22 декабря в рамках Дальневосточного форума недропользования на сессии «Угледобывающая промышленность – новая реальность» генеральный директор АО «АК «ЖДЯ» Василий Шимохин выступил с докладом о создании международного транспортного перехода «Джалинда – Мохэ». В работе сессии приняли участие представители органов региональной власти, угледобывающих компаний, промышленных предприятий, банковских структур, а также китайских компаний.
Василий Шимохин обратил внимание участников на существующие в настоящий момент проблемы вывоза якутских углей в страны АТР, основная из которых предельная загруженность Восточного полигона российских железных дорог. Выходом из сложившейся ситуации может стать создание нового перспективного логистического направления через железнодорожный пограничный переход Джалинда – Мохэ.
Реализация этого проекта позволит увеличить пропускную способность пограничных пунктов пропуска, сократить нагрузку на существующую сеть железных дорог Восточного полигона ж/д сети южнее станций Тында, Сковородино, создать предпосылки для организации нового мультимодального маршрута в направлении Северного морского пути и снизить инфраструктурные ограничения для развития предприятий по освоению минерально-сырьевой базы Северо-Востока России.
Он поделился наработанной информацией по проекту, а также результатами поездок и общения с китайскими предприятиями. В частности он отметил, что в настоящее время в трех северо-восточных провинциях Китая суммарное годовое потребление коксующегося угля составляет около 108 млн тонн, а в ходе встреч руководства республики Якутии и руководства провинции Хэйлунцзян отмечена проблема дефицита в энергетическом угле в объеме 30 млн тонн в год. «Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что пункт пропуска Джалинда – Мохэ необходимо запускать в работу самое ближайшее время» - сказал Василий Шимохин.
Для республики важно запустить проект в два этапа: на первом этапе в приоритетном порядке необходимо открыть смешанный автомобильно- водный пункт пропуска с понтонным мостом и реконструкцией ж.д. участка Рейново-Сковородино в 2023-2025 году. Это позволит обеспечить перевозки угля до 5 млн тонн в год с применением технологии перевозки в контейнерах open top.
II этап включает строительство ж.д. моста через р. Амур, развитие ж.д. станции Рейново с ж.д. пограничным пунктом пропуска и участка до Сковородино, что позволит перевозить до 20 млн тонн грузов в год.
«При этом важно отметить, что финансирование реализации проекта не предусматривает возврат средств за счет грузоотправителей и грузополучателей» - подчеркнул он.
Н данной сессии китайская сторона выразила готовность заключить соглашение о намерениях по закупке якутских углей, что позволит ускорить реализацию проекта Джалинда – Мохэ.