bookmark
10:16 13.02.2015

А если завтра... эпидемия?

РИГ SAKHAPRESS.RU Детская больница №2: здесь тесно даже инфекциям.

На минувшей неделе в детской инфекционной больнице был аврал. В экстренном порядке за день поступили сразу 34 ребенка, и это при том, что мест уже катастрофически не хватало. В межсезонье, когда теплеет или холодает, традиционно растет заболеваемость вирусными инфекциями. В эту пору в ГБУ РС(Я) «Детская городская клиническая больница №2» (таково официальное название. — Авт.) неизменно появляются койки в коридорах...

За каждый метр

Администрация больницы трижды переезжала с этажа на этаж, чтобы дать возможность расширить сначала лор-отделение, потом приемное отделение. Сейчас руководители больницы работают в чердачном помещении. Так высоко ценится здесь каждый метр полезной площади под стационар.

— В таких условиях нам, детским инфекционистам, работать нельзя, — говорит главный врач Софья Александрова. — Здание не типовое, условия не соответствуют ни медицинским стандартам, ни санитарным и противопожарным требованиям. Нам постоянно выдают предписания, исполнить которые мы не в силах. Три года совместно с Минздравом РС(Я)и Роспотребнадзором РС(Я) упорно ставим этот вопрос перед российскими властями. Вроде бы обрели какую-то надежду, оформили участок рядом с больницей и планировали построить пристрой для стационара, где все было бы как надо... Останутся ли договоренности в силе в условиях экономического кризиса?

Здание больницы построено в 1957 году. Узкие коридоры, маленькие палаты, высокие потолки и большие окна. Детская инфекционная больница перебралась сюда в начале нулевых из двухэтажной деревянной больницы, поэтому, разумеется, сначала это помещение казалось царскими чертогами. Но времена и требования меняются, и теперь в таких условиях все труднее поспевать за мутирующими вирусами, которые становятся все агрессивнее и устойчивее к лекарствам. ОРВИ и ОКИ сегодня имеют около шести десятков разновидностей. И это только инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем.

Второй фронт

145 коек в период подъема заболеваний не хватает. Для того, чтобы как-то разгрузить больницу, который год подряд приходится выходить из ситуации за счет договоренностей с другими детскими больницами, которые берут маленьких пациентов на долечивание. Это называется «открыть второй стационар», почти как второй фронт. Такие решения согласовываются в Минздраве, Горздраве.

Суровый северный климат и перепады температур в Якутии также не дают нашим врачам-инфекционистам во всем равняться на коллег из других регионов.

— Мы работаем в экстренном режиме, принимаем детей по направлениям поликлиник, поступающих через скорую помощь, а также не имеем права отказывать самообращенцам, — говорит Софья Лаврентьевна. — Таких в последнее время стало больше. Родители приходят сюда зачастую просто за консультацией. Мы никому не отказываем. Но нагрузка велика, молодые специалисты к нам не идут. Детских врачей и так немного, а желающих работать с инфекционными заболеваниями — и того меньше.

Как есть и как должно быть

На экскурсию по больнице нас повел заместитель главного врача Ариан Сергеев. Первым делом мы осматриваем приемный покой. В коридоре людно. Родители, дети ждут своей очереди.

— В каждом отделении имеется свой приемный покой, этот мы открыли для тех, кто обращается самостоятельно. В прошлом году было 11 тысяч обращений, семь тысяч детей госпитализировано, а четыре тысячи — проконсультированы, — рассказывает Ариан Николаевич.

Затем мы идем в отделение реанимации. Здесь шесть коек. На момент нашего посещения заняты три. Есть две обособленные палаты по одному месту с отдельными выходами и четыре койки на посту. Разумеется, по современным требованиям реанимация в инфекционных больницах должна быть совершенно другой. Сегодня во многих больницах страны такого профиля есть стерильные, обособленные боксы.

На втором этаже находится лор-отделение. Это новое подразделение, которое появилось с целью разгрузить Медцентр. Во всех отделениях большая скученность. В палатах по четыре-шесть, а то и более коек. В среднем на одного пациента приходится 6-9 квадратных метров, тогда как положено почти 13.

В лаборатории недавно приобрели новый биохимический анализатор по программе модернизации здравоохранения РС(Я) и теперь могут выполнять более сложные исследования крови. Работают здесь круглосуточно. По стандартам в больнице должна быть своя экспресс-лаборатория в отделении реанимации, а также оборудованная бактериологическая лаборатория. За выполнением баканализов приходится обращаться в другие лаборатории. Кстати, здесь мне показали довольно дорогой аппарат, который подарил больнице щедрый меценат

Инфекционное воздушно-капельное отделение самое большое в больнице. Здесь 74 койки, но по факту лечатся 94 ребенка. В коридорах приспосабливают кушетки, раскладные кровати. Если говорить, как положено по стандартам, становится ясно, что нашей инфекционной больнице надо расширяться и расширяться. Палаты в инфекционном отделении должны быть боксированные или хотя бы полубоксированные, с отдельным санузлом для каждой. В условиях такой скученности немудрено, что дети рискуют подхватить и другие инфекции, хотя врачи стараются сформировать палаты по нозологиям.

Это не мечты, а необходимость

«Хотелки» врачей-инфекционистов могут поддержать «сопелки и вопилки» родителей, которые сегодня направлены преимущественно на администрацию больницы. При всем желании обеспечить условия как положено здесь не могут. Площади не те.

Постаралась выведать у врачей и заведующих отделениями: что им нужно для результативной работы? Современный стационар-пристрой, в котором можно запланировать размещение компьютерного томографа (времена, когда КТ был роскошью, прошли), более современное оснащение лаборатории больницы, коль скоро мы кричим: «Все лучшее — детям!»

Наверное, в Якутске нет семьи, которая бы не попадала или хотя бы не обращалась за консультацией в эту больницу. Вирусы звереют, лекарства дорожают... Задаю главному врачу нелепый, но на самом деле очень волнующий вопрос: «А что будет, если завтра... появится такой страшный вирус, что начнется эпидемия?»

— На этот случай план мероприятий расписан, — отвечает Софья Лаврентьевна, — имеется схема, по которой мы срочно выписываем своих больных и перепрофилируемся вместе с другими учреждениями здравоохранения для работы с особо опасными заболеваниями.

Главврач спокойна, и я не задаю ей второй «фантастический» вопрос: а если опасная атипичная болезнь обнаружится у кого-то одного и эпидемии еще нет?.. Смогут ли в условиях такой скученности оградить других
пациентов?

Мария ПАВЛОВА.

gazetayakutia.ru

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют