РИГ SAKHAPRESS.RU Истерику, возникшую у некоторых после интервью с профессором Павлом Казаряном, трудно назвать полемикой или дискуссией. На заявившего непопулярные вещи историка и журналиста, посмевшего взять интервью, обвинения посыпались как из ведра. Кому-то в тексте померещились проститутки и сутенеры, кому-то показалось, что в распущенности обвинили конкретно его бабушку, а большинство, не читая текста интервью, обиделось «за компанию». Заметим, что в основном обвинения шли от сторонников альтернативной истории. Мы решили продолжить тему, и обратились к нашим известным и маститым историкам-профессионалам с просьбой прокомментировать скандальный материал.
Шишигин: «Профессор допустил неточности» Директор музея истории и культуры народов Севера им. Ем.Ярославского
Егор Шишигин высказал ряд замечаний, но заметил, что не поддерживает всеобщей истерики и обвинений.
«НВ»: Егор Спиридонович, что вас смутило в интервью? Е.Ш.: Вспоминаю высказывание моего профессора
Георгия Башарина, говорившего, что история точная наука. Я не считаю, что я прав, а
Казарян нет. Казарян допустил много неточностей и неудачных формулировок. Например, он говорит о том, что «практически все сибири народы деградировали». В отношении народов так говорить некорректно. Неужели деградировали буряты, тувинцы, хакасы? Считаю, что якуты являются вторым по численности народом Сибири после бурятов, которые раньше нас имели театр, у них раньше появились народные артисты СССР, признанные балерины и певцы. Кстати, о театрах.
Павел Левонович ошибся, сказав, что театры мы переняли у русских. Он неправ, потому что театры первоначально появились не в Руси, они появились намного раньше, в Древней Греции. Русская культура в отношении народов Сибири сыграла цивилизационную роль. Через нее мы приобщились к мировой цивилизации. Его замечание по этночванству является некорректным. Каждому малочисленному народу свойственен этноцентризм – это своего рода этническая самозащита, вызванная тем, что их культура, язык подвергается естественной ассимиляции. Поэтому возникает ответная, иногда очень болезненная реакция. Любой человек должен учитывать эту особенность.
«НВ»: А мы малочисленный народ? Е.Ш.: Конечно, термин «малочисленный» не является научным. По-моему, при
Горбачеве были в ходу формулировки «малый» и «большой» народ, затем от них отказались. Сейчас стали говорить малочисленные и многочисленные народы. Да, мы малочисленный народ в отношении великого китайского народа, в отношении русского народа. По мировым меркам, мы тоже малочисленный.
«НВ»: У каждого специалиста, историка имеется своя гипотеза… Е.Ш.: Конечно, он имеет свое право на мнение, но у него должно быть какое-то основание. В интервью он утверждает, что границы между территорией якутской земли и тунгусскими землями проходила на реке Кэнкеме. Хотя общеизвестно, что это не так. Есть выводы ученой
Парниковой, изучавшей этот вопрос и написавшей диссертацию о расселении народов Якутии. И она написала, что в 17 веке, к моменту прихода русских, якуты жили не только в центральной Якутии, но и в Олекме, Жиганске, Вилюе, Яне и Колыме.
Казарян утверждает, что русские казаки женились на местных женщинах. В течение 17-18 веков была острая нехватка русских женщин по всей Сибири. И конечно, молодые люди -служивые, торговые и промышленные - женились на местных бурятках, якутках, тунгусках.
«НВ»: Но Казарян говорил то же самое. Е.Ш.: Но не для того, чтобы улучшить свой род. Просто так было всегда, во всем мире. Также
Казарян говорит о том, что хранителем генофонда у якутов выступает не мужчина, а женщина. Это неправильно. У якутов есть понятие аҕа ууһа и ийэ ууһа, отцовский и материнский род. Так вот, у якутов в 17 веке было отцовский род, патриархат, пришедший на смену матриархату. Это естественный процесс, об этом говорил и Энгельс в своем «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Матриархат был во время группового брака, когда невозможно было установить отцовство детей. Учитывалось родство по женской линии. По мере развития общества появилась парная семья и главенствовать стал мужчина.
«НВ»: Вы – давний оппонент Павла Левоновича? Е.Ш.: У каждого ученого должна быть этика ученого. Об этом я говорил, когда
Павел Левонович нехорошо отозвался о
Василии Манчаары. Почему он так говорит? Я считаю, что у
Павла Левоновича очень поверхностные знания по истории Якутии. У каждого своя специализация и тема. С
Казаряном у нас был один научный руководитель
Федот Сафронов. Его тему продолжил
Павел Левонович, написавший кандидатскую по Верхоянской ссылке.
Казарян никогда не занимался вопросами происхождения народов Якутии, а изучал вопросы политической ссылки. Поэтому его выводы в отношении происхождения и расселения народов очень сомнительны. Ну, не может человек быть компетентным по всем вопросам. У якутов письменная история началась с 17 века, когда Якутия вошла в состав России. До прихода русских была бесписьменная история. Для того, чтобы изучить этот период, необходимо исследовать язык, фольклор, этнографию, генетику в совокупности. Считаю, что якуты являются древним народом. А вот русский народ считается молодым, поскольку он как нация образовался в 15 веке, когда складывался всероссийский рынок, когда начались торговые связи, тогда русские сформировалась как нация. Совсем недавно в отношении якутов говорили, что как нация якутский народ сформировался только в советское время. Но сегодня ученые считают, что как народ как этнос якутский народ сложился на территории современной Якутии с 9 по 12-13 века.
"Наше время"
Комментарии
Добавить комментарий