» (постановление от 14 июня 2022 года ГС № 1034-VI);
11) «О внесении изменений в статью 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (постановление от 20 апреля 2023 года ГС № 1245-VI).
Следует отметить, что проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 16 и 19.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» был отозван Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с учетом отдельных предложений в федеральный закон. В частности, проектом предлагалось внести изменения в статьи 16 и 19.1 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», дополняющие перечень целей, на достижение которых могут быть направлены средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов, полученные за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также исключающие ограничение на лимит средств на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры при подаче заявок в Фонд.
Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» учтена законодательная инициатива Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в части внесения изменений в статью 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Указанный федеральный закон вступил в силу 1 января 2022 года.
* * *
Также Государственное Собрание (Ил Тумэн) направило свои поправки в 11 проектов федеральных законов:
- к проекту федерального закона № 519530-7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (постановление от 19 декабря 2018 года ГС № 81-VI). Федеральный закон подписан Президентом Российской Федерации 13 июля 2020 года (№ 189-ФЗ). Поправкой предложено дополнить порядок формирования государственного (муниципального) социального заказа в части установления высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации объема государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, оказываемых на основании государственного задания социально ориентированными некоммерческими организациями;
- к проекту федерального закона № 631751-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постановление от 21 марта 2019 года ГС № 136-VI). Федеральный закон подписан Президентом Российской Федерации 1 мая 2019 года (№ 87-ФЗ). Поправкой предложено установить, что изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления местных налогов и сборов муниципальных округов подлежат принятию до 1 января 2020 года. Законы субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом до 1 января 2021 года;
- к проекту федерального закона № 635567 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» по вопросам содержания лицензии и внесения в нее изменений» (постановление от 19 июня 2019 года ГС № 224-VI). Проект федерального закона отклонен Государственной Думой 8 июня 2021 года. Государственным Собранием (Ил Тумэн) предложено включить в содержание лицензии на пользование недрами условия участия в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которого осуществляется недропользование;
- к проекту федерального закона № 785133-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам» (постановление от 21 ноября 2019 года ГС № 332-VI). Федеральный закон подписан Президентом Российской Федерации 6 февраля 2020 года (№ 11-ФЗ). Поправкой предлагается конкретизировать предоставление сведений о лицах, относящихся к малочисленным народам, для учета и формирования списка малочисленных народов. Государственной Думой поправка учтена;
- к проекту федерального закона № 1070692-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части проведения торгов в электронной форме» (постановление от 17 февраля 2021 года ГС № 591-VI). Проект федерального закона принят во втором чтении 23 марта 2021 года. Поправкой предложено сохранить принцип конкурсного закрепления рыболовных участков для осуществления промышленного рыболовства на территориях, расположенных в районах Крайнего Севера. Государственной Думой поправка учтена – порядок конкурсного отбора на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и промышленного рыболовства будет сохранен;
- к проекту федерального закона № 1147176-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постановление от 27 мая 2021 года ГС № 695-VI). Федеральный закон подписан Президентом Российской Федерации 2 июля 2021 года (№ 304-ФЗ). Поправкой предложено отнести к особо защитным участкам лесов леса, расположенные в зоне вечной мерзлоты с близким к поверхности залеганием высокольдистых грунтов, однако поправка не была учтена Государственной Думой;
- к проекту федерального закона № 1256381-7 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (постановление от 30 ноября 2021 года ГС № 861-VI). Федеральный закон подписан Президентом Российской Федерации 21 декабря 2021 года (№ 414-ФЗ). Государственным Собранием (Ил Тумэн) предложено 19 поправок в проект федерального закона. В федеральном законе учтены следующие поправки:
– исключить требование о получении предварительного заключения Правительства Российской Федерации до принятия решения законодательным органом субъекта Российской Федерации о внесении законодательной инициативы в Государственную Думу по законопроектам, по которым в соответствии с Конституцией Российской Федерации требуется заключение Правительства Российской Федерации;
– сохранить действующие сроки представления субъектами Российской Федерации отзывов и поправок к проектам федеральных законов по предметам совместного ведения – тридцатидневный срок;
– сохранить нормы действующего федерального закона, предусматривающие возможность изменения перечня полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), путем внесения изменений и (или) дополнений в основной перечень, установленный федеральным законом;
