В Ил Тумэне рассмотрели сценарные условия социально-экономического развития на 2020-2024 годы | SakhaPress.ru
Наверх

В Ил Тумэне рассмотрели сценарные условия социально-экономического развития на 2020-2024 годы

10:15 10.07.2019

SAKHAPRESS Макроэкономическая ситуация в республике характеризуется устойчивыми позитивными тенденциями. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в целом по республике в 2019 году оценивается в размере 72 389 рублей, в 2020 году – 76 686 рублей.

9 июля состоялось второе расширенное заседание Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), в повестку которого первоначально было включено пять вопросов, среди них такие, как сценарные условия прогноза социально-экономического развития до 2024 года и проект бюджета республики на 2020 и плановый период 2021-22 гг, а так же реализация национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение».

Уточним, что Совет Госсобрания (Ил Тумэн) создан для предварительной подготовки и оперативного рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Ил Тумэна. В состав Совета Государственного Собрания входят  председатель Государственного Собрания и его заместители, председатели постоянных комитетов, комиссий и их заместители, руководители депутатских фракций. Сейчас  Госсобрание (Ил Тумэн) Якутии находится на парламентских каникулах до осенней сессии,  поэтому Совет Госсобрания (Ил Тумэн) принимает решения по вопросам, требующим участия парламентариев.

ВРП на уровне 1 миллиарда 220 миллиардов рублей

Министр экономики Майя Данилова в своем выступлении рассказала народным избранникам о сценарных условиях формирования прогноза социально-экономического развития республики на 2020-2024 годы. Как пояснила министр, сценарии имеют базовый и консервативный варианты, в зависимости от развития общей экономической ситуации по позитивному или негативному сценариям.

- Макроэкономическая ситуация в республике характеризуется устойчивыми позитивными тенденциями. Объем ВРП в 2019 году оценивается на уровне 1 трлн 220 млрд рублей, что на 3,9% превысит уровень 2018 года в сопоставимых ценах. Среднегодовые темпы роста ВРП по базовому сценарию прогнозируются на уровне от 2,5 до 5%, что вызвано реализацией нефтегазовых проектов в Западной Якутии и угледобывающих проектов в Южной Якутии, - сказала министр экономики РС(Я).

Прибыль рентабельных предприятий по оценке на 2019 год составит 215,5 млрд рублей с ростом на 22,4% к уровню 2018 года. Положительная динамика сложится из-за ожидаемого роста курса доллара, за счет добычи угля, сырой нефти и алмазов. В 2020 году прирост прибыли до 225,6 млрд рублей (+4,7% к 2019 году) обеспечат предприятия по добыче нефти и угля.

По словам министра экономики, в 2020-2022 годах начнутся освоение месторождений цветных металлов, реконструкция аэропортовой и автодорожной сети, строительство мостового перехода через реку Лену и строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи.

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в целом по республике в 2019 году оценивается в размере 72 389 рублей, в 2020 году – 76 686 рублей. Положительно на динамике заработной платы сказывается повышение минимального размера оплаты труда.

Опережающие темпы роста заработной платы целевым категориям работников бюджетной сферы в 2018 году обеспечили рост реальной заработной платы в 5,6%, а с 2019 года реальная заработная плата стабилизируется и в условиях достаточно стабильной инфляции составит по оценке в 2019 году – 101,1%, в 2020 году – 102,3%.

После доклада депутаты задали министру экономики немало вопросов. Под впечатлением от озвученного триллионного ВРП некоторые из депутатов подняли вопрос об оптимизации учреждений образования, в частности, об отмененном 202-м постановлении правительства РС(Я). Тогда присутствовавший в зале премьер республики Владимир Солодов попросил слово: «Эти вопросы надо адресовать не Майе Андреевне, а мне. Готов ответить депутатам на отдельном совещании по этой теме».

Депутат Юрий Григорьев спросил о кадастровой переоценке участков, предоставленных в свое время крупным компаниям под трубопроводы. По его подсчетам, местные бюджеты могут на этом получить прибавку около 8 млрд. рублей. (В конце заседания на этот вопрос министр по имущественным и земельным отношениям Евгения Григорьева ответила, что такая кадастровая переоценка по плану состоится в 2020 году).

Депутату Михаилу Гуляеву Майя Данилова сообщила, что республика не предоставляла льготы газовикам, у которых есть льготы по Налоговому кодексу РФ. Задача правительства республики как можно быстрее поставить на учет имущество, которые построил Газпром, чтобы получить свою долю налогов.

Министр экономики ответила и на другие вопросы депутатов, касающиеся прогнозов развития несырьевых отраслей экономики, совершенствования налоговой политики, финансирования на проезд граждан до места лечения, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, планов по увеличению доходов населения, снижению уровня бедности.

