По данным Sakhapress, в России обсуждается инициатива о запрете скидок на маркетплейсах, но она пока не стала законом. С предложением выступили крупнейшие банки, однако регуляторы еще изучают этот вопрос.
Суть предложения и реакция рынка
В начале ноября 2025 года пять крупных банков (Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, Т-Банк и Совкомбанк) направили обращение в Госдуму. Они предложили:
· Запретить маркетплейсам устанавливать разные цены в зависимости от способа оплаты. · Запретить прямыe и косвенныe скидки, акции, бонусные программы и маркетинговые субсидии, которые связаны с использованием карт конкретных банков.
Банки утверждают, что это выровняет конкурентные условия и остановит «ценовую гонку на истощение».
Аргументы противников запрета:
· Для покупателей: Основательница Wildberries Татьяна Ким и представители Ozon считают, что это приведет к росту цен и разгону инфляции. · Для бизнеса: По мнению маркетплейсов, инициатива направлена на подавление конкуренции и уничтожение их дочерних банков, а не на защиту интересов потребителей.
Позиция регуляторов
На текущий момент запрет не введен, идут активные обсуждения.
· Центральный банк РФ: Глава ЦБ Эльвира Набиуллина поддержала идею запрета разных цен в зависимости от способа оплаты, а также предложила запретить маркетплейсам продавать на своих площадках продукты дочерних банков. · Федеральная антимонопольная служба (ФАС): ФАС получила письмо от ЦБ и проводит его анализ. В службе заявили, что ключевым приоритетом является обеспечение добросовестной конкуренции и защита прав потребителей.
Мнение общественности
Согласно опросу ВЦИОМ, большинство россиян негативно относятся к этой инициативе:
· 64% покупателей считают требование банков несправедливым. · 78% уверены, что запрет приведет к росту цен на маркетплейсах. · 79% согласны с тем, что от запрета пострадают миллионы потребителей.
Подведем итоги
Инициатива по запрету скидок находится на стадии обсуждения между банками, маркетплейсами и государственными регуляторами. Окончательное решение еще не принято.