- к проекту федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (постановление от 15 февраля 2022 года ГС № 914-VI). Законопроект принят в первом чтении 25 января 2022 года. Поправками предложено исключить право федеральных органов государственной власти, органов публичной власти федеральной территории инициировать изменение границ муниципального образования и преобразование муниципальных образований. Также предложено установить обязательное создание территориальных органов местной администрации в структуре местной администрации городского округа, муниципального округа. В целях финансового обеспечения перераспределенных полномочий органов местного самоуправления предложено закрепить норму о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления полномочиями с начала очередного финансового года. Так как территориальное общественное самоуправление является некоммерческой организацией и не может быть отнесено к форме непосредственного осуществления населением местного самоуправления, предложено территориальное общественное самоуправление исключить из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и отнести к формам участия населения в осуществлении местного самоуправления. Поправками предложено предоставить возможность субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям своими актами устанавливать перечень вопросов, выносимых на публичные слушания, дополнительно к установленным в федеральном законе. Также в целях учета мнения субъектов Российской Федерации предложено ввести норму, устанавливающую согласование субъектами Российской Федерации установления особенностей организации местного самоуправления на территориях, относящихся к федеральным территориям, городам федерального значения, столицам субъектов, закрытым административно-территориальным образованиям, наукоградам, приграничным территориям, территориям с ограниченным сроком завоза грузов, «Сколково», к Арктической зоне, территориям опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток, инновационным научно-технологическим центрам;
- к проекту федерального закона № 242394-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постановление от 28 февраля 2023 года ГС № 1199-VI). Законопроект принят в первом чтении 8 февраля 2023 года. Проектом федерального закона № 242394-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается создание системы мониторинга многолетней (вечной) мерзлоты. Поправками предлагается включить в систему государственного мониторинга за состоянием вечной мерзлоты региональный, производственный (геотехнический) и ведомственный мониторинг, вовлечь в проведение мониторинга специализированные научные институты. Также предложено предусмотреть в проекте федерального закона нормы о сборе информации за состоянием многолетней (вечной) мерзлоты с учетом информации, полученной в результате проведения геотехнического мониторинга, вовлечения в систему мониторинга за состоянием вечной мерзлоты регионального, производственного и ведомственного мониторинга, вовлечения в проведение мониторинга специализированные научные институты и норму о проведении геотехнического мониторинга;
- к проекту федерального закона № 301981-8 «О северном завозе» (постановление от 19 апреля 2023 года ГС № 1231-VI). Законопроект принят в первом чтении 22 марта 2023 года. Государственным Собранием (Ил Тумэн) предложено 5 поправок в проект федерального закона:
– установить, что реестр участников северного завоза утверждается федеральным координатором северного завоза;
– дополнить полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации установлением: тарифов и надбавок к ценам на грузы первой категории; цен на продукцию (товары), изготавливаемую с применением грузов первой категории; тарифов на перевозку и хранение грузов и продукции, погрузочно-разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении данных грузов и продукции, за исключением случаев, в которых регулирование осуществляется федеральными органами государственной власти; порядка регулирования цен и методики их расчета;
– дополнить полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по контролю за применением цен (тарифов, надбавок), устанавливаемых органами регулирования на грузы первой категории в рамках северного завоза;
– исключить ограничение полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению предельных значений цен (тарифов, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок) на грузы первой категории в случае оказания государственной поддержки участникам северного завоза;
– исключить полномочие органов местного самоуправления в случае оказания муниципальной поддержки участникам северного завоза устанавливать предельные значения цен на грузы первой категории;
– предусмотреть, что государственную поддержку собственникам (владельцам) объектов транспортно-логистической инфраструктуры необщего пользования, включенных в перечень объектов опорной сети объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, оказывает также Правительство Российской Федерации, а не только субъект Российской Федерации, как предусмотрено проектом;
– конкретизировать вид предоставляемых субсидий участникам северного завоза из федерального бюджета на завоз грузов, включенных в перечень грузов первой категории;
- к проекту федерального закона № 301929-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постановление от 19 апреля 2023 года ГС № 1232-VI). Законопроект принят в первом чтении 22 марта 2023 года. Поправками предложено вопросы местного значения муниципальных образований дополнить полномочием по участию в осуществлении северного завоза в соответствии с Федеральным законом «О северном завозе», а организацию и осуществление северного завоза на территории муниципального образования из полномочий органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения исключить. Также предлагается отнести к правам органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, создание условий для осуществления северного завоза.