Министр финансов о доходах бюджета

О формировании доходной части госбюджета Якутии на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов рассказал министр финансов Валерий Жондоров. Основными базисными показателями прогноза доходной части госбюджета являются среднегодовой обменный курс рубля к доллару США, прибыль рентабельных предприятий, фонд оплаты труда, объем добычи и реализации полезных ископаемых, среднегодовая остаточная стоимость объектов основных средств, прогноз цены на золото, дефляторы по видам экономической деятельности.

Эти показатели применяются для расчета налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций, налога на добычу полезных ископаемых. Они формируют порядка 96% налоговых доходов госбюджета Якутии.

Налог на имущество организаций полностью поступает в госбюджет республики. Его удельный вес в налоговых доходах госбюджета составляет в среднем 14%. Крупнейшими плательщиками по данному налогу являются АК «АЛРОСА» (ПАО), ООО «Транснефть-Восток», ПАО «Сургутнефтегаз», ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» и предприятия электроэнергетики республики.

- В 2019 году ожидаются поступления налога в сумме 14,376 млрд рублей, что на 9% ниже поступлений прошлого года в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения с 1 января. Принятие федерального закона 302-ФЗ в значительной степени повлияет на снижение поступления налога в 2019-ом и последующие годы. По предварительным расчетам, в 2019 году потери составят порядка 2,277 млрд рублей, - сообщил Валерий Жондоров.

Расчёт прогнозного объёма поступлений налога на добычу полезных ископаемых в госбюджет Якутии производится отдельно по каждому виду полезного ископаемого. Прогноз на 2020 год составляет 18 385,4 млн рублей со снижением к 2019 году на 5,6%, в связи с уменьшением объемов добычи по алмазам и золоту, а также снижением прогнозируемого среднегодового курса рубля по отношению к доллару.

Основным источником неналоговых доходов госбюджета являются дивиденды по акциям, принадлежащим республике.

Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета на 2019 год рассчитана в объеме 46 907,2 млн рублей. Целевые федеральные средства в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов уточняются в ходе принятия закона и распределения средств из федерального бюджета.

- Экономика Республики Саха (Якутия) отличается ориентированностью на экспорт добываемых на территории полезных ископаемых. На сегодня более 80% поступлений по налогу на прибыль в госбюджет формируется за счет экспортно-ориентированных предприятий, - сказал министр финансов.

По его словам, такие факторы, как курс рубля, конъюнктурные колебания на сырьевых рынках являются неуправляемыми. Например, изменение курса на 1 рубль приводит к увеличению или уменьшению поступления НДПИ (алмазы) в госбюджет Якутии на сумму более 230 млн рублей в год.

По поступлениям доходов Якутия находится на 9 позиции в стране, уступая таким крупным регионам, как Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край, Республика Татарстан, численность населения которых больше от 3 до 13 раз. По уровню доходов бюджета на душу населения Якутия находится на 7 позиции среди регионов России, опережая показатели по Москве, Ханты-Мансийскому автономному округу, Санкт-Петербургу, Тюменской области.

Члены Совета Ил Тумэна приняли к сведению доклад министра экономики и содоклад министра финансов.

Два вопроса повестки перенесли на другой день

Депутаты подхватили инициативу председателя правительства провести отдельное обсуждение вопросом оптимизации в учреждениях образования, но они трансформировали формат встречи. Вначале депутат Алексей Еремеев предложил перенести обсуждения второго и третьего вопросов повестки Совета Ил Тумэна на более позднее время и при обсуждении и задать все вопросы об оптимизации учреждений образования. Его поддержал заместитель спикера Александр Жирков, который подчеркнул, что лучше всего рассмотреть подготовку проекта бюджета Республики Саха (Якутия) на 2020 год и плановый период 2021- 2022 и реализацию национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение» с участием руководства республики, и с докладом должен выступить  председатель правительства. В свою очередь народные избранники должны серьезно подготовиться к обсуждению всех спорных вопросов, которые затрагивают интересы их избирателей. Большинство записавшихся на выступления депутатов отозвали свои заявки и поддержали данное предложение. В результате большинством Совет Ил Тумэна принял решение сделать перерыв и закончить заседание в другой день, чтобы принять решения по двум оставшимся пунктам повестки.

Далее депутаты рассмотрели вопрос об отзыве Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на проект федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». Его коллегам представил вице-спикер парламента Виктор Губарев. В конце заседания были одобрены проекты федеральных законов, законодательные инициативы и обращения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Татьяна БУРЦЕВА.

SAKHAPRESS

Фото пресс-службы Ил Тумэн

Ник
Текст комментария