Якутский городской суд рассмотрел уголовное дело в отношении Т., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека, опасного для жизни человека, в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).
Мужчина был обвинен в том, что 6 января 2023 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, из чувства личной неприязни нанес потерпевшему П. руками и ногами не менее 5 ударов в голову, не менее 15 ударов в верхние конечности, не менее 12 ударов в нижние конечности и не менее 5 ударов в туловище. Потерпевший в силу своего физического состояния, ограничивавшего его способности передвигаться, не был способен защитить себя и оказать подсудимому активное сопротивление.
7 января 2023 года в 23 часа 38 минут в результате закрытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся подоболочечными кровоизлияниями головного мозга, осложнившейся отеком и сдавлением вещества головного мозга с его дислокацией П. скончался в ГБУ РС(Я) «Республиканская больница № 2 - Центр экстренной медицинской помощи».
Отметим, что в связи со смертью обвиняемого было оглашено его предыдущее показание, где он вину в совершении преступления не признал. От дачи показаний отказался.
В суде вдова обвиняемого Т. рассказала, что 6 января 2023 года они с мужем были дома и присматривали за внуком. Около 18 часов Т. отправился в магазин, будучи трезвым. Вернувшись через некоторое время, он сообщил жене, что встретил знакомого С. После этого он ушел снова, она ему позвонила, Т. объяснил, что ищет место для ночлега для С. В 22 часа женщина снова дозвонилась до мужа и услышала, что он находится у П., а также чей-то голос произнес: «Нас пятеро».
По ее словам, муж вернулся домой только в 4 часа утра в слегка опьяненном, но спокойном состоянии, без видимых травм или пятен на одежде и обуви. 7 января они вместе посетили концерт, после которого к ним приехал наряд полиции, и Т. добровольно поехал с ними. Женщина подчеркнула, что её муж не мог совершить преступление против беззащитного человека и настаивала на его невиновности, прося суд о его оправдании.
Главный свидетель В. рассказал, что он вместе с друзьями А. и И. зашел к пожилому соседу П., который из-за болезни передвигался на костылях. Все выпивали в двухкомнатной квартире П., когда неожиданно к ним присоединились двое незнакомых мужчин, Т. и С.. Вначале все мирно общались и пили, А. и И. пошли спать в другую комнату. А свидетель отошел на кухню, потом услышал ругань, вернулся обратно в комнату и увидел, что на полу лежал С. и отбивался от ударов Т. Потом Т. переключился на П. и начал его избивать.
По словам свидетеля, после ударов ногами Т. спустил штаны и справил малую нужду в лицо П.. Потерпевший же начал кричать и просить Т. прекратить и успокоиться. В этот момент свидетель спросил Т.: «Зачем так поступаешь со старым человеком?». Т. назвал П. оскорбительными словами. Свидетелю стало страшно, он думал, что Т. и его побьёт, поэтому прошел в спальную комнату и лег на кровать, где спали А. и И. Свидетель пытался разбудить А., но тот продолжал спать. Свидетель тоже уснул там.
Остальные свидетели С., А., и И. в отделе полиции также сообщили, что Т. избил П. Свидетель С. подтвердил, что Т. также избил его.
Свидетель А. рассказал, что проснулся где-то в 10 утра. В соседней зале увидел П. с разбитым лицом и гематомами. Свидетель спросил у него, что случилось, на что П. еле ответил, что всё уладит сам с Т. Рядом лежавший С. тоже был в крови и жаловался на боль в голове. А. тогда позвонил брату, который посоветовал вызвать скорую, но мужчина почему-то не последовал совету, а начал звонить Т., номер которого ему прислал брат.
Т. не отвечал, его телефон был выключен. Выяснив, что Т. живёт неподалёку, А пошёл вместе с С. к нему, но дома оказался только его жена. Вернувшись, они нашли В., который рассказал, что видел, как Т. мочился на П.. Свидетелю А. захотелось выпить, и он заложил свой телефон в ломбард, купил алкоголь и выпил с друзьями. Где-то в 4-5 часов вечера он пошел проверить П. и заметил, что тот плохо дышит, и только тогда вызвали скорую.
Суд отклонил доводы защиты, представленные адвокатом, относительно заинтересованности свидетелей В. и А. и их возможной дружбы. Суд считает, что эти свидетели не имели личных мотивов для предвзятости по отношению к обвиняемому Т., поскольку между ними и Т. не было конфликтов или неприязни.
Суд признал показания В. и А. достоверными, так как они последовательно и взаимно подтверждают друг друга, а также подкрепляются другими материалами дела, включая протоколы следственных действий и экспертное заключение о характере и причине травм, вызвавших смерть П.
Также суд отверг утверждения защиты о том, что В. и А. могли избить П., требуя деньги. Экспертиза подтвердила отсутствие телесных повреждений у свидетелей. Отсутствие немедленного вызова скорой помощи не рассматривается как доказательство причастности свидетелей к преступлению, так как П. умер позже, а свидетель А. действительно вызвал скорую помощь, когда понял, что состояние П. ухудшается.
Доводы адвоката о том, что на одежде, обуви Т. не обнаружено следов крови, что свидетельствует о его непричастности к совершению преступления, суд нашел не состоятельными, так как Т. не был задержан сразу же на месте преступления, а покинул квартиру, направился к себе домой. Выемка его одежды, обуви была произведена 11 января 2023 года, то есть спустя 5 дней после избиения.
Доводы адвоката о том, что у Т. не обнаружено телесных повреждений, сами по себе не могут безусловно свидетельствовать о его непричастности к совершению преступления, виновность Т. в совершении преступления установлена совокупностью исследованных в ходе судебного следствия доказательств, посчитал суд.
Суд пришел к выводу, что обстоятельств, которые бы позволили усомниться в виновности Т. в ходе судебного следствия не установлены. В связи со смертью обвиняемого Т., уголовное дело в его отношении было прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.