Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Саха (Якутия) обратилось в суд с иском о возмещении суммы незаконно полученной пенсии по старости.
Исковые требования истец мотивировал тем, что ответчику, являющемуся получателем пенсии по старости, в сентябре 2021 года произведен перерасчет с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с нахождением на иждивении сына-студента. Однако через год ребенок был отчислен из учебного заведения, а выплата повышенной пенсии производилась.
По мнению истца, ответчик не исполнил возложенную на него законом обязанность представить в пенсионный орган сведения об изменении количества иждивенцев, о чем он был предупрежден при подаче заявления о перерасчете размера пенсии. Фонд подал на ответчика иск о возмещении переплаты повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии за период с 1 июня 2022 года по 31 августа 2023 года в размере 52 923,81 руб.
Судом установлено, что в заявлении о перерасчете размера пенсии содержится пункт 5, информирующий заявителя о его обязанности оперативно уведомлять Пенсионный фонд о любых изменениях, влияющих на размер пенсии, фиксированной выплаты и надбавок к ней, включая смену места жительства. Тем не менее, в деле не оказалось подтверждений того, что ответчику было разъяснено, какие именно факторы могут привести к корректировке или прекращению указанных выплат, а также то, что отчисление иждивенца (сына) из учебного заведения является основанием для приостановки выплат. Суд не выявил в действиях ответчика признаков неправомерного поведения, злоупотребления своими правами или умышленных действий, направленных на неправомерное получение дополнительных выплат
Усть-Алданский районный суд отказал региональному отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Саха (Якутия) в удовлетворении иска. Ответчик обжаловал решение в вышестоящей инстанции.
Верховный Суд Республики Саха (Якутия), изучив материалы дела, не нашел доказательств недобросовестности со стороны ответчика и отметил, что пенсионный орган, реализуя надлежащим образом свои полномочия, имел возможность проверить обстоятельства, с которыми связывает невозможность начисления и выплаты повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с нахождением на иждивении ответчика совершеннолетнего нетрудоспособного ребенка.
"Судебная коллегия Верховного Суда Республики Саха (Якутия) оставила решение районного суда без изменения, а жалобу – без удовлетворения. Решение вступило в законную силу", - сообщили Sakhapress в пресс-службе ВС РС(Я).