* * *
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проведена значительная работа над проектом федерального закона № 895550-7 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2020 года ГС № 400-VI утвержден и направлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отзыв Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на проект федерального закона. Государственное Собрание (Ил Тумэн) инициировало обсуждение законопроекта с участием всех законодательных органов субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне, а также представителей экспертного сообщества. Работа велась в рамках межведомственных рабочих групп с участием разработчиков законопроекта в лице Минвостокразвития России. 7 июля 2020 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» в окончательном чтении.
В федеральном законе учтены следующие предложения Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):
– в соответствии с первоначальной редакцией законопроекта коллегиальным органом управления Арктической зоной была определена Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, которая должна была осуществлять рассмотрение и принятие мер, направленных на развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, относящихся к Арктической зоне. После предложений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) нормы о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики были исключены из федерального закона;
– законопроектом предусматривалось наделить уполномоченный федеральный орган полномочиями на принятие решений о резервировании земель и принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры Арктической зоны. Были определены особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд. После предложений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) данные нормы были исключены из федерального закона;
– по предложению Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в федеральном законе предусмотрена возможность на основании соглашения, заключаемого между уполномоченным федеральным органом и соответствующим высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передачи функций управляющей компании хозяйственному обществу, в котором не менее 51 процента акций (долей) принадлежит указанному субъекту Российской Федерации, или некоммерческой организации, единственным учредителем которой является данный субъект Российской Федерации;
– в законопроекте отсутствовал порядок участия представителей общественных организаций при осуществлении контроля за деятельностью резидентов Арктической зоны Российской Федерации. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) было предложено создание Общественного совета при уполномоченном федеральном органе с включением представителей общественных организаций, общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, общественных объединений потребителей, научных организаций, экспертных организаций, физических лиц. Предложение было учтено, и введена статья 7 «Об Общественном совете Арктической зоны»;
– Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) был предложен дифференцированный подход к установлению объема капитальных вложений заявителей для приобретения статуса резидента Арктической зоны: объем капитальных вложений в добычу полезных ископаемых предлагалось установить в размере не менее 300 млн рублей, а объем капитальных вложений в остальные виды экономической деятельности – не менее 1 млн рублей. В федеральном законе по предложению Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в целях поддержки малого и среднего предпринимательства республики снижен объем капитальных вложений заявителя для приобретения статуса резидента Арктической зоны до 1 млн рублей;
– частично учтено предложение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о включении в состав комиссии по рассмотрению заявок для приобретения статуса резидента Арктической зоны представителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Арктической зоны. Предложение о включении в состав комиссии представителей законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Арктической зоны не поддержано;
– учтено предложение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о льготах в отношении резидентов Арктической зоны по федеральным, региональным и местным налогам и возмещении части расходов по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
– учтено предложение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) об отдельных мерах государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, осуществляемой в Арктической зоне.
* * *
В 2021 году Государственным Собранием (Ил Тумэн) принято Обращение к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу увеличения финансирования программ региональных и местных авиаперевозок (постановление от 8 апреля 2021 года ГС № 668-VI). В обращении Государственное Собрание (Ил Тумэн) просит содействия в рассмотрении вопроса об увеличении объема финансирования программ региональных и местных авиаперевозок и включении в число субсидируемых маршрутов по направлениям Якутск – Москва – Якутск и Якутск – Санкт-Петербург – Якутск.
