РИГ SAKHAPRESS.RU Изменения в законодательстве возвращают нас в историческое прошлое школ искусств, когда были сформулированы цели и задачи, соответствующие сегодняшнему понятию «предпрофессиональное образование». Сложность ситуации для руководителей и преподавателей школ искусств заключается в том, что за последние 20 лет школа искусств находилась в постоянной борьбе за выживание, в ситуации хронического недофинансирования. Все это привело к отсутствию конкурса при приеме, падению качества образования, «сворачиванию» программ академического образования. В целях самосохранения школам искусств пришлось открывать общеэстетические отделения, где учат «всему понемногу». Тем не менее, при всей сложности нынешней ситуации ДШИ должны вернуть утраченные позиции. Именно на это и направлены изменения в законодательстве об образовании. Мы поговорили об этом с начальником отдела контроля качества ГБУ РС (Я) «Образовательный ресурсный центр» МК и ДР РС (Я), членом Обрнадзора
Евдокией Кармановой. - Евдокия Семёновна, вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Какие изменения произошли и должны произойти в деятельности детских школ искусств? - Да, действительно с 1 сентября 2013 года вступил Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Что касается деятельности детских школ искусств, все новое внесено, в основном, в статье 83 данного Закона. Большое внимание уделено определению понятий. В Законе четко определено, что такое образование, обучение, воспитание, что такое федеральные государственные требования (далее ФГТ), кто такой педагогический работник и т.д. Закон установил, что ФГТ – это обязательные требования к дополнительным предпрофессиональным программам. Закон открывает новые пути развития системы образования в сфере культуры и искусства.
- Пожалуйста, об этом подробнее. - По закону обозначена новая форма реализации программ. Это сетевая форма. Проще говоря, одну и ту же программу могут реализовывать несколько разных по типам организаций. Например, ДШИ и общеобразовательная школа, ДШИ и детский сад, ДШИ и среднее профессиональное образование и т.д. Работу они должны вести на договорной основе. Также Законом внесен новый вид программы – это общеразвивающая программа в области искусств. Они имеют особые цели и задачи. Вводятся предпрофессиональные программы. У школ имеется выбор программ: предпрофессиональная и общеразвивающая. Школы доучивают детей по «старой» программе, затем вводят предпрофессиональную программу или общеразвивающую. Все ДШИ должны постепенно перейти на реализацию предпрофессиональных программ, иначе они потеряют статус детских школ искусств. А от этого зависит и заработная плата педагогических работников.
- Это значит, что учащихся будут готовить к будущей профессии? - Нет, это неправильное понимание. Фактически все наши школы давно работают по предпрофессиональным программам. Там ничего сложного нет, конкретно ничего не обозначено. Каждая школа сама должна разрабатывать программы, по которым будет обучать детей музыке.
- Самый «больной» вопрос для детских школ искусств это – финансирование. Ведь не секрет, что ДШИ по подчиненности относятся к отрасли культуры, а финансируются по отрасли образования. Что-нибудь изменилось или нет? - В новом законе не указан источник финансирования детских школ искусств. Но закон предусматривает новый механизм финансирования это – нормативно-подушевое финансирование, в зависимости от затрат на каждого ребёнка. Согласно законодательству руководитель обязан предоставить педагогу ту нагрузку, на которую он рассчитывал и не должен уменьшать количество учащихся.
- Значит, ожидается большая нагрузка для руководителя? - Да, нагрузка для руководителя ожидается большая, и также для руководителя муниципального образования она тоже увеличивается. В связи с реализацией «Закона об образовании в РФ» придется разработать, переразработать, дополнить и изменить большое количество локальных нормативных актов, создать базу нормативных актов конкретно в каждой школе. И разрабатывает это каждая школа самостоятельно. Начиная от новых правил приема в школу, заканчивая порядком перевода и отчисления учащихся.
- Скажите, пожалуйста, какие изменения внесены по аттестации педагогических работников? - Вводится новый порядок аттестации педагогических работников. Аттестация на соответствие должности будет проводиться в образовательном учреждении. В каждой школе должна быть создана своя аттестационная комиссия. Школа сама определяет качество работы своих педагогов. Первая и высшая категории остаются в полномочиях аттестационной комиссии более высокого уровня. При этом аттестацию можно пройти и в заочной форме.
- Евдокия Семёновна, спасибо за информацию. Беседовала Анастасия КОМАРОВА.
Комментарии
Добавить комментарий