bookmark
18:03 17.09.2015

В Якутии будут производить топливо будущего

РИГ SAKHAPRESS.RU Пропан-бутановый прорыв компании ЯТЭК.

Потребление энергии неуклонно растет. Нефть, уголь, газ - три кита, которые обеспечивают жизнь современному обществу. Из них наиболее эффективным и экологически чистым считается природный газ. Поэтому развитие газового рынка в Якутии является стратегически важным для экономики и экологии республики. И новый проект ЯТЭК "Пропан-бутан" можно считать одним из значимых шагов к развитию газовой промышленности Якутии.

В связи с проектом "Пропан-бутан" компания "ЯТЭК" организовала для журналистов поездку в поселок Кысыл-сыр Вилюйского района. И представители СМИ получили возможность ознакомиться не только с перспективами "Пропан-бутана", но и с производством.

Как ездить три раза дешевле?

В нашей республике популярностью пользуются автомобили с наиболее прожорливыми двигателями. Расстояния у нас огромные. Потом зимой приходиться тратить литры дорогостоящего топлива на обогрев машины. И, естественно, появляется мысль перейти с бензина на газ. Один раз потратился на установку газобаллонного оборудования, а затем в свое удовольствие можно и покататься.

Владислав Ким

Перед поездкой в Кысыл-Сыр коммерческий директор компании ЯТЭК Владислав Ким встретился с журналистами и рассказал о проекте "Пропан-бутан". По его словам, спрос на пропан-бутан есть, но предложить достаточное количество производители не могут. Поэтому в Кысыл-Сыре началась реконструкция, что позволит производить для начала 15 тысяч тонн пропан-бутана в год.

Владислав Адольфович выделил три главных преимущества пропан-бутана по сравнению с другими видами топлива:

-- Экономичность. Практика показывает, что пропан-бутан снижает расходы автомобилистов в три раза. Конечно, нужно установить спецоборудование, что обойдется примерно в 31 тысячу рублей, но через год переустановка окупится.

К тому же сейчас ЯТЭК разрабатывает программу, по которой автолюбители смогут переоборудовать машину в рассрочку, без процентов.

Факт: Стоимость на 100 км пробега при условном расходе топлива 6,5 л/100 км -- расход бензина составит 278 рубля, а пропан-бутана - 109 рублей.

-- Экология. Использование газомоторного топлива существенно сокращает вредные выбросы в атмосферу. Например, выбросы угарного газа уменьшаются в 10 раз!

-- Эффективность. Так как газ выгорает равномерно и практически безотходно, то двигатель автомобиля медленнее изнашивается. Для тех, кто не может менять автомобиль чуть ли не каждый год, думаю, это важный аспект.

В дальнейшем ЯТЭК собирается развивать этот рынок, так как потенциал у него большой. Кроме того, после налаживания производства пропан-бутана, планируется развивать сети газозаправочных станций.

"Елка" и уникальные скажины

ЯТЭК в октябре запускает производство пропан-бутана. Журналисты во время поездки в Кысыл-Сыр смогли увидеть, как будет производиться пропан-бутан.

Экскурсия началась с участка спецтехники. Как рассказал начальник транспортного отдела Александр Бакунов, спецтехника каждый год обновляется на 15 %. В этом году в связи с проектом "Пропан-бутан" будут закуплены шесть пропановозов. В данное время в автопарке 72 единицы новой техники.

Александр Бакунов

Факт: Самая дорогая спецтехника в автопарке ЯТЭК - это кран 75-тонник стоимостью около миллиона американских долларов.

После последовал вводный инструктаж, так как нам предстояло посетить не простое, а особо опасное производство. Затем нас повезли смотреть скважины - источники природного газа.

Первая остановка, естественно, была на самой первой скважине «Кысыл-Сыра». Скважину №1 пробурлили в далеком 1963 году, но через год она была уже ликвидирована, так как случилась авария. К слову, аварию ликвидировали целых 26 дней!

Далее мы посетили причалы на реке Вилюй. Навигация важна для производства, так как часть скважин находится на другом берегу.

Валерий Горовик (Второй слева)

Начальник центральной диспетчерской службы Валерий Горовик рассказал, что всего у ЯТЭК в Кысыл-Сыре 74 скважины, из них эксплуатируются 43. Так как потребление природного газа зависит от сезона, зимой больше, летом меньше, то скважины используются попеременно, а не все сразу.

Экскурсия была бы неполной, если бы мы не посетили сверхглубокую скважину №27. Глубина ее составляет 6 519 метров, что является рекордом на Дальнем Востоке.

Факт: Скважину бурили с декабря 1982 до сентября 1984 года!

Валерий Горовик считает, что для науки эта скважина бесценна. Ее изучение привело бы к новым открытиям.

Напоследок мы увидели эксплуатируемую скважину №54. Данную систему скважины почему-то называют "елка". Я думала, что рядом со скважиной мы увидим оператора или техника, то есть кого-то, кто следит за ней. Но оказалось, что мои представления отстали от времени. Скважинами управляют дистанционно из центральной диспетчерской, куда автоматически поступают все необходимые данные. Валерий Горовик сказал, что сбор информации происходит каждые два часа.