* * *
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) шестого созыва продолжило конструктивную межпарламентскую деятельность, взаимодействие с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания, органами законодательной и представительной власти субъектов Российской Федерации.
***
В целях обсуждения вопросов развития федерального законодательства, в том числе поставленных законодателями Якутии, в республике проведено восемь выездных заседаний и круглых столов комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации с участием сенаторов, депутатов Государственной Думы, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Также 14 июня 2019 года в Якутске состоялось выездное заседание Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Законодательные аспекты реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». В нем приняли участие члены Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. В проект решения заседания Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Государственным Собранием (Ил Тумэн) внесен ряд предложений по недропользованию, экологии, вопросам коренных малочисленных народов Севера, развитию транспортной инфраструктуры, в т. ч. по межрегиональным авиаперевозкам, формированию арктической модели здравоохранения, по разработке отдельной подпрограммы «Дети Арктики» и множество других.
6 октября 2020 года в Государственном Собрании (Ил Тумэн) состоялось рабочее совещание Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям по вопросам совершенствования законодательства в области природных ресурсов и земельных отношений в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Совещание провел председатель профильного комитета Государственной Думы Н. П. Николаев.
В ходе совещания обсуждены постановочные вопросы Республики Саха (Якутия) о необходимости принятия федеральных законов: в области рационального использования и охраны вечной мерзлоты; об установлении нормы, обязывающей пользователей недр принимать участие в социально-экономическом развитии субъекта и муниципального образования; о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации по вопросам традиционного природопользования; о передаче полномочий по утверждению правил охоты и рыболовства на региональный уровень; о статусе вахтовых поселков; о вопросах состава лесного фонда, в том числе передачи полномочий по проведению лесоустройства на федеральный уровень, внесения изменений в методику исчисления площадей лесного фонда и увеличения объемов финансирования; о сохранении реки Лены в рамках нацпроекта «Экология».
Также состоялись заседания Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на темы «О ходе реализации постановления Совета Федерации от 26 декабря 2017 года № 626-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» и «Вопросы реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» на примере Республики Саха (Якутия)». Государственное Собрание (Ил Тумэн) внесло ряд своих предложений в проекты решений, принимаемых по итогам заседаний.
27 сентября 2019 года в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья был проведен круглый стол на тему «Реализация национального проекта «Здравоохранение» в субъектах Арктической зоны Российской Федерации». По итогам круглого стола предложения республики взяты в работу профильного комитета Государственной Думы, принято решение о создании при комитете рабочей группы по вопросам организации медицинской помощи в Арктической зоне Российской Федерации, отдаленных и труднодоступных районах.
20 мая 2022 года в г. Якутске состоялось заседание Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по туризму и развитию инфраструктуры, на котором был рассмотрен вопрос «О расширении механизмов государственной поддержки регионов Дальневосточного федерального округа в сфере туризма». В заседании приняли участие члены Комитета Государственной Думы по туризму и развитию инфраструктуры, народные депутаты Республики Саха (Якутия), члены Правительства Республики Саха (Якутия), представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), учреждений и организаций республики.
По итогам заседания приняты рекомендации Правительству Российской Федерации, Правительству Республики Саха (Якутия) и Комитету Государственной Думы по туризму и развитию инфраструктуры.
24 июня 2022 года в г. Якутске состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики на тему «Совершенствование законодательного обеспечения опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики» в формате круглого стола под председательством Н. М. Харитонова. В работе круглого стола приняли участие представители федеральных органов государственной власти, руководители региональных законодательных собраний, Глава Республики Саха (Якутия) А.С. Николаев, депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), члены Правительства Республики Саха (Якутия), представители профильных министерств и ведомств республики, ведущих коммерческих организаций по развитию Дальнего Востока и Арктики.
В ходе круглого стола были рассмотрены актуальные вопросы развития дальневосточных и арктических регионов. Среди них модернизация инфраструктуры северного завоза, законодательное определение статуса вахтовых поселков, обеспечение транспортной доступности дальневосточных и арктических регионов, правовое регулирование пользования земельными участками коренными малочисленными народами Севера, вопросы территорий опережающего социально-экономического развития, дополнительные меры государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, поддержка удаленных и труднодоступных территорий, расширение программы «Дальневосточная ипотека».
