В Якутске суд отбирает квартиру у участника СВО – нажились только мошенники. Это решение Якутского городского суда создает опасный прецедент для добросовестных покупателей недвижимости. Выполнив все требуемые законом процедуры, они могут лишиться своего жилья без какой-либо компенсации, сообщает ТайгаПост.
26 августа 2023 года жительница Якутска Елена (имя изменено- прим.ред.) нашла в Интернете объявление о продаже двухкомнатной квартиры. Риелтор пригласил ее на осмотр недвижимости, при котором присутствовала хозяйка. 29 августа в присутствии риелтора заключила с продавцом предварительный договор купли-продажи и начала собирать деньги. Ипотечный кредит согласился предоставить один из банков в столице, в счет первого взноса пошел материнский капитал и личные сбережения.
Окончательную сделку оформили 11 сентября. Вскоре в государственном реестре недвижимости право собственности на квартиру закрепили за Еленой. Продавцу дали две недели на освобождение жилья.
Уже бывшая хозяйка квартиры, 72-летняя пенсионерка вскоре перестала брать трубку телефона. А в октябре риелтор с тревогой в голосе пригласил Елену на беседу. Оказалось, что продавец стала жертвой мошенников и передала им все полученные за квартиру деньги, личные накопления, да еще взяла кредиты.
26 августа пенсионерке позвонил, якобы, сотрудник банка, назвавшийся Волковым. Сообщил, что мошенники пытаются продать ее квартиру и нужно срочно сделать это самой, чтобы сохранить хотя бы деньги. В этот же день пожилая женщина сама обратилась в риелторскую компанию и заключила агентский договор. Настаивала на срочной продаже. Вела переписку с агентом, лично подписывала все договоры, включая документы купли-продажи 11 сентября в банке.
Затем с 14 по 26 сентября пожилая женщина, находясь под контролем, якобы, сотрудника банка и следователей, перевела на чужие счета и неизвестные ей банковские карты почти 9 миллионов рублей! Когда поняла, что стала жертвой мошенников, было уже поздно.
Вроде бы всё понятно: пенсионерку обманули и обобрали до нитки. Гражданский суд и уголовное следствие дважды назначали ей психологическую экспертизу, обе подтвердили вменяемость потерпевшей. На психоневрологическом и наркологическом учете продавец не состоит. Но под постоянным телефонным контролем мошенников находилась в длительном стрессе, из-за чего, по мнению экспертов, не могла реально оценивать происходящее.
Здесь интересна позиция родственников. Когда выяснилось, что пенсионерка продала квартиру и осталась без денег, они встали на защиту ее имущественных прав. Но когда месяц пожилая, одиноко проживающая женщина по требованию мошенников не отвечала на звонки, ссылаясь на занятость, никого это не беспокоило…
Причем здесь Елена? Ни к ней, ни к риелторскому агентству у правоохранителей претензий нет. Чистоту сделки проверили агентство и банк. Елена вложила в нее свои и заемные деньги. По всем признакам она добросовестный приобретатель. Но в данном случае, как решил Якутский городской суд, это значения не имеет.
В январе 2024 года ставшая жертвой мошенников пенсионерка обратилась с иском о признании сделки купли-продажи квартиры недействительной. Ссылалась на свое эмоциональное состояние, обвинила покупателя и риелтора в том, что они его не заметили. Хотя последние вместе с банкирами утверждают, что пенсионерка вела себя адекватно и внимательно изучала все подписываемые документы.
Истец также указала, что пошел на невыгодную для себя сделку, продав квартиру, якобы, по заниженной цене 5,5 млн рублей. Это была двушка, 47 кв. метров на последнем четвертом этаже в КПД 1979 года постройки. Независимый оценщик установил, что рыночная цена этой недвижимости лишь на 50 тысяч рублей превышает заплаченную Еленой, что составляет менее 1 процента от рынка и, согласитесь, не принципиально.
На сторону пенсионерки встала прокуратура. После нескольких разбирательств 16 апреля Елене с несовершеннолетним ребенком ЯГС указал на дверь. Суд признал дееспособность продавца, но постановил, что в тех обстоятельствах «она не могла понимать характер и значение совершаемых с ней действий, а также прогнозировать последствия собственных поступков».
Росреестру предписано лишить Елену прав собственности и вернуть их пенсионерке. При этом ни о какой компенсации покупателю речи нет! Получается, ее с ребенком выгоняют на улицу (это первая и единственная квартира семьи), лишив сбережений, материнского капитала и повесив ипотечный кредит.
При этом явно нарушаются имущественные права несовершеннолетнего ребенка Елены. Ее муж сейчас находится в зоне специальной военной операции. Женщина долго скрывала от него, что их заветная, первая в жизни квартира может быть отобрана. Призналась, лишь когда такое решение вынес ЯГС.
Пока она с ребенком проживает по новому адресу. Но если Верховный суд Якутии, куда с апелляционной жалобой обратилась Елена, подтвердит выводы ЯГС, и решение вступит в законную силу, семье снова придется собирать вещи и возвращаться к родственникам или на съемную квартиру, где жили раньше.
Но какие действия она, риелтор или банк могли предпринять, чтобы избежать подобного развития событий? Продавец в здравом уме и твердой памяти предпринимает активные действия для продажи квартиры. Ведет себя адекватно, при этом даже родным и знакомым ничего не сообщает о наседающих мошенниках. Могли ли ее разговорить посторонние люди? Вряд ли. А то, что покупатель добросовестный, суд не заинтересовало. В общем, ситуация шоковая. И как ее избежать другим, совершенно непонятно. Елена же руки не опускает, все же надеясь на благоразумие и здравый разум Фемиды.