Для осуществления движения поездов на железной дороге днем и ночью работает множество специалистов, но труд большинства из них почти не виден обывателю. Чтобы поезд пришел в пункт назначения строго по графику, организует, контролирует и корректирует движение на железной дороге поездной диспетчер. Он ведет переговоры с машинистами, обеспечивает им зеленую улицу и помогает в нештатных ситуациях.
На участке от Нерюнгри до Нижнего Бестяха в течение 12-часовой смены ведет все проходящие по инфраструктуре составы и путевую технику, занимающуюся обслуживанием дороги, один такой специалист. Всего же в штате службы перевозок пять диспетчеров, причем три из них – представительницы прекрасного пола.
Семен Моргунов в кресло поездного диспетчера АО «АК «Железные дороги Якутии» сел четыре года назад. Конечно, к такой ответственной должности должны прилагаться соответствующее образование и опыт работы. Первое он, нерюнгринец, получил в Южно-Якутском технологическом колледже, где учился по направлению «Организация перевозок и управления на железнодорожном транспорте». Второе – работая на станции Угольной оператором и дежурным по станции, будучи сотрудником компании «Мечел», а после прихода в «ЖДЯ» – начальником станции Томмот. Итого на железной дороге он трудится уже восемь лет.
Работу диспетчеров часто сравнивают с игрой в шахматы, каждый раз они имеют дело с многоуровневыми задачами, словно стратеги смотрят на всю железнодорожную инфраструктуру как бы сверху и, как шахматисты, точно и быстро принимают необходимые решения.
Диспетчер должен быть стрессоустойчивым, обладать быстрой реакцией, пространственным мышлением и хорошей памятью – чтобы запоминать длинные комбинации цифр, индексы поездов и номера вагонов. «У нас за смену всего несколько минут отводится на личные нужды. Все остальное время мы не должны отвлекаться. наблюдать, руководить процессом, общаться со множеством людей. Думаю, это под силу не каждому», – считает мой собеседник.
Одной из неукоснительно соблюдаемых обязанностей поездного диспетчера является ведение вручную графика исполненного движения, на котором он фиксирует полную информацию по работе железной дороги, сведения о поезде, локомотивной бригаде, роде вагонов, их весе, прохождении составами станций и многое другое.
В помощь диспетчеру в настоящее время – компьютеры и различные мониторы. Сейчас на всех станциях и объектах компании установлены видеокамеры, контроль и работа ведется согласно им.
Пусть движение на якутской железной дороге не такое интенсивное, как на других участках российских стальных магистралей, тем не менее задача диспетчеров остается неизменной и здесь: максимально использовать инфраструктуру железных дорог, локомотивный и вагонный парк, чтобы не было простоев. По большому счету диспетчер организует работу всех служб. И, конечно, должен обеспечивать безопасность.
«Отвечаем за безопасность, в первую очередь за людей, которые работают на железной дороге и которых мы перевозим. И, конечно, за инфраструктуру», – говорит Семен.
Незнакомых участков обслуживания для диспетчера нет. Раз в год сотрудники обязательно совершают объезд железной дороги, общаются с дежурными, узнают, что нового появилось за это время в инфраструктуре.
Семен рассказывает, что он второй железнодорожник в семье, его дедушка был ревизором на железной дороге в Новокузнецке. По его совету внук и выбрал профессию, и с момента поступления в колледж по сей день не потерял интереса к ней. Теперь учиться продолжил в Дальневосточном университете путей сообщения.
Помимо вузовских, ежегодные экзамены диспетчер, как и его коллеги, сдает на соответствие должности, а еще по охране труда, по электробезопасности, медкомиссии тоже необходимо проходить каждый год. Физическую форму помогает поддерживать спорт – молодой железнодорожник им не пренебрегает и по возможности участвует в разных соревнованиях, которые организуют в компании и в районе.
И шахматами мой собеседник действительно в свое время увлекался, правда, сейчас, признается, удается сыграть лишь несколько партий в мобильном приложении. Стратегических задач хватает на рабочем посту…