По итогам заседания приняты рекомендации Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, заинтересованным субъектам Российской Федерации.
23 сентября 2022 года состоялось выездное совещание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, на котором обсуждены актуальные вопросы развития промышленного и логистического потенциалов Якутии в изменившихся экономических условиях. В совещании приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов государственной власти, Глава Республики Саха (Якутия) А.С. Николаев, депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), члены Правительства Республики Саха (Якутия), представители ведущих предприятий республики.
По итогам выездного совещания Комитетом Совета Федерации 3 октября 2022 года принято Решение, содержащее ряд рекомендаций Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти.
14 октября 2022 года состоялся круглый стол Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «О совершенствовании законодательства в сфере труда и социальной защиты населения на Дальнем Востоке». В ходе круглого стола обсуждены вопросы занятости населения, заработной платы бюджетников и прочих категорий граждан, пенсионного обеспечения жителей в районах Крайнего Севера и Арктики, повышения качества жизни пенсионеров и инвалидов, применения особых подходов к мерам социальной поддержки на Дальнем Востоке, совершенствования законодательства в сфере труда и социальной защиты.
Работа в Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»
В период деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) шестого созыва состоялось 15 заседаний Общего собрания Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», в ходе которых парламентом Якутии внесено 15 вопросов.
18 октября 2018 года Общим собранием поддержан вопрос о необходимости совершенствования законодательства в части реализации прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, их общин на безвозмездное пользование земельными участками, расположенными на территории традиционного природопользования этих народов.
12 марта 2019 года поддержаны предложения Государственного Собрания (Ил Тумэн) в проект государственной программы Российской Федерации «Устойчивое развитие сельских территорий» и о мерах по развитию авиасообщения в Дальневосточном федеральном округе. Также по инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) направлено обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву о необходимости принятия государственной программы Российской Федерации «Дети Арктики».
30 января 2020 года поддержаны поправки Государственного Собрания (Ил Тумэн) к проекту федерального закона № 635567-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» по вопросам содержания лицензии на пользование недрами и внесения в нее изменений», а также направлено Обращение к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю. П. Трутневу по вопросу обеспечения местными кадрами промышленных предприятий Дальневосточного федерального округа.
9 июня 2021 года поддержаны поправки Государственного Собрания (Ил Тумэн) к проекту федерального закона № 1124770-7 «О внесении изменений в статьи 16 и 191 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
30 ноября 2021 года поддержаны предложения Государственного Собрания (Ил Тумэн) о необходимости учета региональных особенностей Дальневосточного федерального округа при разработке и реализации механизма поддержки создания инженерной и коммунальной инфраструктуры земельных участков, выделяемых семьям с тремя и более детьми, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
10 февраля 2022 года рассмотрены предложения Государственного Собрания (Ил Тумэн) к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
12 июля 2022 года по инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) направлены обращения Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»:
– к Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М. В. по вопросу совершенствования механизмов поддержки создания инженерной и коммунальной инфраструктуры земельных участков, выделяемых многодетным семьям, с учетом региональных особенностей Дальневосточного федерального округа;
– к Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М. В. и Министру Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Чекункову А. О. по вопросу совершенствования механизмов государственной поддержки завоза продукции (товаров), необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза продукции (товаров).
6 июня 2023 года поддержана инициатива Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) о создании Молодежного совета при Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.
По инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) направлены обращения Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»:
– к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володину В. В. и Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М. В. по вопросу уменьшения пенсионного возраста гражданам из подразделений особого риска, являвшимся непосредственными участниками подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;
– к Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М. В. по вопросу обеспечения жильем граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих требованиям в связи с превышением предельно допустимой концентрации фенола и (или) формальдегида.
Также члены Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» поддержали разработанный Государственным Собранием (Ил Тумэн) проект федерального закона «О взаимодействии организаций, применяющих вахтовый метод организации работ, и органов публичной власти субъектов Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Парламенту Якутии рекомендовано внести законопроект в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации для рассмотрения и дачи заключения.