Газ в Якутии станет еще качественнее

Территория завода огромна и засыпана песком для безопасности. Необходимо все время носить каску, также строго-настрого запрещается курить.

Сначала мы побывали в лаборатории, где проверяют качество продукта. Если газ не отвечает требованиям, то он не попадет в магистраль. Поэтому лаборатория работает круглосуточно, так как газ передается беспрерывно.

Далее нас встретил начальник ГПУ ЯТЭК Валерий Бабичев. Вместе с ним мы отправились осматривать УКПГ (установка комплексной подготовки газа). Собственно -- это сердце завода, так как именно здесь сырье перерабатывается в конечный продукт.

Валерий Бабичев

Природный необработанный газ, который содержит кроме метана, пропана, бутана еще подземные воды и другие примеси, необходимо очистить. Для этого сырье проходит через низкотемпературные сепараторы и делится на метан, пропан-бутан и конденсат. Затем осушенный газ (метан) попадает в узел учета газа, где измеряется его объем. Потом попадает в магистраль.

Факт: Природные газы не имеют запаха, поэтому в целях безопасности добавляются одоранты. В Якутии используют этилмеркаптан, который пахнет как гниющий лук.

Как рассказывает Валерий Бабичев, несмотря на очистку, толика пропана и бутана все же остаются в конечном продукте. Поэтому уже в Якутске газ повторно очищается. Но до Якутска газ еще перенаправляется в другие населенные пункты. К тому же в конденсате также остается пропан-бутан, который попросту без пользы сжигается. Из УКПГ видно, как горит пропан-бутан на пустыре - можно сказать собственный "вечный огонь". Хотя он уже не "вечный", так как новый проект ЯТЭК позволит теперь извлекать практически весь пропан-бутан. То есть метан станет качественнее, а пропан-бутан из конденсата не нужно будет сжигать и "костра" уже не будет.

Полным ходом идет строительство пропан-бутанового цеха. Ведущий инженер-технолог Алексей Бойцов сообщил, что обработанный продукт будет храниться в 10-ти специальных цистернах вместимостью 2000 кубометров. Так как пропан-бутан хранится в сжиженном состоянии, температура в цистернах не превышает -42ºС.

Алексей Бойцов (Справа)

Напоследок мы посетили строительство заправочной станции для пропановозов. Отсюда пропан-бутан будет доставляться потребителям.

Кысыл-Сыр - "газовое сердце республики"

Поселок в своем роде уникальный. Из Кысыл-Сыра поставляется 86% всего газа для Республики и 100% - для Якутска. Отсюда мы получаем тепло и огонь для приготовления пищи.

В статьях, в книгах гордо пишут "Кысыл-Сыр - "газовое сердце Якутии". Но когда видишь поселок собственными глазами, в это трудно поверить. Везде ветхие и аварийные дома. Не видно практически ни одного нового жилого здания. Очень мало частных дворов. На улице людей даже не видно. Раз-два и обчелся. Вид поселка оставляет угнетающее чувство.

Как оказалось, из-за бездействия местной администрации, которая пеняет на безденежье, социальные проблемы не решаются. ЯТЭК, как градообразующее предприятие, пытается помочь жителям насколько возможно. К тому же почти треть взрослого населения поселка - это работники ЯТЭК.

Петр Кузнецов

Главный специалист пресс-службы ЯТЭК в Кысыл-Сыре Петр Кузнецов рассказал, что компания старается помочь по мере возможностей местным жителям. Строит детские площадки, обеспечивает периодически детские сады инвентарем, помогает спецтехникой и многое другое. Например, в этом году ЯТЭК отремонтировал стоматологический кабинет, купили для больницы рентген.

Факт: ЯТЭК всем роженицам поселка дарит 30 тысяч рублей.

Три года назад поселок отмечал юбилей, рассказывает Петр Кузнецов, администрация попросила ЯТЭК построить по этому случаю стадион. Теперь стадион в поселке за 34 млн. рублей есть, но администрация поселка не желает его брать на свой баланс.

На мой взгляд, ситуация, мягко говоря, странная. Например, вы попросили подарить вам автомобиль, а после дарителя еще заставляете оплачивать ваш бензин и ремонт. Абсурд. Но таковы факты. В данный момент новенький стадион, выходит, никому не нужен. Сразу приходит мысль, лучше бы попросили построить жилой дом. Пользы было бы больше.

Повторяюсь, гостям Кысыл-Сыра сразу бросаются в глаза печальный вид жилых домов. По словам Петра Кузнецова, 95% жилых домов относятся к ветхим и аварийным. Но в республиканскую программу по сносу ветхого и аварийного жилья ни один дом не попал.

Кысыл-Сыр сегодня обеспечивает газом почти всю республику, казалось бы, поселок должен процветать. Но такого не происходит. Как говорит Петр Кузнецов, очень бы хотелось, чтобы руководство республики обратило внимание на плачевное состояние поселка.

Сахаяна ЛОПАТИНА.

РИГ SAKHAPRESS.RU

Фото автора.

Якутск – Кысыл-Сыр -- Якутск

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют